Технология обслуживания пользователей библиотек

система обслуживания потребителей библиотеки включает различные взаимосвязанные подразделения, формы, пункты обслуживания, которые функционируют в зоне обслуживания и обеспечивают потребителям предоставление различных форм услуг. Библиотечный абонемент –форма индивидуального и комплексного обслуживания читателей, которая предусматривает выдачи произведений печати на определённый на определённый срок для пользования ими вне библиотеки. Термин пользования определяется в Правилах пользования библиотекой, принятых в 1996г. (30 дней максимально). Абонемент обозначает право пользования ч-либо,: документ который удостоверяет это право. Сегодня пользователи библиотек имеют право на бесплатное обслуживание. Абонементом библиотеки могут пользоваться все граждане, коллективы, бригады. Абонемент: индивидуальный, коллективный; -общ., -групп., -отрасли., -фунцион.. В публичных библиотеках абонемент является ведущей формой обслуживания. В крупных библиотеках не абонемент, а читальный зал является основной формой. По характеру отношений между библиотекарем и читателем: абонемент - стационарный и заочный. На стационарном библиотекарь непосредственно обслуживает читателя, оформляет выдачу и приём издания в соответствующих учётных документах. Заочный абонемент даёт возможность получить документ непосредственно по месту жительства или работы путём пересылки по почте. Эта форма обслуживания относится к внестационарному обслуживанию, характерна для библиотек разных типов. При оформлении заочного абонемента библиотекарь и читатель заполняют соответствующее Соглашение о постоянном внестационарном обслуживании. Технология обслуживания: - запись в библиотеку , - выдача и приём литературы, - работа с задолжниками, - работа с отказами. ЧЗ – специально оборудованное помещение которое приспособлено для выдачи читателям, абонентам, потребителям информации произведений печати и других документов с условием использования в стенах ЧЗ. Главная роль ЧЗ в библиотеке: привлечение читателей к систематическому пользованию произведениями печати, в культурном развитии личности, в увеличении сферы влияния библиотеки на общество. Преимущество ЧЗ: читатель получает возможность пользоваться на месте всем фондом библиотеки, в том числе редкими и ценными документами. ЧЗ обслуживает с помощью основного (открытого) и подсобного (закрытого) фонда. В зависимости от типа, вида библиотеки количество ЧЗ разное. Публичные библиотеки – 1,2 ЧЗ. Особая система ЧЗ в крупных библиотеках: ЧЗ дифференцируется по 1) отраслям знаний, комплексным наукам. 2) по характеру и видам изданий. (ЧЗ микрофильмов, нотных записей и т.д.). 3) по уровню подготовки пользователей общие ЧЗ, научные. Внестационарные формы обслуживания дают возможность приблизить произведения печати и др. материалы к месту работы, жительства, отдыха пользователей в тех отдалённых регионах , на производственных предприятиях, организациях, интернатах, вблизи которых отсутствуют стационарные библиотеки. Разные формы внестационарного обслуживания составляют целую систему, значение которой в следующем: содействие рекламе библиотеки, повышение статуса библиотеки в обществе. Внестационарное обслуживание организует стационарная библиотека, в которой существует специальный фонд и ответственный библиотекарь, может быть выделен и специальный отдел. В структуру внестационарного обслуживания входят: библиотечный пункт (универсальный, специализированный), книгоновшество, библиобус, бригадный абонемент, семейный абонемент, заочный абонемент. МБА (одна из форм библиотечного обслуживания, которая обеспечивает оптимальное удовлетворение запросов читателей, абонентов путём взаимного использования фондов. Информация потребителю подаётся в разном режиме и на разных носителях из одной библиотеки в другую. Развитие МБА уменьшает количество отказов, содействует более полному использованию фондов библиотек страны. Основное положение ГОСТа «МБА в РБ»: - предоставление документов во временное пользование, бесплатное и частично платное обслуживание по МБА, -сущ-е МБА для научных, производственных и просветительских запросов абонентов). Другие ГОСТы по обслуживанию: «Библиотечная документация. Первичные учётные документы. Правила заполнения бланков»/1980), СТБ «Библиотечная статистика» (2000).

6. Методика библиотечного обслуживания

Методика – это совокупность методов обучения и практического использования чего-кого-нибудь.

Существуют частные и общие методики.

Разработка общей методики необходима при планировании библиотечного обслуживания, когда с учетом требований абонементов и типа библиотеки должны выбираться основные виды услуг.

Частная методика используется при реализации технологического процесса использования той или другой услуги, организации обслуживания на отдельном участке.

Многоаспектность библиотечных ситуаций требует от библиотекаря умения выбрать методы, приемы, адекватные ситуации реальные читательским требованиям. Значит, библиотекарь при осуществлении технологического процесса или организации обслуживания должен принимать методическое решение.

Применение местного решения – это процесс выбора из совокупности методов, способов, приемов, правил и решений более целенаправленных с точки зрения читателя и ситуации обслуживания.

Массовое обслуживание пользователей составляет один из важнейших компонентов деятельности библиотек. Массовая работа библиотек – это совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды изданий печати и др. документов среди читателей и населения. Массовое обслуживание должно учитывать надежды читателей разных категорий, выполнять те задачи, которые не могут быть реализованы другими учреждениями, которые влияют на формирование личности. Одна из них – притягивание к чтению, к активным формам организации досуга. Она решается участием библиотеки во всей культурно-просветительской деятельности.

Второе направление массового обслуживания диктуется объединением межличностных отношений, что ставит библиотекаря перед необходимостью развивать непосредственные контакты с читателем, читателей одного с другим, с приглашенными в библиотеку собеседниками.

Формы массового обслуживания: наглядная, устная, дискуссии, нетрадиционные.

Индивидуальное библиотечное обслуживание – это деятельность библиотеки, направленная на удовлетворение многосторонних требований каждого отдельного читателя в информации, средствами библиотечных услуг и доступа к документам в соответствии с читателями требованиями (потребностями).

Основные задачи:

1. Создание психологической атмосферы для контактов, отношений

2. Выявление читательских требований и потребностей каждого посетителя библиотеки

3. Многосторонняя помощь в реализации и развитии читательских потребностях, и поиска необходимой литературы

4. Содействие формированию основных элементов культуры чтения

5. формирование имиджа библиотеки.

Наши рекомендации