Игры для работы с конфликтами
Важно помнить, что ситуации на конфликт, которые вы даете для проигрывания, должны быть очень простыми и не значимыми для людей, чтобы они не обиделись друг на друга и не наговорили друг другу гадостей в ходе игры. Иначе потом они могут долго обижаться друг на друга и после тренинга. В этих же целях инструкция дается всем участникам сразу, чтобы ситуация не была для них очень неожиданной.
«Конспект»
В игре участвуют два человека.
Инструкция первому участнику. «Вы вместе учились на курсах повышения квалификации, и один человек писал конспект, а другой нет. На экзамен преподаватель потребовал конспект. Ты сдаешь экзамен сегодня, и поэтому попросил конспект у товарища, так как он сдает завтра. Ты сдал экзамен на пять, очень обрадовался, и, уходя из аудито-Коммуникативные конфликты в тренинге
рии, забыл забрать конспект. А когда вспомнил и вернулся, то в аул и
тории никого уже не было, и конспекта тоже».
Инструкция обеим участникам: «Вы встречаетесь в коридоре и д<я
жны вести себя так, как обычно поступаете в жизни».
После игры проводится классический анализ: сначала высказыии
ются наблюдатели, а затем участники. В конце обсуждения тренер ш дает вопрос на прояснение отношений между участниками игры послг взаимодействия: «Ты пойдешь к нему в следующий раз просить конспект или нет?»; «А ты дашь ему в следующий раз конспект, если он по-просит?» При анализе важно показать, что если кто-то из участником пытался «наезжать» на другого, то в ответ другой может обидеться и просто уйти, сказав, что тот сам виноват. Но важно получить конспект. а не обругать ответчика. И последнее: если ситуация разрешилась хорошо, то потерпевший должен помочь снять чувство вины с ответчика, если оно есть.
«Отчет»
Участвуют два человека, инструкцию они также получают вместе.
Двое написали совместный отчет о работе. Один ушел с работы по раньше. Зашел начальник, забрал отчет и решил, что это отчет одного, и теперь говорит второму, чтобы тот принес свой отчет, так как Петроп свой уже сдал. Человек растерялся и сразу не нашел, что ответить.
Инструкция участникам: «Вы встречаетесь в коридоре. Каковы ваши действия?»
«Статья»
Участвуют двое, инструкция зачитывается обоим.
Вы вместе написали статью. Один остался распечатывать, а другой ушел домой на полчаса раньше. Зашел начальник и сказал, что статья очень поможет на аттестации, что могут повысить в должности, и человек убрал вторую фамилию. Через несколько дней вышел журнал со статьей и одной фамилией.
Инструкция участникам: «Вы встречаетесь в коридоре. Ваши действия?»
«Журнал»
Инструкция участнику: «Ты вчера принес на работу журнал, который тебе дал на время друг, он привез его из Америки. Этот журнал у
ц-(ш попросил второй участник и потерял его вечером в транспорте. Друг попросил ему вернуть журнал утром, и ты пообещал, не зная, что ип утерян. Вы встречаетесь в коридоре и говорите...»
«Шарфик»
Участниц две (обязательно женщины).
Инструкция: «Тебе вчера твой любимый подарил шарфик, который он привез из Индии. Шарфик очень красивый, очень необычный. Подруга у тебя попросила этот шарфик на вечеринку, и на вечеринке шарфик попал на свечу и сгорел. Ты, не зная об этом, обещала своему дру-I v, что завтра его наденешь в театр. Вы встречаетесь с подругой. Ваши действия?»
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ
В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
В разговоре о конфликтах можно дать теорию по опроснику Томаса «Пять способов поведения в конфликтных ситуациях».
Первый способ называется «уход». Человек всячески избегает конфликта, старается в любых ситуациях сделать вид, что ничего не произошло; такой человек часто говорит, что считает себя неконфликтным, что у него почти не бывает конфликтов.
100% выигрыша А
50%
50% 100% выигрыша В
Рис. 5. Способы поведения в конфликтных ситуацияхКоммуникативные конфликты в тренинге
Но в действительности, если рассмотреть этот способ на обычном, бытовом примере, то получается иная картина. Оказывается, что в рМ зультате ухода от конфликта у его участников может накапливать^ недовольство. Представьте, что два человека одновременно хотят смот« реть две разные программы по одному и тому же телевизору. Достаточно обычная ситуация. Один говорит, что хочет смотреть футбол, дру* гой, что хочет смотреть любимый фильм. После этого они замолкаюI Если оба человека придерживаются принципа избегания в конфлик м то понятно, что они должны делать в подобной ситуации — выключить телевизор и смотреть на погасший экран. Конечно, в жизни это может выглядеть менее драматично. К примеру, они могут пойти и заняться своими делами, или включить какую-то третью программу и т. д. Но суть ситуации остается прежней: ни один не получает то, что хочет. И конечно, они будут думать друг о друге, что «если бы не он, то я бы спокойно смотрел свой...» Если эта ситуация повторится несколько раз, то это приведет к тому, что когда-нибудь, когда первому не нужен будет телевизор, а второй заявит, что он хочет смотреть телевизор, то первый может в ответ заявить, что ему тоже хочется, но другую программу. Вопрос стал принципиальным.
Второй способ поведения в конфликтных ситуациях называется «конфронтация».Использование этого способа приводит к тому, что выигрывает один человек, а второй проигрывает, то есть один получает выигрыш на 100%, а другой получает ноль. Выигравший может также выиграть и чувство вины, а проигравший выиграл обиду. Рассмотрим это на нашем примере с телевизором. Один взял пульт и сказал: «Я буду смотреть свой футбол, и меня не волнуют твои проблемы». Он выиграл сейчас, но не выиграл на всю жизнь. А если второй растерялся от его наглости сегодня, то завтра он будет к этому готов и будет сильнее сопротивляться. Если представить, что один явно сильнее другого, то все равно второй может сопротивляться. Например, спрячет в следующий раз пульт от телевизора или сломает что-то, и так далее. Таким образом, получается, что этот способ поведения в долговременной перспективе имеет только отрицательные последствия.
Следующий способ называется «вынужденная уступка»— это зеркальный вариант второго способа. Он заключается в том, что один, проиграв в первый раз, будет усиленно готовиться ко второму раунду. Это жизнь, посвященная борьбе. На примере с телевизором это может выглядеть так: муж отобрал пульт, жена растерялась и сдалась, но в следующий раз она будет готова к такой ситуации и, может быть, расплачется. Тогда муж проиграет, но будет готовиться к следующей схватке. .)
Четвертый способ получил название «компромисс».Это когда мож-Но что-то поделить поровну. Но на примере телевизора понятно, что н Iить телевизор бессмысленно. Если делить время, то это тоже не вы-м и!., так как смотреть первую или вторую половину передачи нет смыс-Ли, да и не выбрать — и то, и другое имеет свои минусы.
Обычно человек обращает внимание не на то, что получил, а на то, •но не получил. Кроме того, в компромиссе есть один подводный камень: начиная что-то делить, люди увлекаются и доходят до абсурдных | итуаций. Например, поделив мебель, пилят пополам последний стул. Конечно, когда что-то делится легко и оба согласны поделить поровну, к) это может быть выходом.
Пятый вариант называется «сотрудничество».Этот вариант хорош тем, что каждому участнику можно выиграть сто процентов, а может быть, и сто пятьдесят. Например, один добровольно уступает другому потому, что к нему хорошо относится и не считает, что второй ему обязан. Люди сохранили отношения и даже сделали их лучше. И просто приятно делать что-то хорошее хорошему человеку. Другой пример: оба сели перед телевизором и поняли, что одновременно два разных канала не посмотреть. Кто-то предложил: «А давай пойдем в гости, в театр или в кафе». И здесь выигрыш больше, так как этого не было в планах, а идея возникла в ходе конструктивного конфликта. Люди получают что-то большее, чем просмотр телевизора, и улучшают свои отношения. Конечно, выход из более сложных ситуаций найти не так просто, но это единственный способ, который гарантирует хороший результат.
Также можно рассказать о «претензии без претензий»и потренироваться. Для этого нужно научиться предъявлять претензии без претензии: так, чтобы не обидеть собеседника. Например, муж приходит домой, а дома нет ужина. Если он недоволен, то может особым образом «посмотреть» на жену или наговорить ей много неприятных слов. Но в любом его «сообщении» можно выделить три блока. Первый блок — это описание самой ситуации: «Я пришел домой, еды опять нет..,» Второй блок — это сообщение о том, что он хочет есть: «Я умираю от голода...» Третий блок — оценка жены как плохой хозяйки: «Ты всегда так себя ведешь, ты ни на что не годная жена». В этой претензии муж хочет, чтобы она обратила внимание на второй блок, а жена обращает на третий, обижается и, соответственно, конструктивного общения уже не предвидится. Чтобы сообщить претензиюбез претензии, необходимо изменить сообщение в третьем блоке, например, описать ситуацию: «Я пришел домой, а ужина нет». Второй блок: «Мне не нравятся такие ситуации». Третий блок заменить на просьбу о помощи: «Помоги мне,
пожалуйста, покорми меня и т. д.». Услышав такое обращение, жен вероятнее всего, отреагирует на него положительно. Таким обрачом, в любых ситуациях, переформулировав свою претензию в претешпы без претензии, мы не обижаем человека и не нарушаем коммуникации! Точно так же мы сами можем не входить в «угол», когда слышим претензию от кого бы то ни было. Сами в уме можем перевести прете и зию в конструктивную форму и понять, что если человек кричит, то ш> на нас, а нам. Это крик о помощи, он уже не может не кричать и ему надо помогать, а не обижаться на него. Он просто не знает, как пр.( вильно предъявлять претензию, вот и все.
Для заметок
4.7. ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ
И ГРЫ-«КАТАСТРОФЫ»
Рассмотрим два варианта: «Катастрофа в пустыне», «Катастрофа на Луне». Игра «Катастрофа в Уральских горах» описана ранее.
«Пустыню» и «Луну» можно давать на бланках (приложения 1, 2). И первый день тренинга чаще проводят «Пустыню»; группа обычно не (правляется, и следует вывод, что группа работает хуже, чем каждый в отдельности. «Катастрофу на Луне» лучше проводить в последний день, 1ак как задача легче; кроме того, после трех дней тренинга группа работает лучше и разница между результатом в первый день и в последний может быть очень значимой. Это показатель эффективности тренинга и работы группы.
«Катастрофа в пустыне»
Сначала каждым участником в индивидуальном порядке заполняется колонка «Я», затем группа вместе решает ту же задачу и заполняет колонку «Группа». После групповой дискуссии дается экспертная оценка и считается разница по модулю «Я — Эксперты» и «Группа — Эксперты». И в столбик подсчитывается сумма.
Экспертная оценка «Катастрофы в пустыне». На первом месте косметическое зеркальце, потому что можно сразу подать сигнал. Драповое пальто на втором, потому что жарко, нужна теплоизоляция от такой жары. Третье — вода, понятно почему. Четвертое — фонарь. Фонарь нужен для того, чтобы светить ночью, это и сигнализация, и способ ловить каких-то животных. Пятое — парашют, как средство сигнализации, еще с его помощью можно сделать навес от солнца. Шестое — плащ синтетический, с его помощью можно добывать воду. Седьмое — нож перочинный, скорее всего, если поймать какое-то животное, то можно разрезать. Восьмое — пистолет, в основном его можно использовать, как средство звуковой сигнализации и для охоты, но в пустыне нет крупных животных. Девятое — очки. В тени от парашюта они не особо нужны. Игры &>я тренинга общения
Десятое — набор марлевых перевязочных пакетов. 11-е место — компас, вещь бесполезная, так как с компасом и картой нельзя сориентирован, ся и определить место падения. Поэтому карта на 12-м месте. 13-е меч то — книга «Съедобные животные пустыни». Она не важна, так какмо* но есть всех, кого удастся поймать. Несъедобными являются только жало у скорпиона и зубы у змеи. Водка на 14-м месте, потому что пить нельзя, так как это увеличит влагоотдачу организма. Соль на 15-м месте, так кик ее использование приведет к большей жажде.
Идти никуда нельзя, необходимо разбить лагерь и ждать помощи.
«Катастрофа на Луне»
Порядок проведения игры аналогичен предыдущей. В этой игре, как и в «Пустыне», можно или остаться на месте, или идти к лунной базе, Правильно, конечно, идти, так как это Луна, и никто спасать не прилетит, к тому же понятно, где эта база находится. 320 километров — это большое расстояние, но на Луне в шесть раз меньше притяжение, по« этому идти легче. И можно дойти за несколько дней. Соответственно, исходя из этого, и ранжируются все предметы. Первое, понятно, нужен кислород, потому что нужно будет дышать. На втором месте вода
— через час—два захочется пить. Причем космические скафандры устроены так, чтобы можно было пить. На третьем месте звездная карта — это ориентир. Атмосферы нет, звезды видно все время, можно сориентироваться по звездной карте, понять, где находится база, взять ориентир на какую-то звезду и просто идти в эту сторону. И даже если придется обходить какие-то скалы или расщелины, то ориентир — звезда
— остается тем же самым. На четвертом месте находятся пищевые концентраты. Предполагается, что скафандры оснащены специальным устройством и можно будет есть в дороге. На пятом месте приемник. Почему он не на первом месте? Потому, что расстояние до базы — 320 км, а УКВ действует в зоне видимости. То есть УКВ-волны идут по прямой линии. Атак как кривизна Луны больше (она меньше по диаметру, чем Земля), то УКВ-приемник может на Луне работать в радиусе примерно 60 км. Поэтому надо сначала подойти ближе, чтобы смогли услышать на базе. На шестом месте нейлоновый канат. В условиях Луны притяжение слабое, но расщелины могут достигать глубины в несколько километров. И если человек туда упадет, он, возможно, даже не разобьется, но вылезать оттуда будет несколько дней. Поэтому канат необходим для связки, как у альпинистов. Кто провалится, его тут же выдернут обратно. На Луне человек будет весить килограммов 20.
На седьмом месте находится аптечка. Во-первых, в аптечке есть обез-ОоливаюЩее, вдруг что-нибудь случится. Также в аптечке, скорее всего, есть заплатки и пластыри для скафандра. Если порвался скафандр, можно его заклеить. На восьмом месте — парашютный шелк. Есть разные варианты, как его можно использовать: сделать носилки и кого-то нести, ес!и понадобится, можно сделать какую-то теплоизоляцию. Если скафандэ не будет справляться с температурой, то можно сделать накидку. № девятом месте — спасательный плот, надуваемый углекислым газсм. В действительности, плот нужен только для того, чтобы в нем переночевать первую ночь. Потому что если просто лечь спать, то ( одной стороны будет греть Солнце, а с другой стороны будет минусо-пая темпфатура. На 10-м месте — сигнальные ракеты. В общем, по идее, они буду чуть-чуть гореть. Но так как атмосферы нет, то горение будет слабое. На 11-м месте — пистолеты, вообще вещь бесполезная. Стрелять в сторону базы опасно, ее вообще можно уничтожить одним выстрелом. Пакет сухого молока — на 12-м месте. Молоко не развести и сухим 610 тоже не съесть. На 13-м — солнечная переносная печь. Варить нечего, греться незачем. На 14-м — магнитный компас. Он вообще ниче'о не покажет, так как на Луне нет магнитного полюса. На 15-м месте, соответственно, коробок спичек. Они не будут гореть на Луне, да и подкигать нечего.
Бланки с ранжированием предметов для «Луны» и «Пустыни» абсолютно аналогичные. Анализ проводится в зависимости от того, на какую сталию общения дается игра. Если мы эту игру даем на стадии ар-гументгдии, то анализируем, соответственно, аргументы. Если на стадии сриентации, то нас волнует, как участники сориентировались в ситуаци*-
«Мафия»
Существует несколько модификаций этой игры.
Вар^нт 1. Группа 12-16 человек. Участвуют все. По количеству уча-стникоЕнарезаются небольшие листочки бумаги (для жребия). На двух-трех лиО"очках пишется буква «М» (это мафия), остальные чистые бумажки -- это «честные» люди. Тренер готовит бумажки (складывает их, чтобы 1в было видно надписи) и раздает группе. Все смотрят, что им досталось и, никому не показывая, возвращают бумажки тренеру.
Зада'а «мафии» — убить всех «честных», а задача «честных» — вычислить кто в мафия, и убить их. «Мафия» ночью убивает по одному человек/- «Честные» убивают днем и тоже по одному человеку. «Мафи-142
Глава 4. Содержание программы тренинН
ози» днем ведут себя как честные люди и стараются незаметно подели вить честных. Игра начинается с того, что тренер объявляет — «Ночь»; все закрывают глаза и опускают голову вниз, подсматривать нельзя, кто случайно открыл глаза — тот «умер от разрыва сердца».
Далее тренер говорит: «Мафия просыпается». «Мафиози» открывают глаза, выбирают жертву и показывают ее тренеру без слов и звуков, Затем тренер говорит: «Все просыпаются». А потом объявляет, что се» годня ночью убили такого-то человека (больше он в игре не участвует; а только наблюдает) и что за день (а это минуты три-четыре) надо выяснить, кто мафиози. Все начинают обсуждать ситуацию. Говорят все, что им приходит в голову. «Мафия», в свою очередь, старается «перевести стрелки» на «честных». В итоге по истечении времени нужно проголосовать, и если больше половины живых проголосовали за кого-то, то он считается убитым (и также в игре больше не участвует). Тренер тут же говорит: «Ночь» и делает объявление, кем был убитый — «мафией» или «честным». Далее «мафия» просыпается и т. д. Игра идет до победы одной из сторон.
Вариант2. В этом варианте игры есть комиссар Каттани и Мэр города. Все то же, но на одной бумажке написано «К» — это Каттани, а на другой Мэр, «мафия» и «честные», как и в предыдущем варианте.
«Ночь» — все спят. Ведущий говорит: «Мафия просыпается». «Мафия» открывает глаза и убивает кого-нибудь. Ведущий говорит: «Мафия засыпает и просыпается Каттани». Он убивает только «мафиози», если он показывает на «честного», то утром ведущий говорит, что «мафия» убила такого-то человека, а Каттани промахнулся и теперь он знает, что это «честный» человек.
Мэр не имеет никаких полномочий, но если его решат убить днем, заподозрив, что он мафиози, он может сказать, что он Мэр. Но мафиози тоже может сказать то же самое, если все проголосовали за него. Мафиози, если все решат его убить, может сказать, что он Каттани, в ответ Каттани тоже может сказать, что он Каттани; после этого его, скорее всего, мафия ночью убьет, но он в последнем слове может сказать, кого он уже проверил и кто точно честный человек.
Вариант3. Это очень структурированная игра, для нее надо иметь повязки на глаза, свечи для каждого участника и колоду карт. В эту игру лучше играть сидя за столами, которые ставятся в круг.
Перед каждым ставится зажженная свеча и кладется карта. Например: вся красная масть — честные люди, король — это Мэр, а туз — Каттани. Черный туз — глава мафии, черный король — его заместитель, а черный валет — киллер.
. Игры для тренинга общения
Все посмотрели свои карты и по очереди говорят свою легенду. Например: «Я булочник Пьеро, живу в этом городе всю жизнь...» и т. д. Когда все представятся, тренер говорит: «Есть сведения, что здесь есть мафиози, и сейчас мы должны решить, будем ли мы убивать кого-то прямо сейчас (это игра начинается с дня, а не с ночи) или нет». Все могут высказаться по очереди, затем идет голосование. На этом этапе можно заметить какие-то моменты. Скажем, решили, что надо попытаться найти мафиози, и все, кто хочет, может высказать свои предложения. Например, кто-то говорит: «Я считаю, что это Пьеро». Другой говорит, что это банкир и т. д. После того, как названо три—шесть кандидатур, идет структурированное обсуждение: тот, кто предложил Пьеро, говорит аргументы против Пьеро. Затем Пьеро имеет 30 секунд на оправдательную речь, и сразу после этого идет голосование. Если голосов недостаточно, обсуждается вторая кандидатура, и так до тех пор, пока по кандидатуре не наберут больше половины голосов. Тренер подходит к этому человеку, гасит свечу и показывает всем его карту.
Затем объявляется «ночь», все надевают повязки на глаза, и тренер говорит, что «мафия» просыпается и по очереди представляется друг другу. «Глава мафии», — говорит тренер, и главарь поднимает руку и т. д. Затем «глава мафии» выбирает жертву. Тренер подходит, гасит свечу и переворачивает карту. Потом «мафия» спит, но просыпается комиссар Каттани; он тоже выбирает жертву. Если он попал в мафиози, тренер гасит свечу и переворачивает карту, если в «честного» человека, то тренер показывает Каттани карту этого человека, и тот остается жив.
Далее «день» и все по сценарию.
Эта модификация игры более структурирована и занимает больше времени. Обычно в нее играют в группах, которые проходят на выезде, и если группу надо занимать вечером после ужина.
После любого варианта игры можно выделить какое-то время на обсуждение того, почему кто-то мог убедить всех в том, что он честный, а другой нет, кому-то верили, а кому-то нет, и почему кого-то слушали, а кого-то нет.
Для заметок