Тема СРСП: Психологическая традиция работы с конфликтами

Задание

Цель занятия: отработка навыков общения в переговорах; урегулирование конфликта; достижение соглашения.

Роли для участия в игре:

Специалисты, ведущие переговоры, не менее трех человек.

Группа экспертов, их задача – дать оценочную экспозицию конфликта.

Группа аналитиков, их задача - осуществить прогнозирование на перспективу, проанализировать предлагаемые экспертами и переговорщиками решения с точки зрения их эффективности, появления потенциальных проблем.

Форма проведения: ситуационно-ролевая игра.

Рекомендуемая литература: 3,15

12 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации к выполнению:

Для выполнения заданий необходимо опираться на знания, полученные на лекции и семинарах, а также пользоваться литературой по данной проблематике.

Тема 1. Понятие конфликта

Задания:

1. Используя заранее приготовленную литературу (публикации в периодических изданиях), проведите анализ исследований по психологии конфликта, составьте отчет.

2. Составьте слайды по предмету, целям, задачам, истории психологии конфликта (с определением понятий, схемами, таблицами)

Рекомендуемая литература:1,2,4,5

Темы 2,3,4,5 СРС по тематическому плану курса не предусмотрены

Тема 6. Виды конфликтов и методы их изучения

Задания:

1. Составление терминологического словаря по видам конфликтов.

3. Составление эссе описывающее один из видов конфликта

Рекомендуемая литература:1,2,4,5

Темы 7,8 СРС по тематическому плану курса не предусмотрены

Тема 9. Сценарии конфликтного взаимодействия

Задание:

Составить доклад, отражающий поведенческие особенности участников конфликта в различных стадиях реализации определенного сценария конфликта

Рекомендуемая литература:4,5,6,7

Темы 10,11,12,13 СРС по тематическому учебному плану курса не предусмотрены

Тема 14. Психологическая традиция работы с конфликтами

Задание:

Проанализировать литературный конфликт с точки зрения возможности его разрешения с помощью психолога.

Рекомендуемая литература:4,5,6,7

Темы 15 СРС по тематическому учебному плану курса не предусмотрены

13 Тематика письменных работ по курсу

Темы рефератов

1. Роль культурных стереотипов при выборе стратегии поведения в конфликте.

2. Сценарии развития конфликтной ситуации, признаки конструктивности и деструктивности.

3. Влияние опыта социального взаимодействия на отношения участников конфликта.

4. Переговоры как модель разрешения межличностного конфликта.

5. Психоаналитическое объяснение природы возникновения конфликта

6. Бихевиоральное объяснение природы возникновения конфликта.

7. Социология конфликта.

8. Конфликт как проблема индивидуально-психологического консультирования.

9. Личность в кризисе: способы психологического содействия.

10. Нравственно-этический подход к проблеме противоречия и насилия.

Рекомендуемая литература

1. Гришина Е.А. Психология конфликта. СПб., 2001

2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

3. Зигерт В., Ланг.Л Руководить без конфликта. М., 1990

4. Каган В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. М., 1998.

5. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. М., 1995.

6. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.

7. Леонов С. Культура и конфликт. М., 1999.

8. Пригожин А.И. Современная социология организации. М., 1995.

9. Фишер Г., Юри С. Переговоры без поражений. М., 1992

10. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

11. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб., 1997.

Примечание:студенты заочной формы обучения высылают письменные работы по курсу в программе для ЭВМ «Автоматизированное сопровождение дистанционного обучения «Факел»».

Информация об оценке

Рейтинговая шкала оценки знаний студентов

Рейтинг Баллы
Текущий 50-100
Рубежный 50-100
Итоговый 50-100
Всего: 50-100

15.Тестовые задания для самоконтроля

1 . В основе любого конфликта лежит:

А. особый вид взаимодействия - конфликтное взаимодействие, развиваемое его участниками;

В. противоречие между его участниками по значимым для них аспектам взаимодействия;

С. повод для его возникновения;

D. стратегии поведения его участников;

E. неконструктивные позиции его участников.

2. Разновидность какого типа конфликтов называется ресурсным конфликтом?

А. конфликт ценностей

В. конфликт интересов.

С. конфликт средств достижения цели".

D. конфликт правил взаимодействия.

Е. конфликт несоответствия потенциалов.

3. К. типу "привнесенных" конфликтов относятся конфликты:

А. вытекающие из взаимодействия его участников;

В. ведущая роль в которые принадлежит только одному из участников;

С. причиной возникновения которых, является посторонний человек.

D. являющиеся вторым этапом развития конфликта "несоответствия потенциалов".

Е. ни один из вышеперечисленных

4. Конфликт, в котором целью для его уиастников становится открытое выражение эмоции и враждебности, называется

А. нереалистическим;

В. реалистическим;

С. опосредованным;

D. действительным;

Е. прямым.

5. Остроту конфликта точнее всего определяет:

А. количество его участников;

В. длительность его течения /чем дольше длиться тем острее протекает/;

С. жесткость противостояния сторон и их ориентированность на борьбу;

Д. его выраженная реалистичность;

Е. стремление скрывать свои мысли и эмоции от оппонента.

6. Основной причиной того, что конфликтные ситуации трудно разрешимы, является:

А. затруднение ,возникающее при попытке узнать, что является его предметом;

В. невозможность найти решение, удовлетворяющее обе стороны;

С. не эффективные стратегии поведения, которые выбирают люди в конфликтных ситуациях;

Д. стремление каждого из его участников "сохранить" свое лицо;

Е. трудность проблем составляющих предмет конфликта

6. Основной проблемой конфликта принято считать:

А. отношения его участников;

В. предмет конфликта;

С. эмоциональные переживания участников;

Д. противоречия, лежащие в основе ситуации за ее

конкретными обстоятельствами;

Е." противоречия, лежащие в основе ситуации в пределах ее конкретных обстоятельств.

8. Повод конфликта, это

А. причина возникновения конфликтной ситуации.

В. предмет конфликтной ситуации;

С. событие предшествовавшее возникновению конфликта.

Д. значительные различия мировоззрении участников конфликта;

Е. событие, сопровождающее переход конфликта из скрытого плана в пласт открытого конфронтационного взаимодействия

9. Участниками конфликта считается:

А. те, кто обратился за помощью к психологам;

В. те, кто заинтересовался сложившейся ситуацией и готовы помочь своими действиями;

С. те, чьи интересы .затронуты и чья позиция может повлиять не исход конфликта;

Д. те, кто участвует в открытом столкновении и может отчетливо сформулировать свою позицию;

Е. те, кто в сложившейся ситуации ориентирован на борьбу.

10. Выбор стратегии поведения в конфликте в решающей степени определяется:

А. предшествующий опытом отношении конфликтующих сторон;

В. представлением о том, каким образом изменятся отношения сторон при разрешении конфликта;

С. представлением о том, каким образом изменятся

отношения сторон в случае деструктивного исхода конфликта;

Д. личностными особенностями участников конфликта;

Е. конкретной ситуацией, сложившееся в процессе выяснения отношений

11. Для такого сценария развития конфликта, как "отчуждение"

характерен следующий тип отношения к возможности соглашения:

А. уверенность в возможности соглашения;

В. отсутствие уверенности в возможности соглашения

С. нежелание искать соглашения;

Д. неуверенность в возможности соглашения, но желание его достичь в конце концов;

Е. уверенность в возможности соглашения, но нежелание его достичь;

12. При выборе такой стратегии, как "доминирование", участник конфликта

А. одерживает тактическую победу, но проигрывает

.в стратегическом отношении;

В. одерживает стратегическую победу, но проигрывает в тактическом отношении;

С. выигрывает решительно вo всех отношениях;

Д. проигрывает решительно во всех отношениях;

Е. нет правильного ответа.

13. Такая стратегия поведения в конфликте, как "уступчивость" предполагает, что

А. человек твердо держится за свои интересы и не готов пойти на встречу;

В. человек отказывается от своих интересов и готов пойти на встречу;

С. человек отказывается от своих интересов и не готов пойти на встречу;

Д. человек твердо держится за свои интересы и готов пойти на встречу;

Е. человек готов пойти на разумный компромисс.

14. Для типа конфликта характерен следующий способ урегулирования "Отделение от сферы взаимодействия, сосуществование. Определение условии сосуществования" ?

А. конфликт ценностей;

В. конфликт ресурсов;

С. конфликт интересов;

Д. конфликт средств достижения целей;

Е. конфликт потенциалов.

15. Арбитражная модель решения конфликтов - это способ рассмотрения спорных дел, при котором

А. сторона обращаются к арбитру, который выслушивает их по отдельности и принимает решение по спорному вопросу.

В. арбитр сам обращается к конфликтующим сторонами и, выслушивает их принимает решение.

С. стороны обращаются к арбитру, который выслушав обе стороны позволяет им принять согласованное решение не принимая в этом участия;

Д арбитр единолично, без участия конфликтующих сторон, принимает решение;

Е. арбитр, выслушав одну из сторон, принимает решение.

16. Посредническая модель решения конфликтов это способ рассмотрения спорных дел, при котором:

А. на основе полученной информации посредник решает основную проблему конфликта.

В. посредник излагает сторонам конфликта объективную информацию не заинтересованного третьего лица.

С. посредник консультирует обе стороны конфликта, каким образом добиться желаемого результата.

Д. посредник не решает проблему, но организует процесс разрешения конфликта его участниками;

Е. посредник решает проблему в процессе диалога между участниками конфликта.

17. В заключительной стадии предварительных бесед с участниками конфликта /т.е. при начале работы посредника/ решаются в основном три задачи:

А. понимание сути конфликта., понимание позиции и интересов, понимание того, кто является участником конфликта;

В. получение необходимой информации для дальнейшей работы, анализ и прогнозирование возможных результатов.

С. установление глубинного контакта, выяснение “ стратегии поведения” и помощь в ведении переговоров;

Д. выяснение отношении участников конфликта, прогнозирование того, как это может проявиться Б ходе диалога, создание позитивного настроя на работу

Е. определение круга проблем, подлежащих обсуждению, определение ожидаемого результата, догово-ренность о порядке дальнейшей работы.

18. В начале переговоров посредник

А. заявляет о том, что он занимает нейтральную позицию и будет работать только на поддержание переговорного процесса;

В. излагает своими словами точку зрения каждого участника конфликта;

С. говорит о цели встречи, процедуре переговоров и правилах проведения переговоров;

Д. предлагает каждой стороне изложить свое мнение о том, чего они хотят достичь.

Е. выражает надежду, что конфликт будет разрешен, излагает своими словами проблему, общую для обеих сторон.

19. Два наиболее важных принципа работы посредника в процессе переговоров- это :

А. двигаться от частного к общему к реагировать на любые позитивные шаги сторон.

В. следовать порядку обсуждения и избегать диалога о проблеме в целом;

С. привлекать внимание участников переговоров к моментам единства и согласия между ними и быть нейтральным.

Д. держать нейтральную позицию и не оказывать влияния на содержательную сторону переговоров;

Е. смягчать деструктивные проявления и поддерживать конструктивный дух общей работы.

20. Б каких случаях результат переговоров принято считать негативным?

А. переговоры окончились ничем;

Б. принятое решение не устраивает посредника;

С. принятое решение не устраивает обе стороны конфликта

Д. принятое решение устраивает всех.

Е. одного из участников вынудили к уступкам.

Ключи правильных ответов

№ Вопроса Правильный ответ № Вопроса Правильный ответ
1. A 11. C
2. E 12. A
3. C 13. C
4. D 14. E
5. C 15. A
6. B 16. A
7. B 17. A
8. A 18. D
9. A 19. C
10. D 20. C

Для итогового контроля

Количество правильных ответов Оценка
38-40 Отлично
35-37 Хорошо
20-34 Удовлетворительно
Ниже 20 баллов Неудовлетворительно

Критерии оценки знаний студентов

%-ное содержание Критерии
0-49 Полное отсутствие знаний программного материала: незнание основного материала учебной программы и допуск грубых ошибок
50-74 Ответ правильные, но не полный: в нем обнаруживается недостаточно глубокое понимание программного материала: допускаются отдельные ошибки в изложении ведущих идей и теоретических положений; проявляется умение лишь к репродуктивному изложению материала; отсутствуют выводы и обобщение.
75-89 Ответ полный и правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Правильная оценка психологических явлений. Знания фактического материала, основных понятий и закономерностей. Привлечение материала по другим учебным предметам. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержения, выводы и обобщения. Но существуют неточности в изложении, не ведущие, однако к существенному искажению содержания.
90-100 Ответ полный правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Правильная оценка психологических явлений. Знание фактического материала, основных понятий и законов. Привлечение материала по другим учебным предметам. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержения, выводы и обобщения.

16. Экзаменационные вопросы по курсу

1. Понятие конфликта

2. Классификации видов конфликтных явлений

3. История изучения конфликтов (до психологический этап развития)

4. Интрапсихический подход к объяснению конфликтов

5. Ситуационные подходы к исследованию конфликтов

6. Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен

7. Личностные конфликты и их интерпретация

8. Межличностные конфликты и их интерпретация

9. Межгрупповые конфликты и их интерпретация

10. Внутригрупповые конфликты и их интерпретация

11. Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях

12. Изучение специфических форм социального взаимодействия как моделей конфликта

13. Опросные методы изучения конфликта

14. Категории проблемного поля описания конфликтов

15. Структурные характеристики конфликта

16. Динамические характеристики конфликтов

17. Факторы определения ситуации как конфликтной

18. Стратегии реагирования на конфликт

19. Мотивы и цели участников конфликтного взаимодействия

20. Регуляторы конфликтного взаимодействия

21. Модели развития межличностной конфликтной ситуации

22. Посредническая модель разрешения конфликтов

23. Арбитражная модель разрешения конфликтов

24. Принципы психологического посредничества

25. Барьеры коммуникации в конфликте и трудности взаимопонимания

13. Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий

Тема Вид занятия Вид программного продукта Место предоставления доступа Название специализированных аудиторий
Тема 6. Виды конфликтов и методы их изучения Семинарское Документальный фильм «Я и другие» Кафедра психологии Мультимедийные поточные аудитории
Тема 12. Конфликтологические традиции разрешения конфликтов СРСП Документальный фильм «Мозговой штурм. "Проект "Детство-2030"» Кафедра психологии Мультимедийные поточные аудитории

Содержание  
1 Типовая учебная программа дисциплины
2. Рабочая учебная программа дневного отделения
2. Рабочая учебная программа заочного отделения
3. Программа обучения по дисциплине (SYLLABUS)
3.1 Данные о преподавателях
3.2 Пререквезиты
3.3 Постреквезиты
3.4 Краткое описание дисциплины:
4. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
5. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
6. Лекционный комплекс (тезисы лекций)
7. Планы семинарских и практических занятий
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины
10. Методические рекомендации и указания типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ). 33
11. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя…….
12. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
13. Тематика письменных работ по курсу
14. Информация об оценке
15. Тестовые задания для самоконтроля
16. Экзаменационные вопросы по курсу
17. Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий

УМК обсуждён на заседании кафедры

Протокол №7 от 14.03.2015

УМК одобрен Научно-методическим советом

КарГУ им.Е.А.Букетова

Протокол №5 от 10.04.2015

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Психология влияния и межличностного конфликта

для специальности 5В050300 – Психология

Панченко Антон Викторович

Подписано в печать______________ 2015 г. Формат 60x84 1/16. Бумага газетная. Объем _______ уч.-изд.л. Тираж_______ экз. Заказ №__________  

Отпечатано в типографии издательства КарГУ им. Е.А.Букетова

100012, г. Караганда, ул. Гоголя, 38о

Наши рекомендации