Развитие мирового энергетического рынка и геополитические интересы России в начале 3-его тысячелетия
Мировая экономика и энергетика переживают этап качественного изменения: они стали гораздо более интегрированными и по сути глобальными. В последнее десятилетие в развитии мировой энергетики проявились некоторые важные тенденции, которые при неуправляемом течении могут угрожать устойчивости этой сферы. К таким тенденциям относятся:
• изменение взаимоотношений между потребителями и производителями, усиление конкуренции за ограниченные энергоресурсы;
• высокие темпы роста энергопотребления;
• изменение региональных пропорций энергопотребления;
• высокая доля и растущие объемы потребления органического топлива;
• замедление темпов роста предложения энергии;
• проблемы обеспечения инвестиций в развитие энергетического сектора;
• изменение структуры предложения энергоресурсов и повышение роли отдельных поставщиков;
• рост цен на энергоносители, волатильность цен;
• нарастающая напряженность в обеспечении энергетических нужд транспорта и диспропорции в нефтепереработке;
• рост объемов международной торговли энергоносителями, развитие инфраструктурной составляющей поставок энергоресурсов и обострение связанных с этим рисков;
• усиление политических рисков, в том числе транзитных.
В региональном плане можно выделить несколько приоритетных направлений, на которых реализуются геополитические интересы России в области энергетики.
Европейское направление. Оно остается главным в экспорте российских топливно-энергетических ресурсов, что определяется уже достигнутой освоенностью и традиционной ориентацией этого рынка на российские энергоносители. В условиях либерализации европейских рынков газа и электроэнергии наши основные задачи в данном регионе сводятся: к сохранению конкурентоспособности российских ресурсов в условиях растущей конкуренции со стороны не только ближневосточных и африканских стран, но и Туркмениcтана, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана; к участию российских структур в розничной продаже энергоносителей, в акционировании и приватизации предприятий ТЭК стран региона (что относится, в первую очередь, к странам Восточной и Юго-Восточной Европы) и обеспечению выгодных и надежных условий транзита энергоресурсов в Западную Европу; к созданию надежной и достаточной энерготранспортной инфраструктуры с привлечением инвестиционных средств, в том числе европейских партнеров.
Сотрудничество со странами Ближнего и Среднего Востока. Являясь крупнейшими конкурентами России на рынке нефти и газа, эти государства в то же время представляют собой огромный потенциальный источник финансовых ресурсов для развития ТЭК России. Ряд стран региона традиционно выступает крупным получателем экономической и научно-технической помощи из России для развития национальной энергетики. Основным приоритетом нашей внешнеэкономической деятельности в данном регионе является формирование условий для участия российских компаний в топливно-энергетических проектах в его странах, получение доступа к их нефтегазовым ресурсам, к участию в создании крупнейших объектов экспортной инфраструктуры, проникновение на внутренние розничные рынки энергоносителей.
Сотрудничество со странами Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В отношении стран Южной Азии, традиционно являвшихся крупными потребителями российского энергетического оборудования и услуг, основная задача - содействовать российским компаниям в восстановлении и развитии наработанных взаимовыгодных связей в области энергетики, создавать в этих странах "плацдарм" в виде совместных предприятий для освоения новых рынков в других регионах. Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии - один из крупнейших рынков капитала. Отношения с этими государствами должны строиться на принципах широкого взаимовыгодного сотрудничества в энергетической сфере, включая: совместное освоение топливно-энергетических ресурсов восточных районов России, в том числе на шельфе тихоокеанских морей; освоение нефтегазовых ресурсов шельфа Сахалина на условиях раздела продукции (проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Сахалин-3"); освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения и сооружение экспортного газопровода в Монголию, Китай, Южную Корею и Японию; создание энергомоста "Россия -Япония".
США. Определяющим фактором в отношениях с этой страной представляется заинтересованность России в привлечении широкомасштабных инвестиций, кредитов и займов, технологий и делового опыта для развития ТЭК, особенно с учетом того, что основная группа транснациональных энергетических корпораций имеет американское происхождение. Многие из них уже обозначили свое присутствие в России, выступая одновременно как партнеры и конкуренты российским компаниям.
Энергетическая безопасность рассматривается правительством России в качестве одной из приоритетных задач государственной политики. Целенаправленная энергетическая дипломатия является важнейшим средством реализации долгосрочной энергетической политики, обеспечивающим укрепление позиций России и ее топливно-энергетического комплекса в мире и его регионах, развитие взаимодействия на энергетическом пространстве стран СНГ и повышение энергетической безопасности, отвечающей стратегическим интересам нашей страны.