История отношений стран Восточной Европы с Россией. Геополитические интересы России и дипломатия в Восточной Европе. Перспективы восточно-европейской политики России

Восточное расширение ЕС оказало большое влияние на формирование и дальнейшее развитие отношений Евросоюза и его новых членов с Россией. Вступление стран Центральной и Восточной Европы в ЕС создало серьезные проблемы в их отношениях с Россией. Новые страны - члены ЕС, исходя из торгово-экономического и правового режима сообщества, вынуждены были не заключать с Россией двусторонних договоров и пересматривать ранее заключенные договоры в угоду требованиям Еврокомиссии.

Формирование отношений между Российской Федерацией и странами Восточной Европы происходило в условиях серьезных социально-экономических преобразований во всех странах, переориентации их внешних связей. Отношения между Россией и этими странами и сейчас, в первом десятилетии XXI в., нельзя охарактеризовать как нормальные и конструктивные. Для политических отношений часто характерны недоверие и подозрительность обеих сторон. Со стороны восточноевропейских государств это обусловливается недавним историческим опытом, неопределенностью будущего России. С российской стороны вызывает настороженность вступление большинства стран Центральной и Юго-Восточной Европы в НАТО. Только к концу первого десятилетия XXI в. появляются обнадеживающие тенденции улучшения отношений.

Почти со всеми странами Россия расширяет региональное, инвестиционное сотрудничество, растет число создающихся крупных инфраструктурных объектов. Расширение контактов на всех уровнях между Россией и странами Восточной Европы, а также динамика экономических отношений между ними позволяют сделать вывод о завершении былого этапа «отчуждения» и начале качественного нового этапа в их взаимоотношениях. Стабильная прагматическая база этих отношений открыла новые возможности для широкого политического диалога и сотрудничества со всеми государствами ЦВЕ. Практически завершено обновление договорно-правовых основ отношений России со странами ЦВЕ. Становятся регулярными встречи на правительственном и парламентском уровнях, устанавливаются отношения между общественными организациями, возобновляются культурные связи.

Территориальная близость, традиции давних исторических связей, а главное - интересы взаимовыгодного сотрудничества сегодня и завтра все больше приводят и Россию, и страны ЦВЕ к осознанию необходимости развития всесторонних добрососедских отношений: и политических, и экономических, и научных, и культурных.

Восточная Европа – это новая геополитическая реальность. Географически расположенная между Российской Федерацией и Европейским союзом, она обладает целым рядом интересных черт. Это и осознание каждой из трех стран своей культурной, цивилизационной принадлежности к Европе, и ориентация на создание национального государства как важнейшей задачи. И здесь один из наиболее интересных примеров – это Белоруссия. С учетом расположения и позиции России основой политики безопасности Украины и Молдавии де-факто становится «нейтралитет» между НАТО и РФ. Это, скорее, квазинейтралитет: холодной войны, противостояния между Россией и Западом в Европе нет.

Уход России из Восточной Европы сопровождается ростом конфронтации с восточноевропейскими странами. Эта конфронтация влечет за собой рост политических рисков на пространстве Казахстана–Средней Азии–Закавказья–Украины. В частности, в случае прекращения транзита российской нефти через Беларусь неизбежен приход в Беларусь нефти через Украину из региона Каспийского моря. Таким образом, при любом развитии ситуации вокруг белорусских нефтепроводов они сохранят стратегическое значение для РФ. Сегодня они работают на укрепление политической роли России в Восточной Европе и сдерживание напряженности в регионе Каспия.

Наши рекомендации