Группа ядерных поставщиков (гяп)
ГЯП, созданная в 1974 году, объединила основных поставщиков и производителей ядерных материалов, оборудования и технологий, неядерных материалов для реакторов, включая государства, не являвшиеся в то время участниками ДНЯО, прежде всего Францию.
Цель Режима – ограничить риск распространения оружия массового уничтожения путем установления контроля за экспортом ключевых материалов, оборудования и технологий, которые могут способствовать созданию ядерных вооружений. Основой для контроля в рамках Режима являются:
- руководящие принципы ядерного экспорта;
- исходный список;
- руководящие принципы для экспорта имеющих отношение к ядерной деятельности оборудования, материалов и соответствующих технологий двойного назначения;
- список имеющих отношение к ядерной деятельности оборудования, материалов и соответствующих технологий двойного назначения.
Обязательства государств-участников ГЯП :
• исключение возможности утечки чувствительных элементов ядерных материалов;
• осуществление экспорта не должно способствовать созданию любого взрывного ядерного устройства;
• выполнение гарантий МАГАТЭ в качестве обязательного условия поставок;
• ограничения в передаче средств и технологий, используемых для переработки, обогащения урана и производства тяжелой воды;
• обеспечение физической защиты ядерных материалов и сооружений;
• осуществление контроля за реэкспортом материалов, оборудования и технологий;
• ограничение возможностей предприятий по обогащению и переработке ядерных материалов в странах, которые вызывают озабоченность с точки зрения распространения ОМП;
• выполнение норм безопасности;
• соблюдения национальных законов и процедур осуществления экспорта;
• осуществление обмена информацией между государствами-членами Режима.
КЦ и ГЯП действуют параллельно и преследуют единую цель - предотвратить распространение «товаров», которые могут быть использованы при создании ядерного оружия.
Вместе с тем между ГЯП и КЦ имеются различия, касающиеся сферы охвата, обеспечиваемой их исходными списками.
Кроме того, правила ГЯП разрешают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь в случае, если страна-получатель поставила всю свою ядерную деятельность под полноохватные гарантии МАГАТЭ (это правило не распространяется на договоры и контракты, заключенные до 4 апреля 1992 года). КЦ требует постановку под контроль МАГАТЭ только конкретный объект.
Австралийская группа
АВСТРАЛИЙСКАЯ ГРУППА (АГ)
Австралийская группа была создана в 1995 году. Ее основной задачей является ограничение распространения химического и биологического оружия путем установления контроля над передачами химических веществ, оборудования, технологий, а также агентов и организмов, которые могут быть использованы при создании такого оружия.
АГ не имеет устава и, вследствие своего неформального характера , не может принимать обязательных для исполнения решений.
Все государства, входящие в АГ , подписали и ратифицировали:
- Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления запасов и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) от 1993 г;
- Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического ( биологического) и токсинного оружия и об его уничтожении (КБТО) от 1973 г.
КЗХО и КБТО представляют собой открытые международные режимы, участниками которых могут стать любые государства , подписавшие их и выполняющие заложенные в них требования.
Пока в силу ряда обстоятельств Россия не участвует в этом режиме, хотя отдельными странами выдвигаются некие предварительные условия нашего членства. В настоящее время неясны перспективы и самой группы. Так, ряд государств считает, что при наличии конвенции по химическому и биологическому оружию роль и значение АГ объективно снижается.
Вместе с тем следует отметить, что наши контрольные списки практически не отличаются от списков, которые приняты в АГ. По ряду позиций российские правила экспорта продукции двойного назначения химического и биологического профиля даже более жестки, чем те, которые действуют в АГ.
СПИСКИ:
1. «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»
Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1005
2. «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»
3.«Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»
4.«Об утверждении Списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»
5. «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»
6. «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»
10. Регламент работы внутрифирменных программ экспортного контроля
11. Общие требования к созданию внутрифирменных программ экспортного контроля
В России нет нормативно закрепленных требований к форме организации системы экспортного контроля на предприятиях и их ВПЭК.
Внутрифирменная система экспортного контроля создается на предприятии (в организации) независимо от формы собственности на добровольной основе.
Основной целью создания внутрифирменной системы экспортного контроля является формирование на предприятии (в организации) механизма проверок для обеспечения правомерности внешнеторговых сделок с тем, чтобы содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий, а также воспрепятствовать осуществлению передач материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, в результате которых может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской Федерации либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.
Создание внутрифирменной системы экспортного контроля не освобождает экспортеров от уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности в случае нарушения ими требований законодательства Российской Федерации.
Реализация требований внутрифирменной системы экспортного контроля осуществляется через создаваемые на предприятиях (в организациях) внутрифирменной службы экспортного контроля.
12. Организационно – техническое обеспечение работы внутрифирменной программы экспортного контроля
13. Информационное обеспечение работы внутрифирменной программы экспортного контроля
Внутрифирменная программа экспортного контроля должна содержать:
• перечень мероприятий по созданию в организации внутрифирменной службы экспортного контроля;
• положение о внутрифирменной службе экспортного контроля;
• перечень мероприятий по подготовке и оформлению документов, необходимых для получения лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций;
• перечень товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, являющихся объектами внешнеэкономической деятельности организации;
• перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований экспортного контроля при отгрузке и отправке вывозимой из Российской Федерации продукции;
• программу обучения сотрудников организации по вопросам экспортного контроля.
В целях оказания информационно-методической поддержки участникам внешнеэкономической деятельности, разработано Методическое руководство по созданию на предприятиях (в организациях) внутрифирменной программы экспортного контроля, в котором даны практические рекомендации по организации такой работы.
14. Примерная структура внутрифирменной службы экспортного контроля
Внутрифирменная программа экспортного контроля это комплекс мероприятий организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемых организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля.
Основные задачи и содержание внутрифирменной программы экспортного контроля изложены в "Положении о создании и функционировании внутрифирменных программ экспортного контроля", утвержденном 16 мая 2003г.
Реализация задач внутрифирменных программ экспортного контроля осуществляется через создаваемые в организациях внутрифирменные службы экспортного контроля, возглавляемые руководителем внутрифирменной службы экспортного контроля (для крупных организаций с большими объемами экспортных поставок) либо через назначаемого в организации уполномоченного по экспортному контролю (для малых и средних организаций).
При необходимости сотрудники внутрифирменной службы экспортного контроля могут совмещать обязанности указанных специалистов.
Назначаемый в организациях с малыми объемами экспортных поставок уполномоченный по экспортному контролю должен владеть всеми вопросами, входящими в компетенцию вышеперечисленных сотрудников внутрифирменной службы экспортного контроля организаций с большим объемом экспорта, и обеспечивать их выполнение по мере подготовки и реализации внешнеэкономических сделок.
Руководитель и сотрудники внутрифирменной службы экспортного контроля должны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Внутрифирменная служба экспортного контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с производственными и функциональными подразделениями организации, определяемыми приказом по организации о создании внутрифирменной программы экспортного контроля.
Руководством такой организации назначается руководитель внутрифирменной службы экспортного контроля, в задачу которого входят:
- знание нормативно-правовой базы по экспортному контролю и обеспечение в организации необходимой документации по этому вопросу;
- обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти при решении вопросов вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий;
- организация и проведение работ по экспортному контролю в своей организации;
- обеспечение взаимодействия внутри организации со службами, осуществляющими предварительную подготовку к вывозу контролируемых товаров и технологий, переговоры с импортером, подразделениями организации, производящими экспортируемый товар, и другими службами и подразделениями организации, обеспечивающими процесс вывоза;
- участие в экспертной комиссии организации при рассмотрении вопросов вывоза производимой продукции;
- проведение скрининга внешнеэкономических сделок;
- проведение проверок подразделений организации по вопросам экспортного контроля;
- подготовка и представление документов и информации, необходимых для целей экспортного контроля по запросам Минпромнауки России;
- обучение сотрудников внутрифирменной службы и сотрудников организации по вопросам экспортного контроля.
Руководитель внутрифирменной службы экспортного контроля в организации имеет право:
- обращаться к руководителю организации с инициативой приостановки любых внешнеэкономических сделок в случае возникновения обстоятельств, способных привести к нарушению законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;
- запрашивать от всех подразделений организации информацию, необходимую для выполнения возложенных на внутрифирменную службу экспортного контроля задач и функций;
- принимать участие во всех совещаниях, проводимых в организации при обсуждении вопросов вывоза производимой продукции;
- принимать участие в переговорах с иностранными партнерами, проводимых руководством организации и подразделениями этой организации по вопросам осуществления внешнеэкономических операций с производимой продукцией;
- принимать участие в семинарах и конференциях по вопросам экспортного контроля;
- вносить в установленном порядке предложения руководителю организации об изменениях и дополнениях в штатном расписании и должностных инструкциях специалистов внутрифирменной службы экспортного контроля, а также в положения о подразделениях организации, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
- осуществлять методическое руководство и контроль за внешнеэкономической деятельностью дочерних отделений и филиалов в части соблюдения ими требований экспортного контроля.
Специалист по проведению идентификации экспортируемой продукции обязан:
- знать нормативно-правовую базу по экспортному контролю, иметь списки контролируемых товаров и технологий и уметь ими пользоваться, отслеживать в них изменения и дополнения, принятые указами Президента Российской Федерации;
- уметь идентифицировать экспортируемую продукцию путем анализа параметров экспортируемых товаров и технологий и оценки методик подтверждения этих параметров;
- в случае отсутствия методик подтверждения параметров или несоответствия их международным стандартам и нормам, указанным в контрольных списках, докладывать об этом руководителю внутрифирменной службы экспортного контроля;
- принимать участие в разработке методик подтверждения параметров экспортируемых товаров и технологий либо участвовать в их согласовании;
- принимать участие в разработке предложений по корректировке (уточнению) списков контролируемых товаров и технологий.
Специалист по проверке конечного использования экспортируемых товаров и технологий обязан:
- знать нормативно-правовую базу по экспортному контролю;
- определять, существуют ли какие либо индикаторы риска, препятствующие экспорту товаров, услуг и технологий;
- принимать в обязательном порядке участие в переговорах с иностранными партнерами по вопросам осуществления внешнеэкономических операций с производимой продукцией;
- обеспечивать взаимодействие с соответствующими службами министерств и ведомств для проверки надежности иностранного заказчика и конечного пользователя по имеющейся у этих государственных органов информации;
- отслеживать правильное оформление документов в части конечного использования экспортируемых товаров и технологий, а также в части предприятия конечного пользователя;
- участвовать, в случае необходимости, в проверках по конечному использованию экспортируемой продукции;
- вести учетную документацию по всем нарушениям импортером конечного использования экспортируемой продукции.
Специалист по оформлению лицензий и разрешений обязан:
- знать нормативно-правовую базу и законодательные акты в части оформления лицензий и разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю;
- обеспечивать подготовку и оформление документов, необходимых для получения лицензий и разрешений;
- оформлять справку о том, что намечаемые для экспорта товары и технологии не подпадают ни под один из списков экспортного контроля и, следовательно, не подлежат лицензированию.
Специалист по предотгрузочному контролю обязан:
- знать нормативно-правовую базу по экспортному контролю;
- осуществлять контроль за упаковкой и отгрузкой контролируемой продукции в надлежащую тару в соответствии с нормативными документами;
- принимать участие в опломбировании контролируемой продукции и осуществлять проверку установленных пломб;
- осуществлять предотгрузочный контроль совместно с персоналом подразделения, обеспечивающего отправку груза;
- визировать товаросопроводительные документы;
- регистрировать отгрузку вывозимой продукции.
15. Функции, права и обязанности внутрифирменной службы экспортного контроля
Внутрифирменная программа экспортного контроля (ВПЭК) – это комплекс мер, выполнение которых предприятия и организации принимают на себя добровольно и которые направлены на то, чтобы экспорт товаров, технологий, научно-технической информации и услуг двойного назначения и принятие решений в этой области осуществлялись ответственно и в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В обязательном порядке ВПЭК создают организации, осуществляющие научную или производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также систематически получающие доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Только при наличии ВПЭК организация имеет право получать генеральные лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, в отношении которых установлен экспортный контроль. Внедрение ВПЭК не освобождает от ответственности.
Функции:
Проверка внешнеэкономических операций (не преследовать цель-экономич выгоды, обеспечение проведе-
ния скрининга сделок, подготовка и документальное оформление решений, санкционирующих внешнеэкономические сделки)
Проверка продукции. (цель - классификация продукции на предмет ее принадлежности к товарам или технологиям, подлежащим экспортному контролю, и определении необходимости получения экспортных ицензий или разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации)
Проверка конечного использования, конечных пользователей и заказчика. (цель - оценка надежности
всех контрагентов, участвующих во внешнеторговой сделке, а также в определении рисков, связанных с возможным отвлечением предметов экспорта для использования прямо или косвенно в программах создания ОМП)
Получение лицензий или иных разрешений на экспорт. (Внешнеторговые сделки с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю,должны совершаться в сроки и на условиях, указанных в лицензии или ином разрешении)
Контроль отгрузки. (С целью предотвращения несанкционированного экспорта на предприятии должен осуществляться контроль за упаковкой и отгрузкой экспортируемой продукции)
Учет и хранение информации и документов и порядок обращения с ними. (Документы, относящиеся к внешнеэкономическим сделкам с товарами, информацией, работами, услугами, результатами нтеллектуальной деятельности, должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации)
Подготовка и обучение. (персонала)
Внутренние проверки.
16. Методика проведения скрининга экспортируемых товаров
Комплексная проверка (скрининг) внешнеэкономических сделок проводится с целью определения их соответствия требованиям экспортного контроля на стадии подготовки проектов контрактов. Организация и проведения скрининга включает в себя:
Идентификацию экспортируемой продукции, в соответствии с изложенным на практических занятиях порядком;
Проверку конечного использования экспортируемой продукции.
При проведении идентификации необходимо выявлять товары и технологии, которые хотя и не вошли в контрольные списки, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ОМП) и средств его доставки.
При анализе параметров экспортируемых товаров и технологий, входящих или не входящих в контрольные списки, необходимо проводить проверку методики их подтверждения на соответствие международным стандартам.
Согласно постановлению Правительства РФ от 14.06.01 г. №462 в договоре (контракте), предусматривающем передачу товаров и технологий иностранному лицу, должны быть указаны:
• Цель и место использования контролируемых товаров и технологий;
• Конечный пользователь контролируемых товаров и технологий;
• Обязательства иностранного лица, предусматривающие, что полученные им товары и технологии будут использоваться только в заявленных целях, не будут копироваться, модифицироваться или передаваться кому-либо без письменного разрешения российского участника ВЭД.
• В случае передачи контролируемых товаров и технологий , иностранным лицам государств ,не обладающих ядерным оружием , в контракт должно быть включено обязательство иностранного лица, предусматривающее, что полученные им товары и технологии или их копии не будут использоваться при осуществлении деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии МАГАТЭ.
• Если иностранное лицо - посредник, указанные обязательства принимаются также конечным пользователем товаров и технологий и оформляются в виде отдельного документа.
• При передаче контролируемых товаров и технологий в форме технических данных иностранным лицам государств , не являющихся участниками Международных режимов нераспространения , обязательства иностранного лица должны быть подтверждены документом уполномоченного органа государства, в котором будут использоваться контролируемые товары и технологии в форме технических данных.
• Результаты скрининга оформляются документально, подписываются руководителями службы экспортного контроля организации и представляются руководству организации для принятия соответствующих решений по дальнейшей реализации внешнеэкономической сделки.
17. Основные положения методики проведения идентификационный экспертизы
Государственная экспертиза проводится в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам Российской Федерации и государственным интересам.
Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми по соответствующим направлениям
науки , техники и технологии.
Членами межведомственных экспертных советов должны быть сотрудники федеральных органов государственной исполнительной власти, имеющие допуск к государственной тайне. При необходимости к участию в работе межведомственных экспертных советов могут привлекаться представители других федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Государственная экспертиза проводится на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической деятельности в ФСТЭК для получения лицензии или разрешения, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2005 г. № 54).
Перечень документов и требования к ним определяются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.
ФСТЭК регистрирует представленные документы и в течение 5 дней осуществляет проверку правильности их оформления и соответствия установленным требованиям, а также полноты и достоверности содержащихся в них сведений.
При отсутствии замечаний указанные документы направляются =>в соответствующий межведомственный экспертный совет для проведения государственной экспертизы.
В случае несоответствия представленных документов установленным требованиям к их комплектности, содержанию или оформлению они возвращаются для доработки.
При проведении государственной экспертизы учитывается следующее:
• а) соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения;
• б) обеспечение защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности государства;
• безопасность и стабильность;
• в) цель использования товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся предметом сделки, а также степень риска их применения по иному назначению;
• г) значение сделки для наращивания военно - промышленного потенциала государства - получателя, ее влияния на региональную и международную безопасность и стабильность;
Эксперты осуществляют анализ и дают оценку внешнеэкономической сделки в части, относящейся к ведению федерального органа исполнительной власти, который они представляют.
Эксперты при проведении государственной экспертизы обязаны:
а) осуществлять всесторонний, полный и объективный анализ информации и документов, имеющих отношение к внешнеэкономической сделке;
б) соблюдать законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля, порядок и сроки проведения государственной экспертизы;
в) выражать точку зрения федерального органа исполнительной власти, который они представляют;
г) обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экспертизу.
В случае несоответствия представленных документов установленным требованиям к их комплектности , содержанию или оформлению они возвращаются для доработки. Государственная экспертиза состоит из формальной экспертизы и экспертизы по существу.
В процессе формальной экспертизы проверяется комплектность документов на выдачу лицензии или разрешения, правильность их оформления и соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Формальная экспертиза проводится в течение 5 дней отделом по работе с участниками внешнеэкономической деятельности ФСТЭК с привлечением соответствующего тематического отдела (в части проверки полноты и правильности оформления обязательств по использованию продукции, являющейся предметом внешнеэкономической сделки).
Рассмотрение обращения российского участника внешнеэкономической деятельности приостанавливается до получения документов, свидетельствующих об устранении замечаний.
Документы, требующие доработки, подлежат возврату российскому участнику внешнеэкономической деятельности.
При проведении экспертизы по существу тематический отдел ФСТЭК в срок не более 5 дней осуществляет экспертную оценку документов на выдачу лицензии или разрешения и иной информации, имеющей отношение к внешнеэкономической сделке, с точки зрения:
а) соблюдения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения;
б) обеспечения защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности государства;
в) цели использования товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся предметом сделки, а также степени риска их применения по иному назначению;
г) значения сделки для наращивания военно - промышленного потенциала государства - получателя, ее влияния на региональную и
международную безопасность и стабильность;
д) наличия отказов государств - участников международных режимов экспортного контроля в выдаче разрешений на аналогичные передачи;
Основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы является:
а) наличие в документах, представленных российским участником внешнеэкономической деятельности для проведения государственной экспертизы, недостоверной или искаженной информации;
б) совершение внешнеэкономической сделки на условиях, которые могут привести к нарушению международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля либо причинить ущерб политическим, экономическим, военным интересам или безопасности государства;
в) наличие неприемлемого для национальной безопасности риска, связанного с распространением оружия массового поражения и средств его доставки;
В экспертном заключении указываются:
1. Рассмотренные документы (приводится перечень документов, представленных на рассмотрение экспертам, с кратким изложением их содержания).
2. Конечное использование (указываются заявленные цель и место использования передаваемого (вывозимого) оборудования (материала, технологии), сведения о конечных пользователях)
3. Гарантии и обязательства (указываются обязательства в отношении использования передаваемого (вывозимого) оборудования (материала, технологии), принятые иностранными получателями и конечными пользователями, документы уполномоченных органов иностранного государства, подтверждающие такие обязательства).
4. Выводы (указываются оценки и выводы, к которым пришло большинство экспертов, а также наличие особых мнений).
5. Заключение о возможности выдачи лицензии (разрешения).
Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в государственной экспертизе.
К заключению прилагаются особые обоснованные мнения экспертов или федеральных органов исполнительной власти, которых они представляют, не согласных с результатами государственной экспертизы.
При наличии разногласий ФСТЭК в срок не более 15 дней с даты заседания межведомственного экспертного совета проводит согласительное совещание с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (не ниже заместителей руководителей структурных подразделений этих органов, в ведении которых находятся вопросы экспортного контроля) в целях поиска взаимоприемлемого решения.
Результаты совещания оформляются протоколом. В случае если согласованное решение не найдено, вопрос об урегулировании разногласий рассматривается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации в установленном порядке.
18. Порядок проведения работ по идентификации товаров, являющихся объектами внешнеэкономических операций, по установлению их принадлежности к продукции, включенной в контрольные списки
Принадлежность конкретного товара (технологии) к продукции, включенной в контрольные списки определяется соответствием технических характеристик этого товара (технологии) техническому описанию, приведенному в графе "Наименование" контрольных списков. Для выполнения идентификации товаров и технологий, являющихся объектами внешнеэкономических операций и установления их принадлежности к продукции, номенклатура которой включена в контрольные списки, необходимо выполнить следующие операции:
1. Присвоить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (код ТН ВЭД) объекта идентификации (для технологии – продукции являющейся объектом разработки, производства или использования данной технологии), для чего необходимо установить:
общепринятое торговое (техническое) наименование объекта идентификации;
является ли объект идентификации сырьем, материалом, полуфабрикатом, готовой продукцией (прибором, агрегатом, оборудованием и т.д.), технологией, программным продуктом, научно-технической информацией, работой, услугой, либо результатом интеллектуальной деятельности.
2. Установить соответствие наименования объекта идентификации, его характеристик и присвоенного кода ТН ВЭД наименованиям, характеристикам и кодам ТН ВЭД продукции, номенклатура которой включена в контрольные списки, используя для этого Алфавитно-предметный указатель к спискам товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, разработанный Департаментом экспортного контроля Минэкономразвития России в целях оказания помощи предприятиям и организациям при определении соответствия экспортируемого товара (технологии) контрольным спискам.
3. В случае установления соответствия наименования и кода ТН ВЭД объекта идентификации с наименованием и кодом ТН ВЭД продукции, номенклатура которой включена в контрольные списки, необходимо провести сравнительный анализ технических характеристик идентифицируемого товара (технологии) с описанием и характеристиками аналогичного товара (технологии), представленного в позициях контрольного списка с учетом всех имеющихся технических примечаний к этим позициям.
Если по результатам сравнительного анализа будет установлено, что при совпадении кодов ТН ВЭД технические характеристики идентифицируемого объекта не соответствуют техническому описанию и техническим характеристикам товара (технологии), приведенным в позициях контрольного списка, то вывоз из Российской Федерации и (или) передача такой продукции иностранным лицам осуществляется без лицензии.
Однако официальное заключение для таможенных органов о результатах идентификации такой продукции в настоящее время дают только организации, получившие специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля.
В случае соответствия объекта идентификации (с учетом заявленных технических характеристик и описания на него) товарам и технологиям, номенклатура которых включена в контрольные списки, российский участник внешнеэкономической деятельности осуществляет передачу такой продукции иностранным лицам по лицензиям, выдаваемым Департаментом экспортного контроля Минэкономразвития России в установленном порядке. Временный вывоз из Российской Федерации без передачи такой продукции иностранному лицу с последующим возвратом на территорию Российской Федерации осуществляется на основании разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.
В случае если объект идентификации не подпадает под контрольные списки, но российский участник внешнеэкономической деятельности имеет основания полагать или информирован компетентным государственным органом, что передаваемая продукция может быть использована иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, то необходимо получить разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операции с данной продукцией.
Внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, отнесенными к продукции военного назначения, осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.
В соответствии с действующим законодательством отнесение товаров и технологий к продукции военного назначения осуществляется Минобороны России.
19. Особенности описания технических характеристик контролируемых параметров.
Описания товаров и технологий в контрольных списках имеют свои особенности. Эти особенности заключаются в следующем:
I. Перечислениетехнических характеристик в контрольных списках может быть представлено:
- путем использования союзов «и», «или»;
- путем использования словосочетаний: «имеющую любую из следующих характеристик (составляющих)», «все следующие характеристики», «имеющие все нижеперечисленное».
Например:
1.