Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
Цели урока для учителя:
1. Ознакомление учащихся с приемами письменных вычислений с переходом через разряд и постановку учебной проблемы, организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
2. Развитие у учащихся устных вычислительных навыков, умения решать задачи, наблюдательности и внимания, математической речи через формулирование вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
3. Воспитание интереса к предмету, коммуникативных навыков в процессе работы в группах.
Цели урока для учащихся: (проблема: знаем сложение без перехода через разряд, а не знаем с переходом).
1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиска ее решения в процессе работы в группах.
2. Формирование умений выдвигать гипотезы и находить правильное решение, развитие логико-математической речи, применение полученных знаний и умений.
3. Развитие умения общаться друг с другом.
Оборудование: учебник «Математика 3 класс – М.И. Моро, М.А. Бантова; карточки для работы в группах с карточкой – ответом.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
I. Самоопределение к деятельности | - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Вы готовы? Приступаем. | Решать, считать, думать. - Да. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности III. Постановка учебной задачи. | 1. Математический диктант. - Найдите сумму чисел 7 и 5. - На сколько 320 больше, чем 300? - Увеличьте число 150 на 50. - 1-ое слагаемое 500, 2-ое слагаемое 240. Найдите сумму. - Сумма чисел 650, 1-ое слагаемое 300. Найдите 2-ое слагаемое. 2. Ассоциативный ряд. На доске: 34 534 534 25 27427 - Посмотрите внимательно, что написано на доске и расскажите, что вы заметили нового в записи примеров? - Запишите и вычислите эти суммы. После решения примеров, детям предлагается сравнить свои вычисления в тетрадях с примерами на доске. - В чем была трудность? - Какая цель нашего урока? Значит, какая тема сегодня на уроке? | Записывают значения выражений в строчку. Взаимопроверка в парах. Рассматривают ряд. - Это суммы числе, записанные в столбик. - Это двухзначные и трехзначные числа. - Мы умеем устно складывать двухзначные числа, а письменно не можем. Дети самостоятельно выполняют задание. Одновременно 2 учащихся работают на закрытых досках. Сравнивают и находят ошибки. - Мы не знаем, как складывать числа с переходом через разряд письменно. - Научиться вычислять суммы многозначных чисел письменно - Письменные вычисления с переходом через разряд. |
IV. Построение проекта выхода из затруднений. | - Внимательно посмотрите на примеры те, которые вы легко решили. Как вы их решали? - Вы заметили отличия в способе вычислений письменных от устных? | Дети находят отличия. - Устные вычисления начинаем с высшего разряда, а письменные с единиц. - Если при письменном сложении единиц получается больше десятка, то под единицами мы записываем только число получившихся единиц, а к десяткам десяток. |
V. Первичное закрепление во внешней речи. | - Молодцы! - А теперь вернемся к нашему примеру 427 - Кто сможет объяснить решение данного примера. | Ученик решает у доски. |
Физминутка | ||
VI. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой. | Дает задание каждой группе на карточках. Карточка 1. 456 + 127 358 + 216 574 + 326 Карточка 2. 164 + 217 352 + 118 839 + 123 Карточка 3. 278 + 415 723 + 119 537 + 336 Карточка 4. 365 + 429 828 + 156 489 + 311 Карточка 5. 736 + 227 657 + 318 232 + 528 | Дети работают в группах. Координатор сверяет результаты, пользуясь карточкой-ответом. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Предлагает работу по учебнику (стр. 58 № 3). - В каком действии мы применили полученные знания на уроке? - В чем затруднялись при решении? - Что помогло справиться с затруднением? | Дети работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность. |
VIII. Итог урока | - Какова была цель нашего урока? - Справились ли мы с ней? - Давайте вспомним алгоритм действия. Предлагает домашнее задание с элементом творчества (стр. 58 № 4, 5 (3 столбик). - А для любознательных самостоятельно составить 3-4 примера на письменное сложение многозначных чисел. | Соотносят цель и результаты действия. Проговаривают способы «открытия» нового знания. Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. |
Проблемный урок.
Предмет: окружающий мир, 4 класс
«Мир вокруг нас» А. А. Плешаков.
Авторы-составители: Асирян Л.С., Беденкова Т.Г., Ишкова О.В., Тарасюк О.С. - МОУ НОШ № 24 г. Михайловска