Для учителей начальных классов

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

О.Н. ХИЖНЯКОВА

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Педагогический практикум

Для учителей начальных классов

Ставрополь СКИПКРО 2006

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского краевого института

повышения квалификации

работников образования

Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. – Ставрополь.

Автор – составитель:

Хижнякова О.Н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования СКИПКРО.

Рецензенты:

Бутенко Н.И., канд. пед. наук, проректор СКИПКРО.

Туренская Е.С., канд. пед. наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики СКСИ.

Каневская Ж.О., канд. пед. наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования СГПИ.

Педагогический практикум предназначен для работы со слушателями курсов повышения квалификации, учителями начальных классов. В пособии представлен краткий обзор различных подходов к понятию, сущности и классификации образовательных технологий. Ориентируясь на требования нового образовательного стандарта, основное внимание направлено на характеристики технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. Учитывая практическую направленность пособия, к каждой главе разработаны практические задания, в Приложениях представлены примерные модели уроков и учебных проектов, позволяющие учителю не только систематизировать теоретический материал, но и использовать полученные знания в практической деятельности.

Введение

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Работа с учителями начальных классов, слушателями курсов повышения квалификации, выявила ряд проблем связанных с внедрением и использованием в практике инновационных технологий обучения. Во-первых, это отсутствие необходимых теоретических знаний по определению понятия «образовательная технология» и его основным характеристикам. Говоря о педагогической технологии, подавляющее большинство учителей имеют в виду и используют на практике отдельные методы и реализуют отдельные этапы определенной технологии, что приводит к нарушению системности, целостности обучения на технологическом уровне и, как следствие, не дает гарантированного результата обучения. Во-вторых, положение осложняется отсутствием критериев и диагностического инструментария используемой образовательной технологии. В-третьих, учителям-практикам достаточно сложно соотнести этапы определенной технологии обучения с используемым содержанием. Так, при моделировании учебного процесса в рамках выбранной технологии основной трудностью у учителей-практиков являлось неумение отойти от традиционной структуры урока и соотнести учебное содержание с целевыми ориентациями и этапами определенной технологии.

Работая над содержанием данного пособия, мы преследовали цель предоставить возможность в определении выбора технологий, наиболее подходящих учителю в его практической деятельности в соответствии с личностно-ориентированной развивающей моделью обучения. Для того чтобы процесс обучения осуществлялся эффективно, педагогу необходимо научиться использовать оптимальные педагогические технологии, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности, учитывая, что технологизация образовательного процесса возможна только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т. е. четко поставленной цели и педагогических задач в совокупности с учебным содержанием и адекватной технологией их решения.

Учитывая выше обозначенные проблемы, в первой части пособия мы посчитали необходимым представить краткий обзор различных подходов к понятию, сущности и классификации образовательных технологий. Ориентируясь на требования нового образовательного стандарта, в пособии основное внимание направлено на характеристики технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения, как представленных в работах различных авторов, так и отражающих нашу позицию. При описании конкретных технологий (проблемное, проектное обучение, педагогическая мастерская) выделены актуальность, целевые ориентации, этапы реализации в учебном процессе. Учитывая практическую направленность пособия, к каждой главе разработаны практические задания, позволяющие учителю не только систематизировать теоретический материал, но и использовать полученные знания в практической деятельности. Для более углубленного знакомства по интересующей теме, к каждой главе читателям предлагается список литературы.

Практико ориентирована и вторая часть пособия, включающая Приложения, где описаны некоторые методические и практические приемы, которые помогут учителю при реализации выбранной технологии обучения. С целью показать универсальный характер технологии (т. е. возможность ее использования при работе учителя по различным учебно-методическим комплектам), в Приложения также включены квалификационные работы слушателей курсов повышения квалификации, учителей начальных классов края, представляющие собой примерные модели уроков и учебных проектов разработанные в рамках предложенных технологий. Модели уроков и проектов в основном представлены в табличной форме, что делает более структурным границы и содержание каждого технологического этапа, предоставляет возможность читателям соотнести теоретический и практический уровень реализации представленных технологий.

В пособии также представлена примерная программа и учебно-тематический план курсов повышения квалификации по проблеме «Современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»

Данное пособие может быть рекомендовано слушателям курсов повышения квалификации, учителям начальной школы.

Каждый ребенок есть однажды

Случающееся чудо.

Э. Ильенков

Актуальность

В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса педагог создает условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. При организации образовательного процесса создаются такие психолого-педагогические условия, при которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого ребенка через реализацию и построение соответствующих видов деятельности [17, с.16].

Таким образом, личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [18, c. 31].

Целевые ориентации

  • Саморазвитие, самосовершенствование личности учащегося в условиях образовательного процесса.
  • Формирование внутренней мотивации к учебной деятельности через систему творческих заданий и рефлексии.
  • Совместно-распределенная согласованная деятельность участников образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений.

Целевые ориентации

  • Создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности детей.
  • Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  • Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Особенности проведения:

  • определение продолжительности занятия учителем с учетом конкретных условий работы, возраста учащихся, особенностей психофизического развития, сложности изучаемой темы для конкретного класса;
  • создание благоприятного эмоционального фона для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
  • изменение общего бюджета времени: сокращение монолога учителя и увеличение времени самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
  • изменение оценочной деятельности учителя путем формирования действий самооценки и самоконтроля учащихся;
  • организация совместной деятельности учащихся и учителя, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении;
  • создание условий для постепенного и последовательного перехода к субъект-субектным отношениям в учебном процессе.

Знания – дети удивления и

Любопытства.

Луи де Бройль

Актуальность

Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник майевтики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Целевые ориентации

§ Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.

§ Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

§ Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Актуальность

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации

Создание условий, при которых учащиеся:

§ самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

§ учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

§ приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

§ развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса:

§ интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

§ интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;

§ индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

§ образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

§ индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

§ глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

§ необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

Обучение – это общение

Человека с человечеством.

А. Петровский

Актуальность

Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. "Французская группа нового образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавляли Анри Бассис и Одет Бассис. Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:

- обращение к личности, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;

- интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;

- свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией;

Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.
Целевые ориентации

Предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Особенности образовательного процесса:

§ создание атмосферы сотворчества в общении;

§ включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам;

§ необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;

§ совместный поиск истины учителем – мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);

§ подача необходимой информации учителем малыми дозами,

§ исключение официального оценивания работы ученика;

§ самооценивание работ, самокоррекция, самооизменение на этапе социализации, через их афиширование и рефлексию

Л.С. Выготский

Актуальность

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых. В 50–60-х гг. в научных лабораториях, и прежде всего в лабораториях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, были разработаны новые подходы к построению начального обучения, которые оказались настолько иными по своей педагогической сути и по достигаемым результатам (именно в развитии учащихся), что их нельзя было назвать иначе, как развивающими. Они и стали так называться в противовес традиционному обучению, которое, будучи ориентированным на формирование навыков, слабо решало задачу развития детей.

Под развивающим обучением понимается обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль не объекта учения, а самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. В технологии развивающего обучения в центре внимания находится способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Одним из вариантов реализации идей развивающего обучения явилась система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая начала формироваться с конца 50-х годов прошлого столетия. Основное положение данной системы - формирование человека с теоретическим сознанием, способного выявлять и решать проблемы, учить, развивать и реализовывать себя, в отличие от существующего традиционного обучения, ориентированного на формирование эмпирического мышления.

Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения:
- наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);
- понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например: исторические, генетические);
- теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Усвоение теоретических понятий, которые и составляют содержание обучения возможно лишь в процессе осуществления учебной деятельности при решении учебных задач. Учебная задача является основным компонентом учебной деятельности. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определенного класса (В.В. Давыдов, 2000).

Целевые ориентации

§ Развитие теоретического сознания и мышления ребенка путем изменения построения содержания учебного материала (от абстрактного к конкретному).

§ Формирование у учащихся способов умственных действий посредством усвоения теоретических знаний и изменения взаимодействия между участниками образовательного процесса.

§ Воспроизведение в учебной деятельности детей всех этапов научного открытия (квазиисследовательская деятельность).

Особенности образовательного процесса

§ Внутренняя мотивация к учению, идущая от познавательных потребностей.

§ Проблемное изложение учебного материала через постановку учебных задач.

§ Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности (творца - исследователя), осуществляющего самостоятельно все этапы учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

§ Направленность на усвоение общих способов решения учебных задач.

§ Рефлексивный характер учебной деятельности на всех ее этапах.

Хороший – учит ее находить.

А. Дистервег

Актуальность

Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея объединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Исходя из этого, определены дидактические принципы данной системы: обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не рассчитана на форсирование темпов обучения, но создает условия для всестороннего развития ребенка.

Целевые ориентации

§ Высокое общее развитие личности.

§ Создание основы для всестороннего гармонического развития.

§ Общее развитие есть появление психических новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.

§ Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека.

§ Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.

Особенности образовательного процесса

Ø Ход познания - «от учеников».

Ø Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, выявляют закономерности.

Ø Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, основанная на ориентировочно-исследовательских, творческих видах заданий.

Ø Коллективный поиск, направляемый учителем.

Ø Создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Ø Создание психолго-педагогических условий для естественного самовыражения ученика.

Ø Гибкая структура урока.

Методика обучения представляет часть целостной дидактической системы, характеризуется рядом типических черт, которые проявляются в преподавании всех учебных предметов:

§ многогранность –свойство, которое определяет то, что методическим приемам должны быть присущи разнородные функции, вызывающие к жизни в процессе обучения разные стороны психики;

§ процессуальный характерметодики – выражается в том, что учебный материал дается не в виде дискретных, замкнутых в себе частей, прочное усвоение которых происходит изолированно друг от друга, а в виде постоянного его развертывания, обогащения, когда каждый отдельный элемент курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами;

§ разрешение коллизий–учащиеся наталкиваются на ситуации, когда вновь приобретаемые знания вступают в противоречие с ранее усвоенными и происходит самостоятельное разрешение, осознание этих противоречий, при этом пробуждается интерес, интенсифицируется мысль школьников;

§ вариантность-свойство, касающееся деятельности как учителя (предполагается возможность и необходимость разных подходов к преподнесению одного и того же материала), так и учащихся (перед учащимися раскрывается возможность обнаружения разных точек зрения на изучаемый материал, разных отношений, оценок).

Приложение 2

Приемы создания проблемной ситуации:

побуждающий от проблемной ситуации диалог[7, c 189]

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. О фактах: -Что вас удивило? Что интересного заметили? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?     Выбрать подходящее (независимо от приема создания проблемной ситуации):   -Какой возникает вопрос?   -Какая будет тема урока?    
2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием. -Сколько в классе мнений? Почему так получилось?
3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. - Вы начала как думали? А как на самом деле?
4.Дать практическое задание не выполнимое вообще. -Вы могли выполнить задание? Почему? В чем затруднение?
5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим. -Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось? Чем это задание не похоже на предыдущее?
6. Шаг 1.Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2.Доказать, что задание учениками не выполнено. -Что вы хотели сделать? Какие знания применяли? Задание выполнено?

Приложение 3 Примерные модели проблемных уроков

Проблемный урок

Предмет: математика, 3 класс.

«Математика 3 класс» М.И. Моро, М.А. Бантова

Авторы-составители:

Авдонина В.А., Афанасьева Н.И., Богославцева Л.В., Блинова О.А., Герман Е.В.,

Рябицкая Л.Г. Щеховцова Е.П. – МОУ гимназия г. Кисловодска

Проблемный урок.

Предмет: окружающий мир, 4 класс

«Мир вокруг нас» А. А. Плешаков.

Авторы-составители: Асирян Л.С., Беденкова Т.Г., Ишкова О.В., Тарасюк О.С. - МОУ НОШ № 24 г. Михайловска

Проблемный урок.

Предмет: Русский язык 3 класс

«Русский язык». Часть 2. А.В. Полякова

Авторы-составители:

Пронина П.А., Сидорова Р.К., Погребнякова Г.Н., Шибинская И.Ю., Закалина Е.Н., Дымочкина В.А., Горбатова Н.А. – МОУ лицей № 8, г. Кисловодск.

Проблемный урок

Предмет: русский язык, 1 класс.

«Русский язык 1 класс» А.М. Зеленина.

Авторы-составители: Волобуева О.Г., Семенова Н.Г., Ложникова С.Н. - НОШ № 6, Аликоновского с/округа; Михайлова И.Г., Полбицова В.М. – Православная гимназия г. Кисловодска; Петросянц К.В., Шевченко М.Н. – СОШ № 10 г. Кисловодска

Проблемный урок

Урок математики, 3 класс, «Математика – 3», М.И. Моро, М.А. Бантова.

Авторы – составители: Дюба Н.Н., Карпова В.И., Суратова В.И., Бекеева О.Н., Сергеева Е.В., Карпова И.А. - учителя начальных классов Новоселицкого района

Приложение 4

Примерные модели уроков, разработанных по технологии

Педагогических мастерских

Педагогическая мастерская

Предмет: литературное чтение, 3 класс.

«Литературное чтение» О.В. Кубасова

Авторы-составители:

Аракелова Э.С., Васитина В.В., Газарян Г.А., Кузнецова И.В., Маркарова Е.В.,

Попова Н.В. – МОУ СОШ № 14 г. Кисловодска

Материалы к уроку

Карточки с заданиями (для организации групповой работы)

Лицевая сторона Обратная сторона

                   
 
ХУДОЖНИКИ
 
Нарисовать иллюстрацию ко второй части рассказа
 
   
ПИСАТЕЛИ
 
Инсценируйте начало третьей части рассказа
 
   
АКТЕРЫ
 
Первую часть прочтите по ролям, без слов автора.
 
   
ПОЭТЫ
 
Сочините свое четверостишие. Огурец – лжец, Лжецом – молодцом, Красивым - правдивым
 

Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)

Рос на грядке огурец

Он был самый главный лжец.

Ты не будь таким лжецом

Будешь славным молодцом.

Станешь сильным и красивым

Честным, добрым и правдивым.

В.А. Осеева

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы.

Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:

- Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она - правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.

- Нет, говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда сказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Проворчала на него тетка, да и простила.

Педагогическая мастерская

Предмет: литературное чтение, 2 класс.

«Чтение» М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова.

Авторы – составители:

Зубова О.А., Гурина А.В. – МОУ НОШ № 12, Калласова К.К.- СОШ № 4

Педагогическая мастерская

Предмет: литературное чтение, 3 класс.

«Родная речь» Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Авторы – составители: Н. А. Бабаева, С. М. Нафанаилова, Т. Н. Сухоносова – МОУ СОШ №7 с. Марьины Колодцы Минераловодского района.

Приложение 5

Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы

Тема проекта «Мое растение»

2 класс (система Л. В. Занкова).

«Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Авторы – составители:

Петухова И.В., Гавенко С.П., Корнилова О.В., Зенкина А.В., Бречко Л.В., Анастасьева Е.С. - МОУ лицей № 8 г. Кисловодска.

Характеристика проекта.

По содержанию: межпредметный (окружающий мир, чтение, русский язык, история, изобразительное искусство)

По срокам: среднесрочный.

По уровню усвоения: итоговый

По форме работы: индивидуальный

Цели проекта:

- обобщить знания учащихся по теме «Растения», подвести итоги индивидуальных наблюдений учащихся за объектом живой природы, формировать целеустремленность, самостоятельность;

- развивать умение работать с различными источниками информации, умение делать выводы, способности к саморазвитию, самовыражению, ответственности; способствовать экологически грамотному – безопасному для природы и собственного здоровья поведению; воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность, любовь к природе.

Этапы работы над проектом

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Подготовительный   1) Объясняет цель и задачи проекта, проводит беседы, экскурсии. 2) Объясняет как определить объект: каждый ученик выбирает растение, которое ему нравится. Одно из условий – растение должно находится в доступном для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. А главное - растение должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части. 3) Мотив: Растения играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас везде и постоянно. Однако большинство людей не обращают на них внимания. Давайте вместе подумаем – зачем на Земле растения? Какая от них польза? 1) Уточняет информацию, обсуждает задание 2) Положительная мотивация (Например: Значение растений в природе, …)
2. Планирвание 1) Выбирает объект наблюдения – растение. 2) Вырабатывает план действий: а) уточнение названия растения; б) место произрастания; в) условия оптимальные для роста и развития; г) знакомство со строением; д) Влияние климатических условий; е) влияние человека; ж) влияние животных; з) история появления этого растения. и) роль растения для человека или природы. 3) Отбор необходимых источников информации. 1) Предлагает варианты идей: а) Знакомство с растением. б) Изучение строения растения. в) Изучение плодов, семян растения. г) Выращивание растений. д) История растения: связь с семьёй. е) Изучение животных, связанных с растением.   2) Предлагает для ознакомления различные источники информации (Энциклопедии, словари – справочники, Красная книга, книги о растениях Ставропольского края,… )  
3. Принятие решения     1) Выбор растения. 2) Уточняет план действий. 3) Наблюдение за растением. 4) Работа с источниками информации. 5) Выполняет исследование по намеченному плану 6) Анализ и синтез полученной информации. 1) Уточнение плана действий ученика. 2) Наблюдение за выполнением работы. 3) Консультации по выбранным источникам информации.    
4. Выполнение   1) Выполняет работу (Параллельно с проведением исследовательской работы ученики участвуют в практической деятельности: по уходу за своим растением, посадка новых растений, изготовление кормушек и т.д.) 2) Оформляет специальную тетрадь или альбом «Моё растение», в которую заносит результаты своих наблюдений по определенной схеме, не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. 1) Консультации по выпол

Наши рекомендации