Для учителей начальных классов
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
О.Н. ХИЖНЯКОВА
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Педагогический практикум
Для учителей начальных классов
Ставрополь СКИПКРО 2006
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского краевого института
повышения квалификации
работников образования
Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. – Ставрополь.
Автор – составитель:
Хижнякова О.Н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования СКИПКРО.
Рецензенты:
Бутенко Н.И., канд. пед. наук, проректор СКИПКРО.
Туренская Е.С., канд. пед. наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики СКСИ.
Каневская Ж.О., канд. пед. наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования СГПИ.
Педагогический практикум предназначен для работы со слушателями курсов повышения квалификации, учителями начальных классов. В пособии представлен краткий обзор различных подходов к понятию, сущности и классификации образовательных технологий. Ориентируясь на требования нового образовательного стандарта, основное внимание направлено на характеристики технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. Учитывая практическую направленность пособия, к каждой главе разработаны практические задания, в Приложениях представлены примерные модели уроков и учебных проектов, позволяющие учителю не только систематизировать теоретический материал, но и использовать полученные знания в практической деятельности.
Введение
Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.
Работа с учителями начальных классов, слушателями курсов повышения квалификации, выявила ряд проблем связанных с внедрением и использованием в практике инновационных технологий обучения. Во-первых, это отсутствие необходимых теоретических знаний по определению понятия «образовательная технология» и его основным характеристикам. Говоря о педагогической технологии, подавляющее большинство учителей имеют в виду и используют на практике отдельные методы и реализуют отдельные этапы определенной технологии, что приводит к нарушению системности, целостности обучения на технологическом уровне и, как следствие, не дает гарантированного результата обучения. Во-вторых, положение осложняется отсутствием критериев и диагностического инструментария используемой образовательной технологии. В-третьих, учителям-практикам достаточно сложно соотнести этапы определенной технологии обучения с используемым содержанием. Так, при моделировании учебного процесса в рамках выбранной технологии основной трудностью у учителей-практиков являлось неумение отойти от традиционной структуры урока и соотнести учебное содержание с целевыми ориентациями и этапами определенной технологии.
Работая над содержанием данного пособия, мы преследовали цель предоставить возможность в определении выбора технологий, наиболее подходящих учителю в его практической деятельности в соответствии с личностно-ориентированной развивающей моделью обучения. Для того чтобы процесс обучения осуществлялся эффективно, педагогу необходимо научиться использовать оптимальные педагогические технологии, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности, учитывая, что технологизация образовательного процесса возможна только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т. е. четко поставленной цели и педагогических задач в совокупности с учебным содержанием и адекватной технологией их решения.
Учитывая выше обозначенные проблемы, в первой части пособия мы посчитали необходимым представить краткий обзор различных подходов к понятию, сущности и классификации образовательных технологий. Ориентируясь на требования нового образовательного стандарта, в пособии основное внимание направлено на характеристики технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения, как представленных в работах различных авторов, так и отражающих нашу позицию. При описании конкретных технологий (проблемное, проектное обучение, педагогическая мастерская) выделены актуальность, целевые ориентации, этапы реализации в учебном процессе. Учитывая практическую направленность пособия, к каждой главе разработаны практические задания, позволяющие учителю не только систематизировать теоретический материал, но и использовать полученные знания в практической деятельности. Для более углубленного знакомства по интересующей теме, к каждой главе читателям предлагается список литературы.
Практико ориентирована и вторая часть пособия, включающая Приложения, где описаны некоторые методические и практические приемы, которые помогут учителю при реализации выбранной технологии обучения. С целью показать универсальный характер технологии (т. е. возможность ее использования при работе учителя по различным учебно-методическим комплектам), в Приложения также включены квалификационные работы слушателей курсов повышения квалификации, учителей начальных классов края, представляющие собой примерные модели уроков и учебных проектов разработанные в рамках предложенных технологий. Модели уроков и проектов в основном представлены в табличной форме, что делает более структурным границы и содержание каждого технологического этапа, предоставляет возможность читателям соотнести теоретический и практический уровень реализации представленных технологий.
В пособии также представлена примерная программа и учебно-тематический план курсов повышения квалификации по проблеме «Современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»
Данное пособие может быть рекомендовано слушателям курсов повышения квалификации, учителям начальной школы.
Каждый ребенок есть однажды
Случающееся чудо.
Э. Ильенков
Актуальность
В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса педагог создает условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. При организации образовательного процесса создаются такие психолого-педагогические условия, при которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого ребенка через реализацию и построение соответствующих видов деятельности [17, с.16].
Таким образом, личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [18, c. 31].
Целевые ориентации
- Саморазвитие, самосовершенствование личности учащегося в условиях образовательного процесса.
- Формирование внутренней мотивации к учебной деятельности через систему творческих заданий и рефлексии.
- Совместно-распределенная согласованная деятельность участников образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений.
Целевые ориентации
- Создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности детей.
- Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
- Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Особенности проведения:
- определение продолжительности занятия учителем с учетом конкретных условий работы, возраста учащихся, особенностей психофизического развития, сложности изучаемой темы для конкретного класса;
- создание благоприятного эмоционального фона для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- изменение общего бюджета времени: сокращение монолога учителя и увеличение времени самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- изменение оценочной деятельности учителя путем формирования действий самооценки и самоконтроля учащихся;
- организация совместной деятельности учащихся и учителя, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении;
- создание условий для постепенного и последовательного перехода к субъект-субектным отношениям в учебном процессе.
Знания – дети удивления и
Любопытства.
Луи де Бройль
Актуальность
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник майевтики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Целевые ориентации
§ Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
§ Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
§ Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Актуальность
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Целевые ориентации
Создание условий, при которых учащиеся:
§ самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
§ учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
§ приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
§ развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Особенности образовательного процесса:
§ интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
§ интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
§ индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
§ образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
§ индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
§ глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
§ необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.
Обучение – это общение
Человека с человечеством.
А. Петровский
Актуальность
Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. "Французская группа нового образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавляли Анри Бассис и Одет Бассис. Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:
- обращение к личности, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;
- интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;
- свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией;
Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.
Целевые ориентации
Предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
Особенности образовательного процесса:
§ создание атмосферы сотворчества в общении;
§ включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам;
§ необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
§ совместный поиск истины учителем – мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);
§ подача необходимой информации учителем малыми дозами,
§ исключение официального оценивания работы ученика;
§ самооценивание работ, самокоррекция, самооизменение на этапе социализации, через их афиширование и рефлексию
Л.С. Выготский
Актуальность
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых. В 50–60-х гг. в научных лабораториях, и прежде всего в лабораториях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, были разработаны новые подходы к построению начального обучения, которые оказались настолько иными по своей педагогической сути и по достигаемым результатам (именно в развитии учащихся), что их нельзя было назвать иначе, как развивающими. Они и стали так называться в противовес традиционному обучению, которое, будучи ориентированным на формирование навыков, слабо решало задачу развития детей.
Под развивающим обучением понимается обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль не объекта учения, а самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. В технологии развивающего обучения в центре внимания находится способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Одним из вариантов реализации идей развивающего обучения явилась система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая начала формироваться с конца 50-х годов прошлого столетия. Основное положение данной системы - формирование человека с теоретическим сознанием, способного выявлять и решать проблемы, учить, развивать и реализовывать себя, в отличие от существующего традиционного обучения, ориентированного на формирование эмпирического мышления.
Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения:
- наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);
- понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например: исторические, генетические);
- теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.
Усвоение теоретических понятий, которые и составляют содержание обучения возможно лишь в процессе осуществления учебной деятельности при решении учебных задач. Учебная задача является основным компонентом учебной деятельности. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определенного класса (В.В. Давыдов, 2000).
Целевые ориентации
§ Развитие теоретического сознания и мышления ребенка путем изменения построения содержания учебного материала (от абстрактного к конкретному).
§ Формирование у учащихся способов умственных действий посредством усвоения теоретических знаний и изменения взаимодействия между участниками образовательного процесса.
§ Воспроизведение в учебной деятельности детей всех этапов научного открытия (квазиисследовательская деятельность).
Особенности образовательного процесса
§ Внутренняя мотивация к учению, идущая от познавательных потребностей.
§ Проблемное изложение учебного материала через постановку учебных задач.
§ Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности (творца - исследователя), осуществляющего самостоятельно все этапы учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.
§ Направленность на усвоение общих способов решения учебных задач.
§ Рефлексивный характер учебной деятельности на всех ее этапах.
Хороший – учит ее находить.
А. Дистервег
Актуальность
Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея объединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Исходя из этого, определены дидактические принципы данной системы: обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не рассчитана на форсирование темпов обучения, но создает условия для всестороннего развития ребенка.
Целевые ориентации
§ Высокое общее развитие личности.
§ Создание основы для всестороннего гармонического развития.
§ Общее развитие есть появление психических новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.
§ Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека.
§ Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.
Особенности образовательного процесса
Ø Ход познания - «от учеников».
Ø Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, выявляют закономерности.
Ø Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, основанная на ориентировочно-исследовательских, творческих видах заданий.
Ø Коллективный поиск, направляемый учителем.
Ø Создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Ø Создание психолго-педагогических условий для естественного самовыражения ученика.
Ø Гибкая структура урока.
Методика обучения представляет часть целостной дидактической системы, характеризуется рядом типических черт, которые проявляются в преподавании всех учебных предметов:
§ многогранность –свойство, которое определяет то, что методическим приемам должны быть присущи разнородные функции, вызывающие к жизни в процессе обучения разные стороны психики;
§ процессуальный характерметодики – выражается в том, что учебный материал дается не в виде дискретных, замкнутых в себе частей, прочное усвоение которых происходит изолированно друг от друга, а в виде постоянного его развертывания, обогащения, когда каждый отдельный элемент курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами;
§ разрешение коллизий–учащиеся наталкиваются на ситуации, когда вновь приобретаемые знания вступают в противоречие с ранее усвоенными и происходит самостоятельное разрешение, осознание этих противоречий, при этом пробуждается интерес, интенсифицируется мысль школьников;
§ вариантность-свойство, касающееся деятельности как учителя (предполагается возможность и необходимость разных подходов к преподнесению одного и того же материала), так и учащихся (перед учащимися раскрывается возможность обнаружения разных точек зрения на изучаемый материал, разных отношений, оценок).
Приложение 2
Приемы создания проблемной ситуации:
побуждающий от проблемной ситуации диалог[7, c 189]
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. | О фактах: -Что вас удивило? Что интересного заметили? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? | Выбрать подходящее (независимо от приема создания проблемной ситуации): -Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? |
2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием. | -Сколько в классе мнений? Почему так получилось? | |
3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. | - Вы начала как думали? А как на самом деле? | |
4.Дать практическое задание не выполнимое вообще. | -Вы могли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? | |
5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим. | -Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось? Чем это задание не похоже на предыдущее? | |
6. Шаг 1.Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2.Доказать, что задание учениками не выполнено. | -Что вы хотели сделать? Какие знания применяли? Задание выполнено? |
Приложение 3 Примерные модели проблемных уроков
Проблемный урок
Предмет: математика, 3 класс.
«Математика 3 класс» М.И. Моро, М.А. Бантова
Авторы-составители:
Авдонина В.А., Афанасьева Н.И., Богославцева Л.В., Блинова О.А., Герман Е.В.,
Рябицкая Л.Г. Щеховцова Е.П. – МОУ гимназия г. Кисловодска
Проблемный урок.
Предмет: окружающий мир, 4 класс
«Мир вокруг нас» А. А. Плешаков.
Авторы-составители: Асирян Л.С., Беденкова Т.Г., Ишкова О.В., Тарасюк О.С. - МОУ НОШ № 24 г. Михайловска
Проблемный урок.
Предмет: Русский язык 3 класс
«Русский язык». Часть 2. А.В. Полякова
Авторы-составители:
Пронина П.А., Сидорова Р.К., Погребнякова Г.Н., Шибинская И.Ю., Закалина Е.Н., Дымочкина В.А., Горбатова Н.А. – МОУ лицей № 8, г. Кисловодск.
Проблемный урок
Предмет: русский язык, 1 класс.
«Русский язык 1 класс» А.М. Зеленина.
Авторы-составители: Волобуева О.Г., Семенова Н.Г., Ложникова С.Н. - НОШ № 6, Аликоновского с/округа; Михайлова И.Г., Полбицова В.М. – Православная гимназия г. Кисловодска; Петросянц К.В., Шевченко М.Н. – СОШ № 10 г. Кисловодска
Проблемный урок
Урок математики, 3 класс, «Математика – 3», М.И. Моро, М.А. Бантова.
Авторы – составители: Дюба Н.Н., Карпова В.И., Суратова В.И., Бекеева О.Н., Сергеева Е.В., Карпова И.А. - учителя начальных классов Новоселицкого района
Приложение 4
Примерные модели уроков, разработанных по технологии
Педагогических мастерских
Педагогическая мастерская
Предмет: литературное чтение, 3 класс.
«Литературное чтение» О.В. Кубасова
Авторы-составители:
Аракелова Э.С., Васитина В.В., Газарян Г.А., Кузнецова И.В., Маркарова Е.В.,
Попова Н.В. – МОУ СОШ № 14 г. Кисловодска
Материалы к уроку
Карточки с заданиями (для организации групповой работы)
Лицевая сторона Обратная сторона
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
Рос на грядке огурец
Он был самый главный лжец.
Ты не будь таким лжецом
Будешь славным молодцом.
Станешь сильным и красивым
Честным, добрым и правдивым.
В.А. Осеева
Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы.
Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:
- Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она - правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.
- Нет, говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда сказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Проворчала на него тетка, да и простила.
Педагогическая мастерская
Предмет: литературное чтение, 2 класс.
«Чтение» М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова.
Авторы – составители:
Зубова О.А., Гурина А.В. – МОУ НОШ № 12, Калласова К.К.- СОШ № 4
Педагогическая мастерская
Предмет: литературное чтение, 3 класс.
«Родная речь» Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
Авторы – составители: Н. А. Бабаева, С. М. Нафанаилова, Т. Н. Сухоносова – МОУ СОШ №7 с. Марьины Колодцы Минераловодского района.
Приложение 5
Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы
Тема проекта «Мое растение»
2 класс (система Л. В. Занкова).
«Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
Авторы – составители:
Петухова И.В., Гавенко С.П., Корнилова О.В., Зенкина А.В., Бречко Л.В., Анастасьева Е.С. - МОУ лицей № 8 г. Кисловодска.
Характеристика проекта.
По содержанию: межпредметный (окружающий мир, чтение, русский язык, история, изобразительное искусство)
По срокам: среднесрочный.
По уровню усвоения: итоговый
По форме работы: индивидуальный
Цели проекта:
- обобщить знания учащихся по теме «Растения», подвести итоги индивидуальных наблюдений учащихся за объектом живой природы, формировать целеустремленность, самостоятельность;
- развивать умение работать с различными источниками информации, умение делать выводы, способности к саморазвитию, самовыражению, ответственности; способствовать экологически грамотному – безопасному для природы и собственного здоровья поведению; воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность, любовь к природе.
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Подготовительный | 1) Объясняет цель и задачи проекта, проводит беседы, экскурсии. 2) Объясняет как определить объект: каждый ученик выбирает растение, которое ему нравится. Одно из условий – растение должно находится в доступном для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. А главное - растение должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части. 3) Мотив: Растения играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас везде и постоянно. Однако большинство людей не обращают на них внимания. Давайте вместе подумаем – зачем на Земле растения? Какая от них польза? | 1) Уточняет информацию, обсуждает задание 2) Положительная мотивация (Например: Значение растений в природе, …) |
2. Планирвание | 1) Выбирает объект наблюдения – растение. 2) Вырабатывает план действий: а) уточнение названия растения; б) место произрастания; в) условия оптимальные для роста и развития; г) знакомство со строением; д) Влияние климатических условий; е) влияние человека; ж) влияние животных; з) история появления этого растения. и) роль растения для человека или природы. 3) Отбор необходимых источников информации. | 1) Предлагает варианты идей: а) Знакомство с растением. б) Изучение строения растения. в) Изучение плодов, семян растения. г) Выращивание растений. д) История растения: связь с семьёй. е) Изучение животных, связанных с растением. 2) Предлагает для ознакомления различные источники информации (Энциклопедии, словари – справочники, Красная книга, книги о растениях Ставропольского края,… ) |
3. Принятие решения | 1) Выбор растения. 2) Уточняет план действий. 3) Наблюдение за растением. 4) Работа с источниками информации. 5) Выполняет исследование по намеченному плану 6) Анализ и синтез полученной информации. | 1) Уточнение плана действий ученика. 2) Наблюдение за выполнением работы. 3) Консультации по выбранным источникам информации. |
4. Выполнение | 1) Выполняет работу (Параллельно с проведением исследовательской работы ученики участвуют в практической деятельности: по уходу за своим растением, посадка новых растений, изготовление кормушек и т.д.) 2) Оформляет специальную тетрадь или альбом «Моё растение», в которую заносит результаты своих наблюдений по определенной схеме, не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. | 1) Консультации по выпол Наши рекомендации
|