Тарировочная лента хранится вместе с самописцем.
Порядок обработки записи самописца КЗ-бЗ:
— подготовить к работе увеличитель;
— укрепить на экране увеличителя шаблон данного самописца;
— просмотреть ленту «на свет» и убедиться в наличии на ней
линий записи;
— определить начало и конец записи на ленте (начало записи
находится слева, если она обращена к оператору эмульсионным сло-
ем и базовая линия расположена сверху);
— проверить наличие надписей на ленте. Надписи должны быть
следующие:
в начале — номер самописца K3-63, тип (шифр) и номер ВС, на
котором была сделана данная запись, фамилия лица, производившего
заправку ленты в самописец, дата заправки и аэропорт;
в конце — номер самописца, тип (шифр) и номер ВС, фамилия
лица, производившего снятие ленты, дата снятия и аэропорт;
по длине ленты — даты, формы ТО, аэропорт и фамилии лиц, вы-
полнявших ТО.
При просмотре ленты необходимо иметь в виду, что в самописце
резцы перьев Vnp и Нб расположены практически на одной вертикали,
а резец nу смещен от этой вертикали против хода ленты (вправо) на
9—10 мм. Поэтому для каждого момента времени nу записывается на
9—10 мм правее записи Vnp и Нб.
Время между началом или концом соседних временных отметок
при работе от внутреннего отметчика времени составляет 3 мин (для
1-го и 2-го вариантов).
Линии отметки времени и промежутки между ними при большой
скорости (5 мм/с) протяжки ленты в 60 раз длиннее, чем при малой
(5 мм/мин) скорости.
При отсутствии следов работы отметчика времени или при со-
мнении в правильности его работы приближенно время полета (мин)
может быть вычислено делением длины участка ленты (мм) на 5 при
малой скорости протяжки (5 мм/мин) или на 300 при большой скоро-
сти протяжки (5 мм/с). В этом случае участки с большой скоростью
протяжки нужно различать по толщине линии записи nу (она тоньше,
чем при малой скорости) и по наличию уступов на ней;
— вставить ленту в увеличитель эмульсионным слоем вниз;
— включить освещение увеличителя и совместить изображения с
ленты и на шаблоне так, чтобы совпали их базовые линии и соответ-
ствующие нулевые отметки линий Vnp, Нб и nу = +1. В случае, если
добиться полного совмещения не удается, совместить только базовые
линии;
— протянуть ленту до появления на экране начала участка поле-
та, выбранного для обработки;
— медленно протягивая ленту, следить за изменением положе-
ния линий записи по отношению к соответствующим оцифровкам
параметров на шкалах шаблона.
В момент приземления и при движении ВС по земле величина nу ре-
гистрируется с искажениями из-за малой собственной частоты датчика
самописца и поэтому для получения уточненной величины nу необходи-
мо использовать «Методические рекомендации и уточненные критерии
оперативной оценки величины перегрузок при приземлении самолетов».
Если самописец включался и выключался в воздухе, т.е. когда ВС
имело определенную скорость и высоту полета, то в начале и в конце
записи линии Vnp и Нб будут иметь вид дуг, так как резцы стрелок Vnp
и Н6 перемещаются поперек ленты самописца при отсутствии ее про-
тяжки (следуя за изменением соответствующего параметра полета).
Надо иметь в виду, что движение стрелки Нб начинается почти
одновременно с началом увеличения высоты полета, а стрелка Vnpначи-
нает свое движение с момента, когда скорость ВС достигает определен-
ной величины (примерно в конце разбега); при скорости ВС ниже этого
уровня резец стрелки Vnp остается в своем нулевом положении.
В зависимости от схем включения и выключения самописца, ис-
пользуемых на ВС, начало и конец записи полета определяют по ха-
рактеру записи линии nу.
На участке от левого края до момента «О» линии Vnp, Hs и nу оди-
наково тонкие, прямые и параллельны базовой линии. Это — участок
протяжки ленты при ее перезарядке или при опробовании работы ме-
ханизма самописца.
Ордината «О» определяет момент включения самописца, но на
ленте он обычно не отличается от интервала «О - I», когда самописец
работает до включения двигателей ВС.
В интервале «I — II» линия пу несколько утолщается вследствие
воздействия на самописец вибрации от работы двигателей.
Момент «II» — начало разбега.
В интервале «II — III» линия nу имеет вид заштрихованной раз-
мытой полосы, как следствие воздействия на самописец вибрации ВС
при передвижении по ВПП. Линии Vnp и Н6 прямые, параллельны ба-
зовой линии и только в конце интервала «II—III» (в конце разбега)
линия Vnp начинает отклоняться от своего нулевого значения.
Примечание. При включении K3-63 от концевого выключателя положения шасси
интервалы «I — II» и «II — III» отсутствуют.
Момент «III» — отрыв колес шасси ВС от ВПП. С этого момента
линия nу становится тоньше, а линия Н6 начинает плавно отклоняться
от своего нулевого положения, что соответствует переходу ВС в ре-
жим набора высоты.
В интервале «III — IV» (набор высоты) может наблюдаться от-
клонение линии nу вверх от ее исходного положения ( Пу = +1), вы-
званное возросшей положительной перегрузкой ВС. При этом
протяжка ленты автоматически переключается на большую скорость.
Это может быть обнаружено по линии отметки времени, на которой
черточки и интервалы между ними будут увеличены по сравнению с
предыдущими.
В интервале «IV—V» характер линий Vnp, Н6 и nу определяется
режимом полета. Линия nу может отклоняться в обе стороны от сво-
достигает своего нулевого значения, а линия V np только приближает-
ся, достигая его вскоре после начала пробега.
Момент «VII» — конец пробега. Линия nу с этого момента пере-
стает быть заштрихованной, становится только несколько утолщен-
ной как результат вибрации ВС от работы двигателей и движения по
ВПП. Линии Vnp и Нб находятся в нулевых положениях, параллельно
базовой линии.
Момент «VIII» — выключение двигателей. Линия nу становится
тонкой как результат работы самописца при отсутствии вибрации на
ВС.
Примечание. При выключении K3-63 от концевого выключателя положения шасси
моменты «VII» и «VIII» отсутствуют.
Момент «IX» — выключение самописца.