Тарировочная лента хранится вместе с самописцем.

Порядок обработки записи самописца КЗ-бЗ:

— подготовить к работе увеличитель;

— укрепить на экране увеличителя шаблон данного самописца;

— просмотреть ленту «на свет» и убедиться в наличии на ней

линий записи;

— определить начало и конец записи на ленте (начало записи

находится слева, если она обращена к оператору эмульсионным сло-

ем и базовая линия расположена сверху);

— проверить наличие надписей на ленте. Надписи должны быть

следующие:

в начале — номер самописца K3-63, тип (шифр) и номер ВС, на

котором была сделана данная запись, фамилия лица, производившего

заправку ленты в самописец, дата заправки и аэропорт;

в конце — номер самописца, тип (шифр) и номер ВС, фамилия

лица, производившего снятие ленты, дата снятия и аэропорт;

по длине ленты — даты, формы ТО, аэропорт и фамилии лиц, вы-

полнявших ТО.

При просмотре ленты необходимо иметь в виду, что в самописце

резцы перьев Vnp и Нб расположены практически на одной вертикали,

а резец nу смещен от этой вертикали против хода ленты (вправо) на

9—10 мм. Поэтому для каждого момента времени nу записывается на

9—10 мм правее записи Vnp и Нб.

Время между началом или концом соседних временных отметок

при работе от внутреннего отметчика времени составляет 3 мин (для

1-го и 2-го вариантов).

Линии отметки времени и промежутки между ними при большой

скорости (5 мм/с) протяжки ленты в 60 раз длиннее, чем при малой

(5 мм/мин) скорости.

При отсутствии следов работы отметчика времени или при со-

мнении в правильности его работы приближенно время полета (мин)

может быть вычислено делением длины участка ленты (мм) на 5 при

малой скорости протяжки (5 мм/мин) или на 300 при большой скоро-

сти протяжки (5 мм/с). В этом случае участки с большой скоростью

протяжки нужно различать по толщине линии записи nу (она тоньше,

чем при малой скорости) и по наличию уступов на ней;

— вставить ленту в увеличитель эмульсионным слоем вниз;

— включить освещение увеличителя и совместить изображения с

ленты и на шаблоне так, чтобы совпали их базовые линии и соответ-

ствующие нулевые отметки линий Vnp, Нб и nу = +1. В случае, если

добиться полного совмещения не удается, совместить только базовые

линии;

— протянуть ленту до появления на экране начала участка поле-

та, выбранного для обработки;

— медленно протягивая ленту, следить за изменением положе-

ния линий записи по отношению к соответствующим оцифровкам

параметров на шкалах шаблона.

В момент приземления и при движении ВС по земле величина nу ре-

гистрируется с искажениями из-за малой собственной частоты датчика

самописца и поэтому для получения уточненной величины nу необходи-

мо использовать «Методические рекомендации и уточненные критерии

оперативной оценки величины перегрузок при приземлении самолетов».

Если самописец включался и выключался в воздухе, т.е. когда ВС

имело определенную скорость и высоту полета, то в начале и в конце

записи линии Vnp и Нб будут иметь вид дуг, так как резцы стрелок Vnp

и Н6 перемещаются поперек ленты самописца при отсутствии ее про-

тяжки (следуя за изменением соответствующего параметра полета).

Надо иметь в виду, что движение стрелки Нб начинается почти

одновременно с началом увеличения высоты полета, а стрелка Vnpначи-

нает свое движение с момента, когда скорость ВС достигает определен-

ной величины (примерно в конце разбега); при скорости ВС ниже этого

уровня резец стрелки Vnp остается в своем нулевом положении.

В зависимости от схем включения и выключения самописца, ис-

пользуемых на ВС, начало и конец записи полета определяют по ха-

рактеру записи линии nу.

На участке от левого края до момента «О» линии Vnp, Hs и nу оди-

наково тонкие, прямые и параллельны базовой линии. Это — участок

протяжки ленты при ее перезарядке или при опробовании работы ме-

ханизма самописца.

Ордината «О» определяет момент включения самописца, но на

ленте он обычно не отличается от интервала «О - I», когда самописец

работает до включения двигателей ВС.

В интервале «I — II» линия пу несколько утолщается вследствие

воздействия на самописец вибрации от работы двигателей.

Момент «II» — начало разбега.

В интервале «II — III» линия nу имеет вид заштрихованной раз-

мытой полосы, как следствие воздействия на самописец вибрации ВС

при передвижении по ВПП. Линии Vnp и Н6 прямые, параллельны ба-

зовой линии и только в конце интервала «II—III» (в конце разбега)

линия Vnp начинает отклоняться от своего нулевого значения.

Примечание. При включении K3-63 от концевого выключателя положения шасси

интервалы «I — II» и «II — III» отсутствуют.

Момент «III» — отрыв колес шасси ВС от ВПП. С этого момента

линия nу становится тоньше, а линия Н6 начинает плавно отклоняться

от своего нулевого положения, что соответствует переходу ВС в ре-

жим набора высоты.

В интервале «III — IV» (набор высоты) может наблюдаться от-

клонение линии nу вверх от ее исходного положения ( Пу = +1), вы-

званное возросшей положительной перегрузкой ВС. При этом

протяжка ленты автоматически переключается на большую скорость.

Это может быть обнаружено по линии отметки времени, на которой

черточки и интервалы между ними будут увеличены по сравнению с

предыдущими.

В интервале «IV—V» характер линий Vnp, Н6 и nу определяется

режимом полета. Линия nу может отклоняться в обе стороны от сво-

достигает своего нулевого значения, а линия V np только приближает-

ся, достигая его вскоре после начала пробега.

Момент «VII» — конец пробега. Линия nу с этого момента пере-

стает быть заштрихованной, становится только несколько утолщен-

ной как результат вибрации ВС от работы двигателей и движения по

ВПП. Линии Vnp и Нб находятся в нулевых положениях, параллельно

базовой линии.

Момент «VIII» — выключение двигателей. Линия nу становится

тонкой как результат работы самописца при отсутствии вибрации на

ВС.

Примечание. При выключении K3-63 от концевого выключателя положения шасси

моменты «VII» и «VIII» отсутствуют.

Момент «IX» — выключение самописца.

Наши рекомендации