Самообучение под наблюдением

Термин «самообучение под наблюдением» заимствован из системы М. Монтессори. Именно так она называла свободные самостоятельные занятия детей с разработанным ею дидакти­ческим материалом (знаменитым Монтессори-материалом). В нашей школе организация занятий в форме самообучения под наблюдением представляет собой соединение элементов системы М. Монтессори, американской модели «образовательного паке­та» и собственных организационно-дидактических решений.

Самообучение под наблюдением является основной формой занятий в школе.

Учитель на занятиях в форме самообучения под наблюдением выступает в роли кон­сультанта.

Каждый ребенок должен иметь возможность работать в соответствии со своим собственным, ин­дивидуальным темпом умственной деятельности. Поэтому время, необходимое для изучения или закрепления какого-либо материала, не фиксируется, это – индивидуальная величина, опре­деляемая самим ребенком.

Занятия проходят в свободной форме. Дети свободно пере­двигаются по комнате.

С материалом дети обычно работают на полу, на ковриках. Это – рабочее место ребенка.

С любым материалом ребенок может заниматься столько времени, сколько ему понадобится. Этим обеспечивается проч­ность усвоения знаний.

Индивидуальные образовательные траектории детей более старшего возраста выстраиваются с помощью организа­ционно-дидактического пакета. Каждый ребенок имеет ком­плект индивидуальных штрих-карт(отражающих разделы и темы учебных программ), карт достижений(показывающих продвижение в учении) и инструкционных карт(направля­ющих в освоении материала). Главное назначение всех карт – обеспечение возможности самостоятельного изучения ма­териала, в соответствии с индивидуальными особенностями умственной деятельности.

По каждому учебному разделу имеется три уровня: базовый, дополнительный (обогащенный) и развивающий.

С помощью организационно-дидактического пакета ребенок также может регулировать скорость своего продвижения в изуче­нии материала и объем тренировочных упражнений.

Ребенок сам выбирает уровень изучения материала, сам пла­нирует работу на неделю (обычные школьные дневники исполь­зуются как «еженедельники»). Учитель не вмешивается ни в сделанный ребенком выбор уровня, ни в уже распланированную работу; его задача – научить ребенка это делать самостоятельно, адекватно оценивая свои возможности.

Организация занятий в форме самообучения под наблюдением ставит ребенка в позицию субъекта не только при планировании, но и при контроле и оценке учебных результа­тов.

Время про­ведения текущих контрольных и готовность к ним определяется самим учеником. В классе, на стене висит табличка: «Я готов сдать тему!».Под ней – чистый листок, на котором дети сами записывают свои фамилии.

Учитель составляет несколько вари­антов контрольных работ по каждой теме. Они составляются учителем индивидуально для каждого ученика в зависимости от того объема материала, который он успел осво­ить за данную четверть.

Проверку контрольных работ осуществляет учитель при актив­ном участии ученика – очень важно, чтобы ученик сам сделал вывод о том, каких успехов он достиг, и можно ли ему приступать к изучению следующего раздела учебной программы.

Отметочная система отсутствует. Учитель дает разверну­тую описательную оценку с конкретной аргументацией. Для фиксации результатов усвоения каждой темы используется штрих-карта, на которой, в зависимости от уровня и качества освоения материала, в цветовом коде (серый – красный) закрашивается соответствующая клетка.

Организация учебных занятий в форме самообучения под наблюдением приводит к отсутствию в школьной практике таких привычных феноменов как списывание, подсказки и другие способы сокрытия от учителя своего незнания.

«Круги»

Термин «круг» и общие черты технологии его проведения также заимствованы из системы М. Монтессори.

«Круг» является единственной формой организации учебно­го процесса, в которой учитель играет активную ведущую роль: определяет общее содержание, распределяет задания среди уча­щихся, планирует время их выполнения.

По своей внешней организации, на первый взгляд, «круг» очень напоминает урок в традиционной школе: учитель что-то объяс­няет (рассказывает, показывает), ученики слушают. Необычной кажется лишь форма проведения урока – дети сидят не за партами, в затылок друг другу, а в кругу; учитель также находится в кругу.

«Круг» имеет не только дидактические, но и психологичес­кие цели.

Конкретное содержание «круга» для одних учащихся явля­ется в основном повторением, для других — пропедевтикой, для третьих – активным усвоением нового.

Психологические цели «круга» считаются более важными, чем дидактические. К ним относятся – развитие и укрепле­ние мотивации учения, создание у каждого ученика ощуще­ния благополучия своей жизни в классе.

Проектное обучение

Проектное обучение, или метод проектов, является русской версией системы Дальтон-плана (Е. Паркхерст).

Основное назначение проектного обучения в школе Т.П. Войтенко – способствовать проявлению и развитию индивиду­альности ребенка, осознанию им своих интересов, склонностей, способностей.

Работа над проектом является исключительно доброволь­ным волеизъявлением ребенка,так или иначе осознавшего свои интересы и отрефлексировавшего это осознание в виде личностно-значимой темы проекта.

Работа над проектом продолжается в течение полугода и заканчивается торжественной презентацией личностно-значимых результатов (в форме научного сообщения, сочинения-размыш­ления, технического устройства, художественной поделки и т.п.).

Ответственность за работу над проектом передается ребенку.

Работа над проектом, в основ­ном, проводится в малых группах – «командах». Перед учите­лем в этих случаях стоит задача организации коллективных дей­ствий, научения детей кооперативным формам работы, распреде­лению ответственности.

Обучение в игровом режиме

Прежде всего под­черкивается ценность игры в плане предоставления ребенку роли активного субъекта учебного процесса, развития у него ис­следовательского и рефлексивного мышления, получения им собственного, личностно-прочувствованного опыта.

Педагогическая ценность обоих типов игр проявляется в развитии у участников полемических и ораторских способностей, воображе­ния и творчества, умения строить аргументированные высказыва­ния, внимательно выслушивать оппонентов, становиться на чужую точку зрения. Педагогически значимым является также развитие умений конструктивного взаимодействия и внутригруппового со­трудничества.

Первая особенность воспитательной работы касается ее направленности – смещения акцента с воздействия на ребенка в сторону организации различных форм помощи значимым для него взрос­лым в их созидательном самовоспитании.

Другой характерной особенностью является количество и характер средств решения воспитательных задач. Целостное понимание личности ребенка не нуждается в большом количе­стве методов воспитания. Их всего шесть – эмпатическое слушание, идентификация, самонаблюдение взрослого, передача ответственности, принятие, включенное действие. При этом все они имеют качественные отличия от традицион­ных методов воспитания.

Они являются не способами воздействияна ученика, а способами взаимо­действия и пониманиявнутреннего смысла его бытия.

Средства педагогического взаимодействия содержат в себе элементы психотерапевтической практики и специальную помощь и обучение здоровым, продук­тивным способам бытия в мире.

Позиции взрослого

Самонаблюдение взрослого. Умение взрослого разобраться в собственных чувствах, по­нимать их обладает созидательной силой по отношению к ребенку и рассматривается как необходимое.

Принятие. Принятие ребенка рассматривается как необходимое условие для инициации его позитивного роста. Оно создает во взаимо­отношениях взрослого и ребенка атмосферу открытости и любви.

Любовь-принятие вовсе не подразумевает одобрения любого поведения, но предполагает готовность простить за причиненную боль или неприятности. Прощение и означает принятие несо­вершенства, или безусловное принятие.

Понимание предполагает признание безусловной ценности всех чувств, мыслей, опыта и деятельности ребенка.

Безуслов­ная любовь принимает ребенка таким, каков он есть, пре­доставляет ему возможность поступать по-своему и нести ответственность за это.

Ответственности не обучают, ответствен­ности дети научаются сами, на собственном опыте, когда им полностью доверяют быть самостоятельными, и они принимают ре­шения, за последствия которых несут ответственность.

Включенное действие. В любом взаимодействии с ребенком он должен выступать как его равный участник. При этом равен­ство является не столько педагогическим приемом, сколько уста­новкой на определенный способ бытия.

Сфера включенного действия очень широка. Это и совмест­ные прогулки на природе, и игры, и рисование, и хозяйственно-бытовые хлопоты. Особое место в этом ряду занимает совмест­ное изучение произведений великих писателей, ученых, музыкантов, художников...

Механизм включен­ного действия смещает акцент подражания с личности зна­чимого взрослого на его усилия в плане духовно-нравствен­ного развития.

По отношению к родителям ведущей стратегией школы является превращение семьи в сознательного субъекта обра­зовательного процесса.

Только семья способна полноценно поддерживать стремление чело­века, ребенка к развитию своей индивидуальности.

В школе, ориентированной на личностное развитие, основной единицей образовательной структуры является «команда».

Принцип группировки учащихся – разновозрастность и разноуровневость развития.

Наличие в группе детей разного возраста позволяет успешно решать многие задачи.

Команды учеников организуются на основе их личного выбора.

Рекомендуемая литература

1. Войтенко Т.П. Возвращение к ребенку (опыт реализации идеи свободного образования). – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 1999.

2. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.

3. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России:становление и развитие. – М: Народное образование, 2003

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие позиции являются верными для учителя в Вальдорфской педагогике:

а) учитель - старший товарищ; б) учитель – непререкаемый авторитет для учеников; в) с детьми к предмету, а не с предметом к детям; г) не знания давать, а давать детям жить на уроке; д) не говорить ребенку «нет», «нельзя»?

2. Основные особенности концепции технологии 1) А. Нейлла; 2) Л.Н. Толстого; 3) Р. Штай­нера; 4) М. Балабана; 5) С. Френе; 6) М. Монтессори; 7) Х. Паркхерст; 8) Т.П. Вой­тен­ко таковы:

а) обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с разви­тием - ребенок сам себя развивает; б) обращение ребенка к учителю: «Помоги мне это сделать самому»; в) детям-дошкольникам доступны многие теоретические понятия: они осваивают их раньше, чем начинают действовать с их практическим применением; г) вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности; д) учет сензитивности и спонтанности развития; е) обучение должно вести за собой развитие; ж) единство индивидуального и социального развития; з) в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах; и) сущность разума в упорядочении и сопоставлении; к) отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры; л) мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предмет­но-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрак­тный уровень; м) сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики – организовать окружающую среду для такого «впитывания».

3. Какие из организационных характеристик относятся к модели 1) А. Нейлла; 2) Л.Н. Толстого; 3) Р. Штай­нера; 4) М. Балабана; 5) С. Френе; 6) М. Монтессори; 7) Х. Паркхерст; 8) Т.П. Вой­тен­ко:

а) индивидуализация обучения; б) разновозрастность групп; в) основной метод обучения – диалогическое общение; г) обучение и воспитание – единый процесс; д) основной предмет – философия; е) целевая ориентация – мировоззрение; ж) содержание обучения – не программировано; з) обяза­тельно создание вещественного общественно значимого продукта; и) отсутствие оценок (отметок)?

4. «Мягкая (свободная) педагогика заменяет собою старый крутой и каменистый путь к учению. Но этой теплой атмосфере недостает живительного кислорода напряжения» (У. Джеймс). Как и чем компенсируется этот недостаток в технологиях 1) А. Нейлла; 2) Л.Н. Толстого; 3) Р. Штай­­нера; 4) М. Балабана; 5) С. Френе; 6) М. Монтессори; 7) Х. Паркхерст; 8) Т.П. Вой­тен­­ко:

а) трудовыми делами; б) интересом к занятиям; в) социальной мотивацией; г) культом творчества; д) авторитетом (примером) педагога; е) религиозными убеждениями; ж) удовольствием от труда; з) потребностью общения; и) нравственно-волевой мотивацией?

Наши рекомендации