Самообучение под наблюдением
Термин «самообучение под наблюдением» заимствован из системы М. Монтессори. Именно так она называла свободные самостоятельные занятия детей с разработанным ею дидактическим материалом (знаменитым Монтессори-материалом). В нашей школе организация занятий в форме самообучения под наблюдением представляет собой соединение элементов системы М. Монтессори, американской модели «образовательного пакета» и собственных организационно-дидактических решений.
Самообучение под наблюдением является основной формой занятий в школе.
Учитель на занятиях в форме самообучения под наблюдением выступает в роли консультанта.
Каждый ребенок должен иметь возможность работать в соответствии со своим собственным, индивидуальным темпом умственной деятельности. Поэтому время, необходимое для изучения или закрепления какого-либо материала, не фиксируется, это – индивидуальная величина, определяемая самим ребенком.
Занятия проходят в свободной форме. Дети свободно передвигаются по комнате.
С материалом дети обычно работают на полу, на ковриках. Это – рабочее место ребенка.
С любым материалом ребенок может заниматься столько времени, сколько ему понадобится. Этим обеспечивается прочность усвоения знаний.
Индивидуальные образовательные траектории детей более старшего возраста выстраиваются с помощью организационно-дидактического пакета. Каждый ребенок имеет комплект индивидуальных штрих-карт(отражающих разделы и темы учебных программ), карт достижений(показывающих продвижение в учении) и инструкционных карт(направляющих в освоении материала). Главное назначение всех карт – обеспечение возможности самостоятельного изучения материала, в соответствии с индивидуальными особенностями умственной деятельности.
По каждому учебному разделу имеется три уровня: базовый, дополнительный (обогащенный) и развивающий.
С помощью организационно-дидактического пакета ребенок также может регулировать скорость своего продвижения в изучении материала и объем тренировочных упражнений.
Ребенок сам выбирает уровень изучения материала, сам планирует работу на неделю (обычные школьные дневники используются как «еженедельники»). Учитель не вмешивается ни в сделанный ребенком выбор уровня, ни в уже распланированную работу; его задача – научить ребенка это делать самостоятельно, адекватно оценивая свои возможности.
Организация занятий в форме самообучения под наблюдением ставит ребенка в позицию субъекта не только при планировании, но и при контроле и оценке учебных результатов.
Время проведения текущих контрольных и готовность к ним определяется самим учеником. В классе, на стене висит табличка: «Я готов сдать тему!».Под ней – чистый листок, на котором дети сами записывают свои фамилии.
Учитель составляет несколько вариантов контрольных работ по каждой теме. Они составляются учителем индивидуально для каждого ученика в зависимости от того объема материала, который он успел освоить за данную четверть.
Проверку контрольных работ осуществляет учитель при активном участии ученика – очень важно, чтобы ученик сам сделал вывод о том, каких успехов он достиг, и можно ли ему приступать к изучению следующего раздела учебной программы.
Отметочная система отсутствует. Учитель дает развернутую описательную оценку с конкретной аргументацией. Для фиксации результатов усвоения каждой темы используется штрих-карта, на которой, в зависимости от уровня и качества освоения материала, в цветовом коде (серый – красный) закрашивается соответствующая клетка.
Организация учебных занятий в форме самообучения под наблюдением приводит к отсутствию в школьной практике таких привычных феноменов как списывание, подсказки и другие способы сокрытия от учителя своего незнания.
«Круги»
Термин «круг» и общие черты технологии его проведения также заимствованы из системы М. Монтессори.
«Круг» является единственной формой организации учебного процесса, в которой учитель играет активную ведущую роль: определяет общее содержание, распределяет задания среди учащихся, планирует время их выполнения.
По своей внешней организации, на первый взгляд, «круг» очень напоминает урок в традиционной школе: учитель что-то объясняет (рассказывает, показывает), ученики слушают. Необычной кажется лишь форма проведения урока – дети сидят не за партами, в затылок друг другу, а в кругу; учитель также находится в кругу.
«Круг» имеет не только дидактические, но и психологические цели.
Конкретное содержание «круга» для одних учащихся является в основном повторением, для других — пропедевтикой, для третьих – активным усвоением нового.
Психологические цели «круга» считаются более важными, чем дидактические. К ним относятся – развитие и укрепление мотивации учения, создание у каждого ученика ощущения благополучия своей жизни в классе.
Проектное обучение
Проектное обучение, или метод проектов, является русской версией системы Дальтон-плана (Е. Паркхерст).
Основное назначение проектного обучения в школе Т.П. Войтенко – способствовать проявлению и развитию индивидуальности ребенка, осознанию им своих интересов, склонностей, способностей.
Работа над проектом является исключительно добровольным волеизъявлением ребенка,так или иначе осознавшего свои интересы и отрефлексировавшего это осознание в виде личностно-значимой темы проекта.
Работа над проектом продолжается в течение полугода и заканчивается торжественной презентацией личностно-значимых результатов (в форме научного сообщения, сочинения-размышления, технического устройства, художественной поделки и т.п.).
Ответственность за работу над проектом передается ребенку.
Работа над проектом, в основном, проводится в малых группах – «командах». Перед учителем в этих случаях стоит задача организации коллективных действий, научения детей кооперативным формам работы, распределению ответственности.
Обучение в игровом режиме
Прежде всего подчеркивается ценность игры в плане предоставления ребенку роли активного субъекта учебного процесса, развития у него исследовательского и рефлексивного мышления, получения им собственного, личностно-прочувствованного опыта.
Педагогическая ценность обоих типов игр проявляется в развитии у участников полемических и ораторских способностей, воображения и творчества, умения строить аргументированные высказывания, внимательно выслушивать оппонентов, становиться на чужую точку зрения. Педагогически значимым является также развитие умений конструктивного взаимодействия и внутригруппового сотрудничества.
Первая особенность воспитательной работы касается ее направленности – смещения акцента с воздействия на ребенка в сторону организации различных форм помощи значимым для него взрослым в их созидательном самовоспитании.
Другой характерной особенностью является количество и характер средств решения воспитательных задач. Целостное понимание личности ребенка не нуждается в большом количестве методов воспитания. Их всего шесть – эмпатическое слушание, идентификация, самонаблюдение взрослого, передача ответственности, принятие, включенное действие. При этом все они имеют качественные отличия от традиционных методов воспитания.
Они являются не способами воздействияна ученика, а способами взаимодействия и пониманиявнутреннего смысла его бытия.
Средства педагогического взаимодействия содержат в себе элементы психотерапевтической практики и специальную помощь и обучение здоровым, продуктивным способам бытия в мире.
Позиции взрослого
Самонаблюдение взрослого. Умение взрослого разобраться в собственных чувствах, понимать их обладает созидательной силой по отношению к ребенку и рассматривается как необходимое.
Принятие. Принятие ребенка рассматривается как необходимое условие для инициации его позитивного роста. Оно создает во взаимоотношениях взрослого и ребенка атмосферу открытости и любви.
Любовь-принятие вовсе не подразумевает одобрения любого поведения, но предполагает готовность простить за причиненную боль или неприятности. Прощение и означает принятие несовершенства, или безусловное принятие.
Понимание предполагает признание безусловной ценности всех чувств, мыслей, опыта и деятельности ребенка.
Безусловная любовь принимает ребенка таким, каков он есть, предоставляет ему возможность поступать по-своему и нести ответственность за это.
Ответственности не обучают, ответственности дети научаются сами, на собственном опыте, когда им полностью доверяют быть самостоятельными, и они принимают решения, за последствия которых несут ответственность.
Включенное действие. В любом взаимодействии с ребенком он должен выступать как его равный участник. При этом равенство является не столько педагогическим приемом, сколько установкой на определенный способ бытия.
Сфера включенного действия очень широка. Это и совместные прогулки на природе, и игры, и рисование, и хозяйственно-бытовые хлопоты. Особое место в этом ряду занимает совместное изучение произведений великих писателей, ученых, музыкантов, художников...
Механизм включенного действия смещает акцент подражания с личности значимого взрослого на его усилия в плане духовно-нравственного развития.
По отношению к родителям ведущей стратегией школы является превращение семьи в сознательного субъекта образовательного процесса.
Только семья способна полноценно поддерживать стремление человека, ребенка к развитию своей индивидуальности.
В школе, ориентированной на личностное развитие, основной единицей образовательной структуры является «команда».
Принцип группировки учащихся – разновозрастность и разноуровневость развития.
Наличие в группе детей разного возраста позволяет успешно решать многие задачи.
Команды учеников организуются на основе их личного выбора.
Рекомендуемая литература
1. Войтенко Т.П. Возвращение к ребенку (опыт реализации идеи свободного образования). – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 1999.
2. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.
3. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России:становление и развитие. – М: Народное образование, 2003
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие позиции являются верными для учителя в Вальдорфской педагогике:
а) учитель - старший товарищ; б) учитель – непререкаемый авторитет для учеников; в) с детьми к предмету, а не с предметом к детям; г) не знания давать, а давать детям жить на уроке; д) не говорить ребенку «нет», «нельзя»?
2. Основные особенности концепции технологии 1) А. Нейлла; 2) Л.Н. Толстого; 3) Р. Штайнера; 4) М. Балабана; 5) С. Френе; 6) М. Монтессори; 7) Х. Паркхерст; 8) Т.П. Войтенко таковы:
а) обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает; б) обращение ребенка к учителю: «Помоги мне это сделать самому»; в) детям-дошкольникам доступны многие теоретические понятия: они осваивают их раньше, чем начинают действовать с их практическим применением; г) вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности; д) учет сензитивности и спонтанности развития; е) обучение должно вести за собой развитие; ж) единство индивидуального и социального развития; з) в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах; и) сущность разума в упорядочении и сопоставлении; к) отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры; л) мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень; м) сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики – организовать окружающую среду для такого «впитывания».
3. Какие из организационных характеристик относятся к модели 1) А. Нейлла; 2) Л.Н. Толстого; 3) Р. Штайнера; 4) М. Балабана; 5) С. Френе; 6) М. Монтессори; 7) Х. Паркхерст; 8) Т.П. Войтенко:
а) индивидуализация обучения; б) разновозрастность групп; в) основной метод обучения – диалогическое общение; г) обучение и воспитание – единый процесс; д) основной предмет – философия; е) целевая ориентация – мировоззрение; ж) содержание обучения – не программировано; з) обязательно создание вещественного общественно значимого продукта; и) отсутствие оценок (отметок)?
4. «Мягкая (свободная) педагогика заменяет собою старый крутой и каменистый путь к учению. Но этой теплой атмосфере недостает живительного кислорода напряжения» (У. Джеймс). Как и чем компенсируется этот недостаток в технологиях 1) А. Нейлла; 2) Л.Н. Толстого; 3) Р. Штайнера; 4) М. Балабана; 5) С. Френе; 6) М. Монтессори; 7) Х. Паркхерст; 8) Т.П. Войтенко:
а) трудовыми делами; б) интересом к занятиям; в) социальной мотивацией; г) культом творчества; д) авторитетом (примером) педагога; е) религиозными убеждениями; ж) удовольствием от труда; з) потребностью общения; и) нравственно-волевой мотивацией?