Самообучение под наблюдением

Термин «самообучение под наблюдением» заимствован из системы М. Монтессори. Именно так она называла свободные самостоятельные занятия детей с разработанным ею дидакти­ческим материалом (знаменитым Монтессори-материалом). В нашей школе организация занятий в форме самообучения под наблюдением представляет собой соединение элементов системы М. Монтессори, американской модели «образовательного паке­та» и собственных организационно-дидактических решений.

Самообучение под наблюдением является основной формой занятий в школе.

Учитель на занятиях в форме самообучения под наблюдением выступает в роли кон­сультанта.

Каждый ребенок должен иметь возможность работать в соответствии со своим собственным, ин­дивидуальным темпом умственной деятельности. Поэтому время, необходимое для изучения или закрепления какого-либо материала, не фиксируется, это – индивидуальная величина, опре­деляемая самим ребенком.

Занятия проходят в свободной форме. Дети свободно пере­двигаются по комнате.

С материалом дети обычно работают на полу, на ковриках. Это – рабочее место ребенка.

С любым материалом ребенок может заниматься столько времени, сколько ему понадобится. Этим обеспечивается проч­ность усвоения знаний.

Индивидуальные образовательные траектории детей более старшего возраста выстраиваются с помощью организа­ционно-дидактического пакета. Каждый ребенок имеет ком­плект индивидуальных штрих-карт(отражающих разделы и темы учебных программ), карт достижений(показывающих продвижение в учении) и инструкционных карт(направля­ющих в освоении материала). Главное назначение всех карт – обеспечение возможности самостоятельного изучения ма­териала, в соответствии с индивидуальными особенностями умственной деятельности.

По каждому учебному разделу имеется три уровня: базовый, дополнительный (обогащенный) и развивающий.

С помощью организационно-дидактического пакета ребенок также может регулировать скорость своего продвижения в изуче­нии материала и объем тренировочных упражнений.

Ребенок сам выбирает уровень изучения материала, сам пла­нирует работу на неделю (обычные школьные дневники исполь­зуются как «еженедельники»). Учитель не вмешивается ни в сделанный ребенком выбор уровня, ни в уже распланированную работу; его задача – научить ребенка это делать самостоятельно, адекватно оценивая свои возможности.

Организация занятий в форме самообучения под наблюдением ставит ребенка в позицию субъекта не только при планировании, но и при контроле и оценке учебных результа­тов.

Время про­ведения текущих контрольных и готовность к ним определяется самим учеником. В классе, на стене висит табличка: «Я готов сдать тему!».Под ней – чистый листок, на котором дети сами записывают свои фамилии.

Учитель составляет несколько вари­антов контрольных работ по каждой теме. Они составляются учителем индивидуально для каждого ученика в зависимости от того объема материала, который он успел осво­ить за данную четверть.

Проверку контрольных работ осуществляет учитель при актив­ном участии ученика – очень важно, чтобы ученик сам сделал вывод о том, каких успехов он достиг, и можно ли ему приступать к изучению следующего раздела учебной программы.

Отметочная система отсутствует. Учитель дает разверну­тую описательную оценку с конкретной аргументацией. Для фиксации результатов усвоения каждой темы используется штрих-карта, на которой, в зависимости от уровня и качества освоения материала, в цветовом коде (серый – красный) закрашивается соответствующая клетка.

Организация учебных занятий в форме самообучения под наблюдением приводит к отсутствию в школьной практике таких привычных феноменов как списывание, подсказки и другие способы сокрытия от учителя своего незнания.

«Круги»

Термин «круг» и общие черты технологии его проведения также заимствованы из системы М. Монтессори.

«Круг» является единственной формой организации учебно­го процесса, в которой учитель играет активную ведущую роль: определяет общее содержание, распределяет задания среди уча­щихся, планирует время их выполнения.

По своей внешней организации, на первый взгляд, «круг» очень напоминает урок в традиционной школе: учитель что-то объяс­няет (рассказывает, показывает), ученики слушают. Необычной кажется лишь форма проведения урока – дети сидят не за партами, в затылок друг другу, а в кругу; учитель также находится в кругу.

«Круг» имеет не только дидактические, но и психологичес­кие цели.

Конкретное содержание «круга» для одних учащихся явля­ется в основном повторением, для других — пропедевтикой, для третьих – активным усвоением нового.

Психологические цели «круга» считаются более важными, чем дидактические. К ним относятся – развитие и укрепле­ние мотивации учения, создание у каждого ученика ощуще­ния благополучия своей жизни в классе.

Проектное обучение

Проектное обучение, или метод проектов, является русской версией системы Дальтон-плана (Е. Паркхерст).

Основное назначение проектного обучения в школе Т.П. Войтенко – способствовать проявлению и развитию индивиду­альности ребенка, осознанию им своих интересов, склонностей, способностей.

Работа над проектом является исключительно доброволь­ным волеизъявлением ребенка,так или иначе осознавшего свои интересы и отрефлексировавшего это осознание в виде личностно-значимой темы проекта.

Работа над проектом продолжается в течение полугода и заканчивается торжественной презентацией личностно-значимых результатов (в форме научного сообщения, сочинения-размыш­ления, технического устройства, художественной поделки и т.п.).

Ответственность за работу над проектом передается ребенку.

Работа над проектом, в основ­ном, проводится в малых группах – «командах». Перед учите­лем в этих случаях стоит задача организации коллективных дей­ствий, научения детей кооперативным формам работы, распреде­лению ответственности.

Наши рекомендации