Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

В образовании истина не требует доказательств, доказательств как раз теперь требуют от нее.

Из канонов ДМТ

Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко - student2.ru Войтенко Татьяна Павловна – кандидат психологических наук, доцент Калужского государственного педагогического института им. К.Э. Ци­олковского.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: общешкольная метатехнология.

Философская основа: экзистенциализм + гуманизм.

Методологический подход: природосообразный, личностно ориентированный.

Ведущие факторы развития: биогенные + социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД.

Характер содержания: общеобразовательный + развивающий.

Вид социально-педагогической деятельности: поддержка, социализация.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + индивидуальный.

Преобладающие методы: развивающие.

Организационные формы: классно-урочная + клубная.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: поддержка, сотрудничество.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

¶ Образовательная цель школы – саморазвитие лич­ности.

¶ Основной задачей педагогов стано­вится создание условий для развития самосознания ребенка, его способности к самообучению.

¶ Развитие навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, формирование умения делать выбор, адекватно оценивать собственные возможности и интересы.

¶ Задача педагогического взаимодействия – научить ребен­ка понимать и любить себя и окружающий мир, жить в полную силу.

Концептуальные положения

v Сущностной характеристикой онтогенеза человека яв­ляется развитие его субъектности.

v Процесс развития субъектности имеет диалоговый харак­тер: все собственно человеческие способности первоначально раз­ворачиваются в некотором интерпсихическом пространстве, объе­диняющем соучастников развития – со-бытийной общности.

v Движущие силы развития – действия соучастников со-бытия. Развитие человека проходит через смену со-бытийных общностей.

v Важной характеристикой онтогенеза является полнота. Полный онтогенез – полный цикл развития внутреннего «Я» человека – обеспечивается прохождением всех со-бытийных общностей.

Стадии развития человека (со-бытийные общности), по В.И. Слободчикову:

воплощение (7-9 месяцев);

оживление (1 год);

одушевление (5-6 лет);

персонализация (17-18 лет);

индивидуализация (39-42 года);

универсализация.

v Учебные дисциплины являются не содержанием образования, а средством, материалом, на котором организуется образовательный процесс.

v Содержание образо­вания для каждого конкретного ученика не может быть строго фиксированным – ученик должен иметь возможность сам опре­делять содержание своего образования и выбирать такой путь обучения, который поможет лично ему достичь наилучших результатов.

v Понимание личности ребенка как целостной не допуска­ет возможности отдельного воспитания какой-либо ее «ча­сти» (например, воли, хороших манер, трудолюбия, чувств и т.д.) с помощью специфических, подходящих именно для этой «час­ти», методов.

v Целостное понимание личности требует и целостной организации воспитательного процесса.

v Целостное воспитание личности ребенка – есть искус­ство создания образцов для подражания.

v Исходным во взаимодействии взрослого с ребенком явля­ется отношение к нему как к человеку, обладающему неповторимым жизненным опытом, уникальным психологическим складом и возможностями духовного роста.

Особенности содержания

Четыре образовательно-возрастные школьные ступени представляются как ступе­ни развития внутреннего «Я» ребенка, его самости:

1 ступень (дошкольное образование) – пробуждение самосознания;

2 ступень (начальное образование) – самопознание и при­нятие себя;

3 ступень (основное образование) – самоопределение;

4 ступень (среднее образование) – самостроительство.

Отношение к ученику как к целостной личности со всеми присущими ей талантами как в учебной, так и во внеучебной сферах.

Содержание образования в нашей школе представлено тре­мя блоками (включающими соответствующие программы и об­разовательную среду): когнитивным, аффективно-экспрес­сив­ным, нормативно-социальным.

Программы когнитивного блока ориентированы, в основном, на развитие познавательной сферы ребенка и усвоение знаний. Это программы таких предметных курсов как математика, род­ной язык, естествознание и т.д.

Аффективно-экспрессивные программы затрагивают эмоцио­нальный мир ребенка и служат развитию его потребности само­осознания и самовыражения. Это достигается через занятия музы­кальным и литературным творчеством, техническим и художествен­ным конструированием, драматизацией, хореографией и т.д.

Ведущей ориентацией нормативно-социального блока являет­ся развитие социальных умений и качеств личности – самостоятельности, ответственности, умения делать выбор, определять цель и работать в сотрудничестве с другими. Для реализации этих задач также имеются соответствующие образовательные модули («прак­тическая жизнь», «социальные контакты» и т.д.).

Деление программ на виды является скорее рабочим приемом, помогающим педагогам не упустить из поля внимания важность развития всех сфер личности ребенка.

Наши рекомендации