Сравнение концептуальных представлений технологии
В традиционном обучении | По А.М. Кушниру |
Обучение опирается наабстрактно-логическое мышление, которое еще пребывает в зародыше. | Обучение опирается на наиболее развитую к началу школьной жизниэмоционально-образную сферу личности. Обучение опирается на целостное психологическое содержание человеческой сущности и жизни, несущее в себе единство ценностных, информационно-коммуникативных, эмоционально-образных, интуитивных, абстрактно-понятийных и пр. процессов и состояний человеческого сознания, обладающего собственной позицией в жизненном пространстве. |
Чтение -вид речевой деятельности; процесс воссоздания звукового образа слова по графической модели. | Чтение являетсяодной из основных форм познания и общения. Чтение понимается (информационно-ценностный подход): какактивный процесс, побуждаемый и регулируемый целями, мотивами, установками, ценностными ориентациями, то есть личностными образованиями, по отношению к которым техника чтения, как определенным образом организованные психомоторные процессы, выполняет служебные функции; какпроцесс понимания информации текста во всем многообразии фактов, языковых средств и вызываемых ими переживаний; какодна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельности, выходящая за рамки речевых функций, это проявление личности как читателя. |
Обучение чтению - это этап подготовки читателя. | Обучение чтению - это: во-первых, формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствующего образа жизни; во-вторых,практика информационной коммуникации и расширение познавательных интересов и возможностей личности; и только в-третьих,- развитие соответствующих психомоторных навыков, то есть развитие техники чтения. |
Лозунг«Учимся читать, чтобы потом читать»(даже в третьем классе). | Лозунг «Читаем здесь и сейчас» (даже в первой четверти первого класса). |
Задача: совершенствование артикуляции и развитие чтения как формы речи. | Задача: отрыв чтения от артикуляции и формирование образного чтения. |
Путь развития чтения: буква - звук - слог - слово - предложение - смысл. | Путь развития чтения: смысл - слово - смысл. |
Гипотеза айсберга. Речевой онтогенез представляется растущим айсбергом, надводная часть которого - активная речь, а подводная, превосходящая верхнюю в сотни раз, - понимание речи. | |
Традиционная методика фокусируется на верхушке айсберга: развитие речи - вопросы → ответы, пересказы. | Развитие чтения - это развитие понимания. Это создание и поддержка актуального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологически обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к пониманию письменной. |
Чтение и письмо являютсясамостоятельными видами деятельности. | Чтение и письмо лишьпродолжают такие феномены, как слушание, говорение, понимание, общение, отношение. |
Понимание речи - связано с речевыми умениями, работойлевого полушария (аналитико-синтетические процессы). | Понимание речи ребенком - это трансформация речевого потока прежде всего в образыправого полушария: в онтогенезе понимание предшествует активной речи самого ребенка. |
Мотив -освоение техники чтения и письма. | Мотив деятельности чтения и письма - этоинтерес к содержанию текста (высокохудожественного, интересного ребенку). |
Оцениваниесравнением с другими прежде всего по темпу чтения вслух и по речевым реакциям. | Оценивание только с позициисравнения с самим собой; параметры оценки - понимание, интерес, прирост объема чтения, лишь в последнюю очередь - прирост характеристик техники чтения, прежде всего - темпа чтения про себя. |
Проблема грамотности решается средстваминаучного анализа текста. | Овладение письмом -присвоение развитой письменной деятельности взрослого. Проблема грамотности решается приучением к высоким образцам, накоплением опыта правильного письма и лишь на последнем этапе - средствами грамматики и анализа текста. |
Непосредственно переворот в методике обучения чтению заключался в том, что вместо традиционной установки на самостоятельное чтение вслух акцент был сделан на чтение про себя с помощью взрослого.