Идентификационная характеристика технологии профильного обучения

Согласно классификации, технологию профильного обучения можно характеризовать следующими показателями.

Уровень и характер применения технологии – весьма широкий: на уровне государственного планирования подготовки кадров – это метатехнология; на уровне управления региональной системой профессионального образования – отраслевые технологии; на уровне работы учебного заведения – модульные и локальные; обучение трудовым приемам, мастерству – микротехнологии.

Философская идея технологии больше всего выражена прагматизмом, хотя несомненна и ее близость к антропоцентризму.

Основные методологические подходы: практико-ориентирован­ный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научные концепции освоения опыта: технологии в области физического труда – бихевиористские + деятельностные; в области умственного труда – интериоризаторские + развивающие; в области прикладного и художественного труда – гештальт-теория.

Ориентация на личностные сферы и структуры: ключевые компетентности.

Характер содержания и структуры: технократический, профессионально ориентированный по предметной области.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, а также поддержка, помощь.

Тип управления социально-воспитательным процессом: современное традиционное обучение + консультант; разнообразие типов.

Организационные формы: дифференцированные, групповые и индивидуальные, клубные.

Средства: практические, вербальные, наглядные.

Подход к ребенку: личностный, деятельностно-ориентиро­ван­ный.

Преобладающие методы: интерактивные, продуктивные, творческие.

Целевые ориентации технологии профильного обучения

Государственный и региональный уровень

¶ Расширение возможностей социализации, гражданского и социально-трудового становления учащихся.

¶ Развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности выпускников школы.

¶ Создание условий для осуществления диф­ференциации содержания обучения старшек­лассников с широкими и гибкими возможностя­ми построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

¶ Обеспечение равного до­ступа к полноценному образованию разным ка­тегориям обучающихся в соответствии с их спо­собностями, индивидуальными склонностями и потреб­ностями;

¶ Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего про­фес­си­онального образования.

¶ Подготовка подрастающего поколения к включению в процесс общественного труда.

Уровень учреждения

¶ Выявление интересов и склонностей, спо­собностей школьников, ориенти­рованное на выбор профиля обучения в старшей школе и направление дальнейшего профессионального образования.

¶ Оказание психолого-педагогической помо­щи в приобретении школьниками опыта, связан­ного с профессиональным становлением;

¶ Развитие широкого спектра познава­тельных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих ус­пешность в будущей профессиональной дея­тельности;

¶ Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования

¶ Формирование практи­ческого опыта в различных сферах познаватель­ной и профессиональной деятельности.

¶ Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего на­правления образования, пути получения про­фессии.

¶ Создание условий для повышения го­товности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Уровень учащихся

¶ Формирование у учащихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования. Осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий.

¶ Овладение учащимися общетрудовыми, политехническими и некоторыми специальными технологическими знаниями.

¶ Ясное осознание учащимися смысла, содержания и технологии трудового процесса.

¶ Приобретение учащимися первичных знаний и умений, связанных с деловым общением, управленческой деятельностью, участием в коллективном труде.

¶ Овладение основами прикладной экономической и экологической подготовки.

¶ Усвоение начал предпринимательской деятельности.

¶ Разви­тие и самореализация личности ребенка

¶ Формирование творческой личности.

В процессе профильной и предпрофильной подготовки необходимо согласовать интересы четырёх сторон:

– выпускника учебного заведения – помочь ему решить пробле­му трудоустройства;

– общества – обеспечить его политическую и социально-эконо­мическую стабильность;

– профессиональных учебных заведений и рынка труда конкретного региона,

– работодателей – помочь решить их кадровые проблемы.

Наши рекомендации