Профильное обучение на старшей ступени
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает перестройку учебно-воспитательного процесса с возможностью разнообразных комбинаций учебных предметов, с использованием эффективных образовательных технологий и гибкой системы управления Учебный план профильной школы включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметыявляются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Это: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы –предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Пример: физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле и т.д.
Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Элективные курсы –обязательные для посещения курсы учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана могут выполнять три основные функции:
– дополнение содержания профильного курса, т.е. профильный курс получает поддержку, становится углубленным;
– развитие содержания одного из базовых курсов, что позволяет получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне;
– удовлетворение познавательных интересов учащихся в областях, выходящих за рамки профиля, например, в информатике, в экологии или в области искусства. Другие элективные
Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.
Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных, общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20.
Предпрофильное обучение (подготовка)
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Курсы по выбору. Основное содержание предпрофильной подготовки учащихся составляют курсы по выбору (элективные). Их основная функция – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть достаточное количество, они должны носить вариативный характер, быть краткосрочными и оригинальными по содержанию, представлять своего рода учебные модули.
Курсы по выбору могут иметь предметно-ориентированный, межпредметный и надпредметный характер.
Содержание курсов по выбору должно быть не только оригинальным, а, прежде всего, ориентированным на формирование интереса и положительной внутренней мотивации у учащихся к освоению того или иного профиля обучения; включать не только информацию, расширяющую знания по традиционным учебным предметам, но и знакомить ученика со способами деятельности, с примитивными профессиональными навыками.
Предметно-ориентированные курсыявляются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня. Они помогают обосновать выбор учеником профиля, установить его возможности в режиме обучения на повышенном уровне профильной школы.
Задачами этих курсов являются:
• создание условий для реализации интереса учащегося к избранному предмету;
• определение готовности и способности ученика к освоению избранного им предмета на повышенном уровне;
• подготовка учащегося к экзаменам по выбору.
Межпредметные (профориентационные) курсыдолжны исполнять роль ознакомительных. Они вводят ученика в мир современных профессий.
Задачами курсов данного вида являются:
• создание базы для профильной и профессиональной ориентации учащихся;
• обеспечение внутрипрофильной специализации.
Рекомендуемая продолжительность курса – от 3-х недель, месяца до одной четверти.
Надпредметные курсы призваны:
• организовать пробы выбора учеником различных курсов;
• организовать участие ребят в проектной деятельности по выбранному профилю;
• уточнить готовность к освоению выбранного профиля.
Курсы по выбору (элективные) разрабатываются в научно-методических центрах, а также самими педагогами, методистами, причём в некоторых экспериментальных регионах уже созданы десятки самых разнообразных элективных курсов.