Классификация тренинговых технологий
Тренинг предполагает получение и реализацию участником позитивных установок; опору на положительные качества собеседника и признание его достоинств.
В самом общем плане все разновидности тренингов направлены на стимулирование того положительного, что заложено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим (и партнера) возможностям, и достижение на этой основе облегчения процессов общения, ученья и труда.
Поэтому по целевым аспектам тренинги подразделяются на диагностические, обучающие, воспитывающие, развивающие, корректирующие, терапевтические, саморегуляции и т.д.
Различают тренинги индивидуальные, межличностные, групповые и межгрупповые; по временным масштабам – короткие, средние и тренинги-марафоны.
Далее можно выделить следующие виды тренингов:
– по области смежности наук: социально-педагогические, психолого-педагогические и психофизиологические;
– по методическим формам: тренинги-игры, дискуссии, упражнения, экспликация, этюд, психодрама, ситуация, тест и т.д.
– по методическому подходу: манипулятивные, гуманистические, социально-реалистические, трансцендентные, рефлексивные, нерефлексивные.
В основе тренинга как акта развития и социализации личности лежат те или иные психические процессы и научные механизмы объяснения. При этом направленность психологического воздействия может быть интрапсихической (на внутренний мир личности) или поведенческой (взаимодействие с внешним миром). В соответствии с этим тренинговые технологии делятся на перцептивные, коммуникативные, когнитивные, психоаналитические, гештальт-тренинг, тренинг трансактного анализа, бихевиоральные, интерактивные, трансперсональные и др.
По социальной направленности: коммуникативные, когнитивные и тренинги социализации.
Коммуникативные тренинги. Наиболее распространены в системе образования групповые тренинги общения (коммуникативные). Они базируются на представлении, что большинство эффективных изменений в поведении и установках людей происходят в групповом взаимодействии.
Механизмом изменения человека выступает объективизация поведения. Человек в естественных жизненных ситуациях ведет себя зачастую неадекватно, то есть не в соответствии с тем смыслом, который имеет данная ситуация, даже не в соответствии со своими же внутренними пожеланиями, с ожиданием партнера. Групповое влияние может помочь ему осознать неадекватность своего поведения, дать ему ориентировочные основы для развития уровня взаимодействия с другим человеком. Уже выработанные приемы закрепляются в проигрываемых в группе подобных ситуациях. Считается, что затем они переносятся в контекст реальной жизни, способствуя развитию коммуникативных умений человека.
Разновидностей тренинга коммуникативности довольно много, чаще всего каждый из них решает один из целевых ориентиров по расширению коммуникативной компетентности личности.
Тренинги сплочения группы (коллективизма) начинаются от «знакомства» до разработки общего «дела»; их цель – научить людей координировать свои действия с действиями коллег.
Тренинги лидерства направлены на демонстрацию вариантов поведения, необходимых руководителям: мотивация подчиненных, делегирование полномочий и др.
Тренинги делового общения концентрируют внимание участников на приемах установления позитивных контактов во время переговоров.
Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать поведенческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, предупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.
Когнитивные тренинги включают упражнения по диагностике, развитию и коррекции разнообразных психических функций (внимания, памяти, воображения, эмпатии и т.д.), формированию общеучебных умений и навыков (ОУУН), предметных учебных умений, сознательной саморегуляции, выработке индивидуального стиля поведения и деятельности.
Можно выделить и группу чисто педагогических (учебных) тренингов, куда войдут практически все упражнения (дидактические и частично воспитательные), предполагающие повторение, закрепление (репродуктивное и творческое) в знаковой и двигательной памяти каких-либо паттернов. Примеры: упражнения на формирование навыков чтения, письма, устного счета, черчения, произношения и т.д.
Когнитивные тренинги совершенствуют механизмы ориентации в смыслах деятельности и отношений, элементы обобщения и категоризации, воображения и идентификации.
Тренинги социализации представляют собой подготовку к встречам с окружающей жизнью (как текущей, так и будущей), направлены на социализацию учащихся. При этом развиваются как адаптационные способности ребенка (сензитивности, самоопределения, здоровья, защищенности и др.), так и автономизационные (самоутверждения, конкурентоспособности, самовыражения, самовоспитания, саморегуляции и др.).
Социально-ролевые тренинги помогают человеку в освоении принятых в общности социальных норм и считающихся продуктивными способов поведения и взаимодействии. Техники социального тренинга в большей степени направлены на отработку общих проблем и приемов, чем на раскрытие индивидуальности, то есть в большей степени ориентированы на развитие рефлективных свойств человека и саморегуляции посредством обратной связи с группой.
В социально-ролевых тренингах часто применяются игровые элементы, способствующие раскрепощению группы, снятию напряжения, созданию доброжелательной атмосферы.
Тренинг уверенности в себе позволяет избавиться от страхов, обрести уверенность в своей уникальности.
Применяются и элементы психодрамы – психотерапевтического метода (Дж. Морено), который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей в группе. Следует учитывать психотерапевтический характер психодрамы. В случае, когда затрагиваются личностно-значимые для человека жизненные ситуации, конфликты, может приводить и к негативным последствиям в руках не очень чуткого и неопытного ведущего. Здесь необходимо руководство опытного психолога.
Психотерапевтическая деятельность и тренинги, которые впервые возникли в дефектологии применительно к вариантам аномального развития.
Термин «коррекция» подразумевает целенаправленное психологическое воздействие на человека, чтобы привести его психическое состояние в соответствие с нормой. Это означает внешнее, постороннее вмешательство.
Если речь идёт о тренингах развития самосознания или личностного роста, то смысл психологических игр в этом случае иной. Тренинг развития самосознания ориентирован на помощь людям через игру.
Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни.
Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.
Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это.
Тренинговые технологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По организации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальные | Межличностные | Групповые (командные) | Межгрупповые | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоорганизация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентация на клиента | Организация других | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По временным масштабам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Короткие | Средние | Тренинги-марафоны | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По целевым аспектам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностические | Обучающие | Воспитывающие | Развивающие | Коррекционные | Терапевтические | Саморегуляции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По характеру смежности областей наук о человеке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социально-психологические | Социально-педагогические | Психолого-педагогические | Психофизиологические | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По методическим формам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра | Дискуссия | Упражнение | Экспликация | Этюд | Психодрама | Ситуация | Тест | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По методическому подходу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Манипулятивные | Социально-реалистические | Рефлексивные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гуманистические | Трансцендентные | Нерефлексивные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По научным механизмам объяснения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интрапсихические | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перцептивные | Когнитивные | Гештальт-тренинг | Трансактного анализа | Психоаналитические | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поведен- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ческие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Бихевиоральные | Интерактивные | Трансперсональные | Психодрама | НЛП | Тренинг умения | Двигательный тренинг | ||||||||||||||||||||||||||||
По социальной направленности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Когнитивные | Социализации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
- сплочения (коллективизма) - эффективных коммуникаций - лидерства - делового общения - управления конфликтами - межличностного взаимодействия - толерантности | - самопознания (диагностики) - самосознания - личностного роста (личностные) - индивидуального стиля - формирование ОУУН - саморегуляции (воли) - предметных учебных умений | - сензитивности (защищенности) - социализированности (здоровья, конкурентоспособности) - важнейших жизненных навыков - самоутверждения (успешности) - самоопределения (уверенности) - самовоспитания (обучающие) - самовыражения (имиджа) - адаптационный - социально-ролевые | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 36. Классификация тренинговых технологий.