Классификация тренинговых групп на основе критерия Ж. Годфруа

Классификация тренинговых групп на основе критерия Ж. Годфруа - student2.ru

Групповая динамика – это движение и развитие группы во времени, обусловленное взаимодействиями и взаимоотношениями ведущего с участниками, участников между собой и данной группы с другими группами (Кратохвил С., 2008).

Стадии развития группы (Коттлер Дж., Браун Р., 2001):

1. Стадия формирования. Группа начинает развитие в процессе подбора будущих участников, которые делятся ожиданиями, чувствами по поводу будущих встреч.

2. Начальная стадия. Намечена цель работы группы, установлены правила и осуществлена предварительная работа по проблеме доверия.

3. Переходная стадия. В работе появляется сопротивление, замешательство, противостояние.

4. Рабочая стадия. Решение конкретных проблем и противоречий, раскрытие друг перед другом.

5. Стадия завершения. Итоги работы группы, перенос нового опыта в реальность.

Стадии изменения поведения участника тренинга (Минина Л.М., 1994):

1. Подготовка. Знакомство участников, создание мотивации изменений, сопротивление.

2. Осознание. Самораскрытие, наблюдение, анализ.

3. Переоценка. Изменения отношения к своим внутренним качествам и поведению.

4. Действие. Закрепление полученных знаний в конкретных способах действия.

Стадии развития групп со спонтанной динамикой (Мастеров Б.М.,1995):

1 этап: заключение первичного психологического контракта,
знакомство, «притирка» участников, поиск тем общения, светское
общение, рост эмоциональной напряженности.

2 этап: эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как
первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлек­сивных процессов.

3 этап: самораскрытие и рефлексия, обратные связи и соци­ометрия.

4 этап: выход из ситуации «здесь и теперь», преодоление
«оранжереи», социальная реабилитация, завершение.

Стадии развития групп с управляемой динамикой (Мастеров Б.М.,1995):

1 этап: заключение психологического контракта, вхождение
в ситуацию «здесь и теперь», сплочение и раскрепощение, первые
обратные связи.

2 этап: рефлексия групповой ситуации «здесь и теперь», за­ключение нового психологического контракта.

3 этап: личностные проекции, самопознание, углубление об­ратных связей, переход к свободному самораскрытию и обсуж­дению проблем.

4 этап: изменение контракта, усиление межличностной дина­мики в группе, социометрия.

5 этап: выход из «здесь и теперь», социальная реабилитация,
завершение группы.

Вопросы для обсуждения:

1) Назовите важнейшие специфические черты тренинга, отличающие его от других методов психологической работы.

2) Какая из парадигм тренинга вам ближе? Почему?

3) Дайте краткую характеристику основным видам группового психологического тренинга.

4) Назовите цель, предмет и задачи психологического тренинга.

5) В чем заключаются преимущества групповой формы работы?

6) Назовите параметры, по которым оценивается гомогенность или гетерогенность тренинговой группы.

7) Охарактеризуйте качественный и количественный состав тренинговых групп.

8) В чем заключается отличие социальной роли от игровой? Приведите примеры ролей в тренинге и в жизни.

9) Какова роль групповой сплоченности в тренинге? Назовите положительные и отрицательные факторы, влияющие на групповую сплоченность.

10) Охарактеризуйте основные методы психологического тренинга. Какой метод вы считаете наиболее эффективным и почему?

11) На основе какого критерия Ж. Годфруа провел классификацию тренинговых групп? Перечислите и охарактеризуйте разные виды групп.

12) Как вы понимаете понятие «групповая динамика»?

13) Назовите стадии развития группы, предложенные Дж. Коттлером и Р. Брауном. Продемонстрируйте отдельные поведенческие паттерны участников на каждой стадии.

14) Охарактеризуйте этапы развития группы по Л.М. Митиной.

15) Назовите стадии развития групп в зависимости от динамики (со спонтанной и управляемой динамикой).

Рекомендуемая литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23, 28, 30, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 45, 49, 50, 52, 53, 54, 56, 58, 60, 61, 62, 65, 68, 69, 70, 71, 74, 77, 79, 84.

Подготовка ведущего психологического тренинга

Основные определения, таблицы, схемы

Тренер – это эксперт в определенной области, который благодаря умению обобщать и передавать свой опыт помогает другим людям освоить и создать эффективные концепции и технологии действия (Сидоренко Е., 2008).

Роли ведущего группы (Кратохвил С., 2008):

ü активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);

ü аналитик (чаще – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников, личной нейтральностью);

ü комментатор;

ü посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс);

ü член группы.

Табл.2

Наши рекомендации