V. Манифест «Поворот» (Бухара, апрель 1990 г.)

5-1. Поворот к сообществу. Теперь мы должны учить детей мир­ному сосуществованию самых противопо­ложных взглядов и идей.

Да, сегодня школе нужен не коллектив с единой волей, единым агрессивным орга­ном управления, лишь по недоразумению называемым органом самоуправления, а мирное школьное сообщество, в котором равноправно объединяют свои усилия дети разных национальностей, разных способно­стей, разных убеждений, если они есть, ве­рующие в Бога и неверующие, придержива­ющиеся разных религий, активные по харак­теру и пассивные. Сообщество, которое обеспечивает каждому свободу от насилия, разврата и наркотиков. Сообщество, цель которого – справедливость, культура раз­витие. Сообщество для сотрудничества.

5-2. Поворот к вечным ценностям.При всех обстоятельствах мы обязаны сохранить в се­бе и передать детям ценности, которые помо­гали и помогают человечеству выжить. Вду­маемся в библейские заповеди: даже те, кто никогда не читал священных книг, знают, что нельзя убивать, красть, лгать, прелюбодей­ствовать, желать чужого, лжесвидетельствовать, молиться ложным богам.

И есть вечные общественные ценности — стремление нации, народа, человечества к свободе, равенству в правах, братским от­ношениям, к справедливости и законности.

Есть нерушимые права взрослого и праваребенка.

5-3.От принуждения к побуждению. Сегодня хороший учитель тот, кто овла­девает искусством мотивации. Педагогика сотрудничества – это комплекс методов и методик, побуждающих детей учиться и в учении сотрудничать с учителем. Пусть слова «мотивация», «побуждение» станут одними из главных слов на педагогических советах.

5-4. Поворот к труду. Мы утверждаем, что учение – это прежде всего труд.

Попробуем в беспорядке перечислить главные мотивы труда: любовь к труду, не­обходимость зарабатывать на жизнь, любовь к деньгам – жадность, чувст­во мастерства, привычка к труду, любовь к красивому, стыд пока­заться лентяем, соревнование, по­требность в самоутверждении и са­мореализации, желание помочь людям, желание добиться успеха, желание научиться, обогатить се­бя, чувство долга, желание быть в первых – это с одной стороны. Принуждение – с другой.

5-5.Поворот к себе. Школа для ребенка – и школа ПРО ребенка. Школа для тебя – и школа про тебя. Труднейшая из педагогических задач препода­вать так, чтобы каждый предмет и каждая тема раскрывали ребен­ку самого себя соединяли его с са­мим собой. Чтобы была математи­ка про тебя, история про тебя, био­логия про тебя, искусство про тебя и чтобы труд раскрывал ребенку, на что же он способен.

5-6.Поворот в программах. Учитель должен получить и право на программу. Мировой опыт показывает, что по своим программам учитель учит лучше, чем по чужим, даже если чужие лучше, чем свои.

Программа – последний якорь педагогической административно-командной системы.

5-7.Поворот в предметах.Школьные предметы не­обходимо повернуть, как и всю школу, к ребенку. Учитель должен создавать картину мира, в котором живет ребенок. Что бымы ни преподавали, пусть всю­ду присутствует одна мысль: как красиво устроен наш мир, как в нем все связано, все необычно, как противоречив он, как трудно людям его понять и как много еще непонятного и неузнанного.

5-8.Поворот к доступности.Демократическая школа доступна всем, она принимает всех детей и учит их бесплатно.

Ключ к доступности – ясность. Практически всякий материал, необходимый для дальнейшего из­учения предмета может быть из­ложен ясно.

5-9.Поворот к практикам.И. Волков постоянно проводит мысль настолько же очевидную, сколько и пренебрегаемую: по складу ума и характера дети делятся на теоретиков и практиков, причем практиков значительно бо­льше, чем теоретиков.

Как подвести практика к успехам и в теории? Дать детям возмож­ность работать в мастерских, в ко­оперативах – это один путь; вов­лечь их в изготовление школьных пособий – другой; объединить практиков и теоретиков в одни группы для совместного изучения материала – третий.

5-10.Поворот к методикам. Не­смотря на то, что свобода в мето­дах преподавания повсюду провоз­глашается, учитель по-прежнему не имеет возможности пользоваться новыми, более эффективными методиками. Школа должна предоставить ему эти возможности и средства.

Наши рекомендации