Г. (апрель) -1990 г. (октябрь) 4 страница

Судебные органы в связи с разбором исков к отдельным религиозным объединениям стали испытывать давление со стороны различных органи­заций, представляющих всевозможные «экспертно-аналитические справ­Ки» с тенденциозной характеристикой ответчиков. К примеру, руководитель группы по разработке материалов о негативных медико-социальных по­следствиях деятельности в России организаций, имеющих характер дест­руктивных, тоталитарных сект Государственного научного центра социаль­ной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, отвечая на запрос Жуковс­кого городского суда (Московская обл.), не приводя каких-либо конкрет­ных фактов нарушения со стороны свидетелей Иеговы законов, дал следую­щее заключение:

«В учении и деятельности свидетелей Иеговы содержатся факторы, которые могут приводить к невротизации и депрессивным состояниям. Категорический запрет на переливание крови, в том числе своим детям, по жизненным показаниям, может приводить к смертельным исходам.

Пребывание ребенка в среде, в которой формируется враждебное от­ношение к традиционной национальной духовности и государственным ценностям и обязанностям, к изоляции от сверстников, не принадлежащих к секте, нарушает формирование личности и может стать причиной соци­альной дезадаптации и невротизации»[37].

Во-вторых, кампания против нетрадиционных религий и организа­ции вылилась в прямые требования к законодателям и властным структу­рам как со стороны т.н. традиционных религий, так и ряда общественно-политических движений, внести в обсуждаемый на то время новый проект Закона о свободе совести нормы, ограничивающие деятельность иных ре­лигиозных объединений.

Для примера приведем выдержку из письма Архиерейского собора Русской православной церкви (февраль 1997 г.) Председателю Госдумы Г.Н. Селезневу, в котором, в частности, говорилось: «Особо печалит от­сутствие в ныне действующем Законе «О свободе вероисповеданий» и в подготовленном проекте поправок к Закону признания того факта, что Русская православная церковь в течение тысячи лет формировала исто­рический духовно-нравственный лик российского народа, и что к ней принадлежит подавляющее большинство верующих граждан страны».

Дело, конечно, не только в давлении, но и в том, что российское обще­ство в значительной мере разочаровалось в Законе «О свободе вероисповеда­ний», уж слишком отчетливо несущем на себе чуждые российскому тысяче­летнему опыту заимствованные извне идеи о положении религиозных объе­динений в обществе и характере их отношений с государством. Попытки от­дельных российских религиозных объединений доказать «дискриминацион­ный» характер принимаемого Закона, так же, как и усилия государственных, общественных и религиозных деятелей некоторых стран Запада «удержать» Россию от принятия «недемократического» Закона, оказались тщетными.

Воспринятая властными структурами идея о необходимости отраже­ния в Законе особой роли традиционных религий и церквей послужила ка­тализатором завершения законотворческой работы. 19 сентября 1997 г. Дума подавляющим большинством голосов приняла Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», 24 сентября он был одобрен Советом Феде­рации, а 26 сентября - подписан Президентом.

Прошел год со дня принятия закона. Что привнес он в религиозную жизнь страны и способствовал ли он гармонизации в государственно-цер­ковных и межконфессиональных отношениях, стал ли более свободен в воп­росах веры и неверия человек, гражданин?

Ответ за участниками семинара.


Примечания

[1] 0 подготовке к встрече и ее проведении см.: Одинцов М.И. Пимен (Извеков) - последний «советский» патриарх // Отечественные архивы. 1995. № 1.

[2] См. об этом: Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотноше­ний. 1917-1938 гг.). М., 1991.

[3] См.: Огонек. 1990. № 7.

[4] Личный архив автора.

[5] Записка Института религиоведения в ЦК КПСС «О проекте Закона о свободе совести и религиозных организациях». Личный архив автора.

[6] Личный архив автора.

[7] Следует указать еще на один важный закон СССР, принятый 9 октября 1990 г. – «Об общественных объединениях». В ст. 1 говорилось: «Общественным объединением явля­ется добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов» (Правда, 16 октября 1990 г.).

Как видно, религиозные объединения, их цели, принципы создания и деятельнос­ти целиком подпадают под данное Законом понятие об общественных объединениях, но законодатель установил, что действие данного Закона не распространяется на религиоз­ные объединения. Это спорное положение по существу противопоставило религиозные объединения всем остальным видам общественных объединений граждан, создавая по­чву для возможных в будущем конфликтов, подогревая иллюзию об их «первенстве» и некоей «особенности» в общественной жизни. Думается, здесь был упущен шанс вклю­чить религиозные объединения в единое правовое поле формирующегося гражданского общества, лишь указав на присущую им особенность: отделение от государства, т.е. запрет на прямое участие в политической жизни, деятельности органов власти и управления.

[8] См. также: Розенбаум Ю.А. Закон Российской Федерации «О свободе веро­исповеданий»: проблемы эффективности / Свобода совести в современном демокра­тическом государстве и обществе. Материалы международной конференции. М., 1996. С. 10-17

[9] Вероисповедание - 1) принадлежность человека (гражданина) к какой-либо религии, церкви, деноминации; 2) религиозное объединение, имеющее свое разрабо­танное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру. (См.: Христиан­ство. Словарь. М., 1994. С. 81).

[10] См.: Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения: от моделей про­шлого к будущему / Государственно-церковные отношения в России. М., 1993; Его же: Вероисповедная политика Российского государства в переходный период: опыт про­шлого, современное состояние, приоритеты на будущее / Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., 1994. № 1; Его же: Вероисповедная поли­тика Российской Федерации: конституционно-правовые основы, содержание и при­оритеты (1985-1995 гг.) / Государственно-церковные отношения в России (опыт про­шлого и современное состояние). М., 1996; Его же: Российское государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы (1985-1996 гг.) / Религия и полити­ка в современной России. М., 1997.

[11] См.: Михайлов Г.А. О религиозной ситуации в Российской Федерации / Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., 1994. № 1. С. 10-17.

[12]

[13] В Конституции РСФСР ( 1978 г.) принцип свободы совести был закреплен в статье 50:

«Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиоз­ными верованиями запрещается. Церковь в РСФСР отделена от государства и школа - от церкви» (Конституция (Основной закон) РСФСР. М., 1979. С. 18).

[14] Россия. 29 ноября, 1990 г.

[15] См. текст этих статей: Одинцов М.И. Россия строит светское государство (1985-1997 гг.) / Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информацион­но-аналитический бюллетень. М., 1997. № 3-4, С. 156.

[16] Проект Конституции Российской Федерации. (Сборник материалов). М., 1992. С. 30, 39.

[17] См.: Конституция Российской Федерации (Проект). Альтернативный вари­ант. М., 1992.

[18] Конституция РФ. М., 1993. С. 12; Ср. со ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах ( 1966 г.): «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свобо­ду исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими; пуб­личным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуаль­ных обрядов и учений». (Цит. по: Религия и закон. Сост. А.О. Протопопов. М., 1996. С. 9.

[19] См.: Конституция РФ: Комментарий. М., 1994. С. 63-65, 76-77, 84.

[20] См. подробнее: Криндач А.Д. Формирование нового «конфессионального про­странства» в постсоветской России / Религия, церковь в России и за рубежом. Инфор­мационный бюллетень. М., 1997. № 9-10. С. 36-49.

[21] См.: Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., 1996. №8. С. 32-41.

[22] Российская газета. 1996. 28 декабря.

[23] См.: Кублицкая Е.А. Отношение россиян к церкви как социальному институту / Религия и политика в современной России. М., 1997. С. 4.

[24] См.: там же. С. 47,48.

[25] Исключением было движение «Яблоко», которое в своей предвыборной про­грамме декларировало: равенство всех религий перед законом, светский характер обра­зования, соблюдение конституционных принципов светского государства. Ср. с про­граммой движения Наш дом Россия: «Мы заявляем о поддержке Православной церк­ви и других традиционных для России конфессий и выступаем против деятельности тоталитарных сект и зарубежных проповедников».

[26] Листовка. Типографский экземпляр. Архив автора.

[27] Либеральный план для России. Что и как мы будем делать. Изд. 2. М., 1995.

[28] Приведем пример пропагандистской деятельности одного из таких движений «Христианско-демократического союза - Христиане России», который обращался к из­бирателям со следующими словами: «На сегодня есть опасения, что Государственная дума после декабря 1995 г. станет менее податливой для христианских демократов и их иници­атив. Можно ожидать, что на предстоящих выборах коммунисты добьются 10-15% мест в Госдуме и образуют самую сильную фракцию в парламенте. Прогнозы говорят, что не меньше мест могут завоевать избирательные объединения, готовые к совместным дей­ствиям с коммунистами. В худшем случае депутаты, настроенные на реванш социалисти­ческих порядков, составят треть Госдумы. Свой реваншистский накал, без сомнения, они в первую очередь обратят против свободы слова и вероисповедания. Не меньшую опас­ность представляют и националисты, которые рядятся в тогу православных - все эти лжепатриоты, и лжепророки, блюстители «русской веры», а на деле все те же бесы, сме­нившие над собой портрет Ленина на икону Богоматери». (Христианская газета. 1995. декабрь).

[29] Российские вести: Специальный выпуск. 1996.1 июня.

[30] Аналогичные курсы были проведены и в 1997 г. В 1996 г. Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям проводило учебу специалистов органов исполнительной власти субъектов Федерации, занимающихся национальными проблемами и обеспечивающих связи с религиозными объединениями. В 1995-1997 гг. в ряде субъектов РФ (Москва, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Московская, Оренбургская, Тюменская, Омская и др. области) проведены были научно-практические семинары для государственных и муниципальных служащих, за­нимающихся данной проблемой.

[31] В некоторых субъектах РФ аналогичные соглашения подписаны между Адми­нистрациями и религиозными организациями.

[32] Мы считаем, что правового запрета на создание данных органов и должностей в ст.8 не содержится. В ней, в частности, говорилось: «На территории РСФСР не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, свя­занных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания», (подчеркнуто авт.). В ст. З этого же закона раскрывается содержание «свободы вероисповеданий»: «Гаранти­рованная Конституцией РСФСР свобода вероисповеданий включает право каждого гражданина (подчеркнуто авт.) свободно выбирать, иметь и распространять религиоз­ные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюде­ния законов государства». Таким образом, никаких запретов на создание государствен­ных органов и должностей, к чьей компетенции будут отнесены вопросы деятельности религиозных объединений и соблюдение ими законодательства о свободе совести, в тексте закона нет.

[33] См.: Левинсон Л. Региональное законодательство и религиозная свобода // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Вып. 1. М., 1977. С. 4-6.

[34] См.: Левинсон Л. Региональное законодательство и религиозная свобода // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Вып. 1. М., 1977. С. 4-6.

[35] Информацию о подобного рода явлениях и нарушениях законодательства о свободе совести см.: Свобода совести в современном демократическом государстве и обществе. Материалы международной конференции. М., 1996.; Материалы о наруше­ниях свободы совести в России (1994 - январь 1996). / Издание Общественного коми­тета защиты свободы совести, б/д и б/м.; Белая книга. О нарушениях свободы совести в Российской Федерации (1994-1996). М., 1997; Религия и право. Информационно-аналитический журнал. М., 1997. Вып. 1-4.

[36] Теперь время. 1996. № 1 (3). С. 12.

[37] Экспертно-аналитическая справа (03.02.1997 г.) Архив автора. Очевидно, чтобы доказать «враждебное отношение к традиционной националь­ной духовности» в справке, в частности, указывается:

«Богословие свидетелей Иеговы крайне примитивно, противоречиво и ори­ентировано на людей, не знающих Православие, начал истории религий, философии и физики. Базой богословия являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачения компенсируются подтасовками изолированных от всего текста цитат из Библии и ложным их толкованием.

...Одним из своих главных направлений деятельности Свидетели Иеговы считают борьбу с Православием. Тут они пользуются прямой и беззастенчивой ложью, прикрытой идеей спасения по их рецепту. Поэтому секта огульно объявляет сатанинскими все без исключения основы Православия. Свидетели Иеговы провозгласили о великом отступничестве христианского мира, и призывают христиан выйти из Церкви. Для них Крест Иисуса Христа - символ зла, т.к. его внешнее подобие встречается у язычников. Отсюда, игнорируя многочисленные высказывания в Новом Завете и данные истори­ческих наук, они утверждают, что Иисус Христос был распят на столбе.

Секта активно создает свое, полностью противоречащее Православному, преда­ние, толкование Библии (и даже прямое изменение и сознательную фальсификацию ее текста!), обряды и дома для их совершения (залы Царства), обычаи, журналы, пособия, язык и культуру общения».

Сведения о характере деятельности конфессиональных новообразований мож­но почерпнуть из словаря-справочника "Новые религиозные культы, движения и орга­низации в России". М., 1998. Изд. 2.

Наши рекомендации