V. Манифест «Поворот» (Бухара, апрель 1990 г.)
5-1. Поворот к сообществу. Теперь мы должны учить детей мирному сосуществованию самых противоположных взглядов и идей.
Да, сегодня школе нужен не коллектив с единой волей, единым агрессивным органом управления, лишь по недоразумению называемым органом самоуправления, а мирное школьное сообщество, в котором равноправно объединяют свои усилия дети разных национальностей, разных способностей, разных убеждений, если они есть, верующие в Бога и неверующие, придерживающиеся разных религий, активные по характеру и пассивные. Сообщество, которое обеспечивает каждому свободу от насилия, разврата и наркотиков. Сообщество, цель которого – справедливость, культура развитие. Сообщество для сотрудничества.
5-2. Поворот к вечным ценностям.При всех обстоятельствах мы обязаны сохранить в себе и передать детям ценности, которые помогали и помогают человечеству выжить. Вдумаемся в библейские заповеди: даже те, кто никогда не читал священных книг, знают, что нельзя убивать, красть, лгать, прелюбодействовать, желать чужого, лжесвидетельствовать, молиться ложным богам.
И есть вечные общественные ценности — стремление нации, народа, человечества к свободе, равенству в правах, братским отношениям, к справедливости и законности.
Есть нерушимые права взрослого и праваребенка.
5-3.От принуждения к побуждению. Сегодня хороший учитель тот, кто овладевает искусством мотивации. Педагогика сотрудничества – это комплекс методов и методик, побуждающих детей учиться и в учении сотрудничать с учителем. Пусть слова «мотивация», «побуждение» станут одними из главных слов на педагогических советах.
5-4. Поворот к труду. Мы утверждаем, что учение – это прежде всего труд.
Попробуем в беспорядке перечислить главные мотивы труда: любовь к труду, необходимость зарабатывать на жизнь, любовь к деньгам – жадность, чувство мастерства, привычка к труду, любовь к красивому, стыд показаться лентяем, соревнование, потребность в самоутверждении и самореализации, желание помочь людям, желание добиться успеха, желание научиться, обогатить себя, чувство долга, желание быть в первых – это с одной стороны. Принуждение – с другой.
5-5.Поворот к себе. Школа для ребенка – и школа ПРО ребенка. Школа для тебя – и школа про тебя. Труднейшая из педагогических задач преподавать так, чтобы каждый предмет и каждая тема раскрывали ребенку самого себя соединяли его с самим собой. Чтобы была математика про тебя, история про тебя, биология про тебя, искусство про тебя и чтобы труд раскрывал ребенку, на что же он способен.
5-6.Поворот в программах. Учитель должен получить и право на программу. Мировой опыт показывает, что по своим программам учитель учит лучше, чем по чужим, даже если чужие лучше, чем свои.
Программа – последний якорь педагогической административно-командной системы.
5-7.Поворот в предметах.Школьные предметы необходимо повернуть, как и всю школу, к ребенку. Учитель должен создавать картину мира, в котором живет ребенок. Что бымы ни преподавали, пусть всюду присутствует одна мысль: как красиво устроен наш мир, как в нем все связано, все необычно, как противоречив он, как трудно людям его понять и как много еще непонятного и неузнанного.
5-8.Поворот к доступности.Демократическая школа доступна всем, она принимает всех детей и учит их бесплатно.
Ключ к доступности – ясность. Практически всякий материал, необходимый для дальнейшего изучения предмета может быть изложен ясно.
5-9.Поворот к практикам.И. Волков постоянно проводит мысль настолько же очевидную, сколько и пренебрегаемую: по складу ума и характера дети делятся на теоретиков и практиков, причем практиков значительно больше, чем теоретиков.
Как подвести практика к успехам и в теории? Дать детям возможность работать в мастерских, в кооперативах – это один путь; вовлечь их в изготовление школьных пособий – другой; объединить практиков и теоретиков в одни группы для совместного изучения материала – третий.
5-10.Поворот к методикам. Несмотря на то, что свобода в методах преподавания повсюду провозглашается, учитель по-прежнему не имеет возможности пользоваться новыми, более эффективными методиками. Школа должна предоставить ему эти возможности и средства.