Анализ педагогической технологии
Целью анализа является выяснение каких-либо качеств и сторон технологии, выявление причин тех или иных результатов, возможностей развития и т.п.
Прежде всего проводится идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой). Устанавливается вид педагогической технологии:
1) по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология);
2) по основной используемой философской позиции;
3) по основным используемым методологическим подходам;
4) по основному фактору развития личности, который используется в данной технологии;
5) по применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии;
6) по ориентации технологии на определенные сферы развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТВ, СПФР);
7) по принадлежности технологии к определенной содержательной области;
8) по преобладающему виду социально-педагогической деятельности;
9) по типу управления педагогическим процессом;
10) по преобладающим методам и средствам, применяемым в технологии;
11) по применяемым организационным формам педагогического процесса;
12) по преобладающим средствам обучения;
13) по воспитательной ориентации и подходу к человеку (ребенку, подростку, молодежи);
14) по направлению модернизации традиционной технологии;
15) по объекту (категории контингента), на который направлена технология.
Метод проблемно-резервного анализа (SPOT) заключается в вычленении приоритетных проблем, сопоставлении сильных и слабых сторон анализируемых технологий, трудностей и опасностей ,которые могут возникнуть при введении инноваций в деятельность школы, нахождению внешних и внутренних резервов.
Сильные стороны (Satisfaction) Какие изменения, предлагаемые инновационной технологией, воспринимаются педагогическим сообществом? На что можно опереться? Какие предложения важны с педагогической точки зрения? Какие ориентированы на будущее? Положительная мотивация коллектива. (Этот аспект осуществляется удачно. На нем можно строить работу по развитию школы.) | Слабые стороны (Problems) Какие качества инновационной технологии доставляют трудности? Чего не хватает в предложенных ею программах и условиях? Что выглядит привлекательным, однако является недостаточно эффективным? Что учителям не удается? (Это нанесет ущерб будущему школы.) | |
Шансы (Opportunities), резервы, пути решения проблем. Откуда можно взять инструментальные, методологические и личностные ресурсы. Предложения по привлечению материальных средств. Что остается не освоенным? Где имеются неиспользованные ресурсы? Что можно бы освоить заново? (Это предпосылки успешной работы по развитию школы.) | Опасности (Threats) Какие риски появляются в работе на перспективу? К чему нужно быть готовым? Отрицательная мотивация коллектива. Что произойдет, если сохранить технологии в том виде, в каком они существуют в настоящее время? (Какие опасности могут появиться, если не будет ничего предприниматься.) |
Экспертиза
Экспертиза – исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний (педагогическая, медицинская, бухгалтерская). Часто экспертиза проводится в пограничных областях (судебно-медицинская, психолого-педагогическая).
В педагогической практике экспертиза связана прежде всего с необходимостью компетентно оценить действующие или предлагаемые новые технологии, содержание и методы обучения и воспитания, учебники и учебные пособия. Прежде чем они будут выбраны для применения, их целесообразность оценивают эксперты (рецензенты).
Цель экспертизы – оценить соответствие данных существующим технологическим критериям, требованиям.
Сущность научно-педагогической экспертизы состоит в следующем:
1) исследование педагогических явлений, процессов, проблем, результатов педагогической деятельности (от диагностики экспертиза отличается более глубоким изучением ситуации);
2) выяснение наличного состояния и потенциала данного образовательного учреждения;
3) оценка альтернативных вариантов, решений;
4) определение наиболее предпочтительных вариантов организации образовательного процесса в целях улучшения качества и обновления содержания образования;
5) прогнозирование развития системы образования.
Содержание педагогической экспертизы делится на блоки:
• экспертиза концептуальной части, которая рассматривается с позиции критериев новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
• экспертиза содержания образовательной деятельности (соответствие стандартам);
• экспертиза технологического процесса (критерии технологичности);
• экспертиза организации деятельности, руководства и управления учреждением (целесообразность и оптимальность отдельных элементов)
• экспертиза результатов деятельности;
• экспертиза условий деятельности;
• экспертиза связей со смежными областями (психологическим, медицинским, экономическим и др. требованиям).
Механизмом, позволяющим проводить объективную научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок.
Экспертный метод – это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ, обобщение и оценку с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения.
Экспертная оценка – мотивированное экспертное суждение. Возможны индивидуальные и групповые экспертные оценки. Индивидуальная экспертная оценка используется для изучения педагогической деятельности, оценки качества знаний учащихся, определения уровня развития ребенка, готовности к обучению в школе, рецензирования образовательных программ, учебной и методической литературы и т.д. Индивидуальные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, балльной и парных оценок.
Метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка, метод Дельфи) применяется для принятия важных экспертных заключений (концепции развития учреждения, образовательные программы и пр.), для выбора оптимальной структуры учебного материала, для оценки качества преподавания, при аттестации образовательного учреждения и т.д.
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, практическое значение (воспроизводимость). Она должна удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.
Соответствие критериям технологичности:
Основными критериями технологичности являются (см.п.2.4.):
– системность (комплексность, целостность),
– научность (концептуальность, развивающий характер),
– структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность),
– процессуальность (управляемость, инструментальность, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).
Психологические критерии
Технологический процесс и каждый его аспект должен быть также соотнесен с целым рядом человековедческих наук, таких как биология, психология, генетика, физиология, психофизиология, нейрофизиология и др.
К числу психологических критериев педагогической технологии относятся (по А.М. Кушниру):
1) адекватность технологии факту двухполушарности устройства человеческого мозга;
2) соотношение в технологии произвольных и непроизвольных процессов (≈ N = 20 : 80);
3) соотношение внешней и внутренней мотивации ученья (≈ N = 20 : 80);
4) сензитивность (соответствие закономерностям возрастного развития) методов и содержания образования;
5) соотношение деятельности детей в зоне актуального и ближайшего развития (внешнего управления) и в зоне самостоятельности (самоуправления, саморегуляции, саморазвития) (≈ N = 50 : 50);
6) завершенность действий в целостном учебном процессе.
Трудности экспертизы
При проведении экспертизы часто возникают некоторые трудности.
1. Первой трудностью является определение критериев экспертной оценки – набора показателей, которые в совокупности характеризуют уровень развития оцениваемого качества, параметра, процесса. Педагогика сегодня не может точно назвать параметры, критерии, показатели и т.п., по которым можно было бы целостно оценить педагогический процесс и его результаты.
2. Вторая трудность – измеримость показателей. Измерение есть сравнение данного качества с некоторой нормой. Однако понятие нормы в психологии и педагогике чрезвычайно сложно, границы нормы весьма неопределенны, некоторые понятия даже не имеют дефиниций. Поэтому пока целостная экспертиза образовательных технологий опирается в основном на качественные показатели и методы их статистической обработки.
Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Для ряда параметров определяется номенклатура уровней (высокий, средний, низкий или оптимальный, допустимый, недопустимый и т.д.);
При разработке процедуры исходят из того, что каждый из критериев оценки может быть представлен как совокупность подкритериев более низкого уровня.
Рекомендуемая литература
1. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. – № 2.
2. Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М., 1980.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Педагогический поиск, 2003.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
7. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. – 1991. – № 9.
8. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. – 1993. – № 5.
9. Бухвалов В.А, Плинер Г.Я. Педагогическая экспертиза школы. – М.: Педагогический поиск, 2000.
10. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. – М.: Прогресс, 1988.
10.1.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. -
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985.
12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Совершенство, 1998.
13. Глоссарий современного образования (Терминологический словарь) / Л.В. Левчук //Народное образование. – 1997. – № 3.
14. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М.: ВЛАДОС, 2003.
15. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001.
16. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
17. Гузеев В.В.Системные основания образовательной технологии.– М.:Знание,1995.
17.18. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2001.
18.19. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М.: Школа, 1994.
19.20. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
20.21. Долгополов Н. Гештальт-подход // Частная школа. – 1995. – № 1.
21.22. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
23. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. и др. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989ю
22.24. Ильясов И. И. Структура процесса учения. – М., 1986.
25. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.
23.26. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
24.27. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 1989.
25.28. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995.
26.29. Колеченко И.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРО, 2001.
27.30. Краевский В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы. – М.: Педагогика, 1982.
28.31. Краткий толковый словарь «Основы педагогических технологий». – Екатеринбург: Уральский гос. университет, 1995.
29.32. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
30.33. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. – М.: Знание, 1991.
31.34. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. – 2001. – № 1.
32.35. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М.: Правда, 1966.
33.36. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – М.: МПСИ, 2003.
34.37. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – М., 1963.
35.38. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития. – М., 1989.
36.39. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Наука, 1990.
37.40. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М.: МГВП КОКС, 1995.
38.41. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995.
39.42. Новиков А.М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002.
40.43. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999.
41.44. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. – М., 1995.
42.45. Педагогическая антропология / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.
43.46. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
44.47. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.
45.48. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
46.49. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М., 1997.
47.50. Русская философия: словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 1995.
48.51. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
49.52. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
50.53. Смирнов С.А. Технологии в обучении //Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999.
51.54. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения // Школьные технологии. – 2001. – №1.
52.55. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1989.
53.56. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. – М. – Орел, 1997.
54.57. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педобщество России, 2000.
55.58. Философский словарь. Изд. 7 / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001.
56.59. Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.
60. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М.: Высшая школа, 1988.
57.61. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок ХХ века. – М., 1997.
58.62. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
59.63. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Педагогический поиск, 2001.
60.64. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996.
61.65. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М.: Логос, 1993.
62.66. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М.: Политиздат, 1989.
63.67. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
64.68. Штейнберг В.Э. Образование – технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии. – 2000. – № 1.
65.69. Щедровицкий П.Г. Лекции по философии образования. – М., 1993.
66.70. Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
67.71. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1959.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем проявляются 1) сходство, 2) различие педагогических и производственных технологий:
а) в структуре; б) в результате; в) в методах; г) в методологии; д) в управлении; е) в целях?
2. Какие три элемента из перечисленных являются 1) обязательными и 2) необязательными для образовательной технологии:
а) концепция; б) исторические корни; в) содержание образования; г) учебно-методическое оснащение; д) алгоритм деятельности педагога; е) алгоритм деятельности обучаемого; ж) высокое мастерство педагога; з) проектный метод; и) адаптированность к контингенту обучаемых?
3. К какому уровню педагогической технологии можно отнести индивидуальную работу по предупреждению правонарушений детей: 1) в семье; 2) в школе; 3) в микрорайоне; 4) в регионе:
а) метатехнология; б) отраслевая технология; в) модульно-локальная; г) микротехнология?
4. Какие из аспектов педагогической технологии подчеркиваются в определениях: 1) Б.Т. Лихачева; 2) В.П. Беспалько; 3) В.В. Гузеева; 4) П.И. Пидкасистого; 5) М.А. Чошанова; 6) В.М. Монахова; 7) М.В. Кларина; 8) ЮНЕСКО; 9) С. Гибсона; 10) Г.К. Селевко:
а) научный; б) инструментально-алгоритмический; в) процессуально-деятельностный; г) гарантированно-результативный; д) проектировочно-конструктивный?
5. Из перечня характерных признаков, определяющих сущность различных философских концепций, выберите те, которые отличают: 1) прагматизм; 2) сциентизм; 3) экзистенциализм; 4) природосообразность; 5) гуманизм:
а) цель жизни – достижение индивидуального успеха; б) человек есть то, что он сам из себя делает; в) основа прогресса - наука; г) единство человека с природой; д) свобода самовыражения личности; е) человек – цель образования; ж) сближение воспитания с жизнью?