Йоги предлагают представить легкие в виде двух кувшинов, которые мы постепенно наполняем влагой (воздухом), а затем полностью сливаем ее.
Даже полностью выдохнув и считая, что выпустили весь воздух из легких, мы можем почувство вать, что, поднимая диафрагму вверх, мы все еще можем продолжать выдох. Значит, работая диафрагмой, мы можем активно управлять объемом воздуха, находящимся внутри нас. Наполняя легкие, как и кувшин, воздух, поступая в легкие, сначала заполняет нижнюю их часть, затем, постепенно и не торопясь, среднюю часть и только потом верхнюю часть легких, трахею и глотку. Выдох продолжается в обратной последовательности, начиная с верхних долей легких и воздушных путей, продолжаясь внутрь и заканчиваясь подъемом диафрагмы, которая, поднимаясь вверх, вытесняет остаточный объем из легких. Все дыхательные движения должны выполняться свободно и легко, без напряжения и не за-действуя другие группы мышц. Сделав максимальный вдох, мы напрягаемся и стимулируем активность большого количества мелких внутренних мышц, которые и будут «есть» столь необходимый нам сейчас кислород. Если мы делаем задержку дыхания на небольшой глубине, например, статическое апноэ в бассейне, то вдох по объему не должен превышать 60-70% от максимума. Но если нам приходится нырять глубоко, мы должны помнить, что на глубине уже в 10 метров объем воздуха в легких уменьшится вдвое, и нам необходимо будет вдохнуть гораздо больше воздуха, чтобы обеспечить не обходимый объем его для компенсации давления в маске и во внутреннем ухе на глубине.
Уже становится понятно, что без полного расслабления нельзя говорить об эффективной задержке дыхания и, как итог, о результате нырка.
Понятно и то, что противоположностью полного расслабления является такое неприятное понятие, как стресс - очень неприятное слово, которое к тому же имеет множество значений. Любая проблема в жизни, обязательства, невозможность выхода из какой-то жизненной ситуации, рабочие моменты и проблемы семьи и личных отношений - все подвергает нас стрессу! Сложнее всего жителям больших городов, где все мы каждую минуту, если не секунду, сталкиваемся с различными стрессовыми ситуациями и состояниями. Это эмоциональный всплеск, и не важно при этом, положительный он или отрицательный, его влияние будет ощущаться тут же и довольно долго впоследствии! Как правило, стрессовые ситуации не бывают абсолютно негативными, они позволяют сконцентрироваться, обострить внимание и собраться. Но в дальнейшем развивающийся стресс приводит к негативным последствиям и становится вреден для здоровья. Стресс стимулирует сужение сосудов, арит мию, гипоксию, затруднение дыхания, озноб и дрожь. При стрессе человек напрягается, мышцы уплотняются, происходит расфокусировка зрения, развивается одышка. В более тяжелых случаях имеет место чрезмерное потоотделение (холодный пот), несварение желудка, рвота, понос. Как следствие пережитого стресса происходит снижение концентрации внимания, потеря подвижности, бессонница, упадок сил и увеличение веса.
Вывод: перед тренировкой и при вхождении в апноэ нам необходимо исключить или, по крайней мере, свести к минимуму любую возможность стресса, во всяком случае, настолько, насколько это в наших силах. Любые яркие эмоции и их проявления мешают достижению состояния спокойствия и расслабления, столь необходимому во время ныряния.
Итак, перед задержкой дыхания мы находимся в идеальной среде, спокойное и расслабленное дыхание приводит к глубокому расслаблению, и мы в состоянии удерживаться на поверхности и готовиться к нырку психологически и физически. Важно, чтобы костюм был облегающим, но не тесным. Тесный костюм повышает мышечный тонус, а излишне свободный позволяет воде циркулировать по телу, мешая и отвлекая нас от выполнения дыхательных упражнений. Находясь в воде, мы максимально расслабляемся, как если бы мы спали, и, находясь в таком отрешенном состоянии, не перестаем наблюдать себя со стороны. Это очень важно, поскольку взгляд со стороны позволяет проконтролировать геометрию тела и оценить собственно уровень нашей готовности к погружению.
Начало нырка
Когда мы полностью готовы к нырку, следует спокойный, неторопливый и расслабленный вдох, и, выпустив трубку изо рта, мы наклоняемся вниз, начиная плавное скольжение в глубину, двигая только теми мышцами, которые необходимы в данный момент, и контролируя, какие из них приведены в действие, а какие можно отключить. Исключительно важно сконцентрироваться на дыхании и расслаблении мышц при подготовке, на последнем вдохе и погружении, на плавной и неторопливой работе ластами и очень легком, без лишних усилий выравнивании давления в ушах во время спуска. Нужно максимально расслабиться на глубине, и в момент всплытия переход из горизонтального положения на дне к строго вертикальному во время возвращения к поверхности должен быть свободным, мягким и естественным. Каждый ныряльщик выбирает свой темп и скорость спуска и подъема, это относительно постоянная величина, которая является одновременно и максимальной, и наиболее экономной скоростью. Скоростью, которая позволяет достичь дна максимально быстро и с минимальным расходом энергии, а затем так же быстро и экономно вернуться обратно к поверхности. Лишь после многих погружений, испытав различные модели ласт и способы управления ими, апноист определит, какая скорость спуска и подъема ему подходит. Чувствительность, присущая всем нам, зависит в этот момент как от тренированности, так и от концентрации, которая сопутствует нам все время, пока мы находимся в апноэ.