Рекурсивное задавание вопросов
Одна из самых простых техник процессинга—это рекурсивное задавание вопросов. То есть задается один и тот же вопрос, или дается одно и то же указание, даже хотя на него уже получен ответ.
Рекурсия основана на следующих идеях:
— Реакции исчерпываются, так сказать изнашиваются, если их снова и снова активизировать. Если при задавании определенного вопроса клиент получает неприятную эмоциональную реакцию, то если вопрос задавать снова и снова, интенсивность реакции будет постепенно спадать. Клиент устанет так реагировать. Конечно, если он выдержит это испытание.
— Человек часто сначала дает общепринятые ответы на вопрос. Он может дать поверхностный ответ, принятый в обществе. Если вы будете продолжать требовать ответы на вопрос, то он будет вынужден копать глубже. И тогда мы получаем материал, который гораздо ценнее для целей процессинга, ответы из-под поверхности.
— Повторная активизация одной и той же темы накапливается вплоть до какого-то порога. Если для вас что-то неприятно и оно будет вам снова и снова подаваться, то скорее всего вы будете чувствовать себя всё хуже и хуже. После определенного момента реакция сломается и вы прорветесь в другое состояние. В обычной ситуации вы вполне можете заставить источник неприятностей замолчать, но в сеансе вы можете перетерпеть это и реакция преобразуется во что-то более предпочтительное.
— Если тема основательно раскрыта и получено все, что личность может о ней сказать или воспринять, то у личности в итоге останется более простая истина об этой теме. Это может быть ничто, тема может просто испариться. Или личность может прийти к осознанию того, что на самом деле происходит с этой темой. Или она может просто научиться видеть яснее, отбросив мусор.
Рекурсивное задавание вопросов—это довольно грубая техника. Если её решительно проводить, она может стать очень неприятной еще до того, как тема прояснится. Сначала нужна какая-то договоренность, что клиент пройдет эту технику до конца. Эта техника не из тех, с которыми любой может интуитивно согласиться. Ее нужно объяснить и клиенту нужно быть готовым придерживаться её до определенного результата.
Преимущество рекурсивного задавания вопросов в том, что его легко проводить. Есть всего один вопрос, или всего несколько последовательных вопросов, и они обычно подготовлены заранее. Фасилитатор просто задает вопрос, получает ответ, и тогда он снова задает тот же вопрос, но так как будто это совершенно новый и неожиданный вопрос. Фасилитатору нужно только заметить, когда из вопроса извлечено все, что возможно.
С помощью относительно простых указаний люди могут самостоятельно выполнять рекурсивные техники. Им можно дать список вопросов, которые скорее всего активизируют что-то стоящее, и можно научить снова и снова отвечать на каждый вопрос, пока что-то продолжает происходить.
Вы можете использовать рекурсивными техники разнообразными способами и с разной глубиной.
Лично я избегаю использовать рекурсивное спрашивание для того, чтобы пробиваться сквозь появляющиеся реакции. Это неприятно и дает непредсказуемые результаты, занимая непредсказуемое количество времени. Когда появляется что-то тяжелое, я предпочитаю перейти на самую подходящую технику.
Только в случае особенно застарелых и нежелательных эмоциональных реакций я могу подумать об использовании грубой силы рекурсивной техники для прорыва через порог.
Например, у клиента есть навязчивая потребность есть определенные виды пищи, которая до сих пор сопротивляется процессингу. В этом случае можно снова и снова давать клиенту то, что включает его навязчивое поведение. Например, если мы обнаружили, что включает реакцию симпатичная цветная картинка шоколада, то можно попросить клиента снова и снова вызывать такую картинку, всё больше увеличивая интенсивность реакции. Если аккуратно это делать, реакция будет всё усиливаться и в конце концов сломается. И тогда клиент уже не сможет вернуть эту реакцию. Картинка шоколада уже не будет вызывать автоматическую реакцию.
Я обычно использую рекурсивные вопросы в общем модуле, чтобы поднять на поверхность какой-то материал. Я делаю это не механически и я обычно видоизменяю вопрос по ходу работы. Но я занимаюсь одной определенной темой, например готовностью личности присутствовать или нет в определенных местах и ситуациях. Можно построить на основе этой темы два вопроса:
"Где ты готов быть?"
"Где ты не готов быть?"
Вам на самом деле не обязательно строить какие-то точные вопросы для проработки темы. Но они могут упростить работу фасилитатора, и эту технику может с пользой применять даже тот, кто не понимает, зачем задавать эти вопросы, и просто делает это механически.
Я использую вопросы такого типа, чтобы поощрить клиента полностью исследовать тему. Я использую их, чтобы получить от него новые, другие ответы. Я хочу, чтобы клиент проработал тему с многих сторон, воспринимая её по-новому и по-другому.
Если клиент перестает рассматривать тему и начинает давать однообразные ответы, я видоизменяю вопрос или меняю подход. Я продолжаю рекурсивное спрашивание только пока оно интересно для клиента. Если оно уже не интересно, я перехожу на что-то другое. Если тема раскрыта недостаточно, я перехожу на разновидность того же вопроса, только предоставляя другую точку зрения, чтобы поддерживать вовлеченность клиента. Если тема уже раскрыта и клиент извлек из нее что-то новое, то я перехожу к другой теме.
Если клиент выносит на обсуждение более конкретное явление, подходящее к известной мне технике, я обычно переключаюсь на эту технику. Например, если он говорит, что у него каждый раз при встрече с начальником возникает боль в животе, то я чаще всего нахожу происшествия, которые клиент может повторно пережить.
Рекурсивное задавание вопросов похоже на снятие слоев луковицы. Вы задаете вопрос и получаете самый внешний слой. Вы не удовлетворяетесь этим, а задаете вопрос снова и получаете следующий слой. Вы продолжаете это делать до тех пор, пока луковицы уже не будет или будет ясно, что внутри.
Ваши вопросы задаются не для того, чтобы получить правильный ответ. Они задаются для того, чтобы что-то происходило, в особенности для того, чтобы клиент всё больше смотрел и обнаруживал то, что забыл.
Если клиент дает каждый раз одинаковый ответ, "потому что он правильный", то вам нужно немного обсудит суть процессинга. Вы только теряете время, если клиент старается "правильно" отвечать на ваши вопросы. По правде говоря, неправильные ответы гораздо ценнее. Но нам на самом деле не нужны ни те, ни другие. Мы просто задаем вопросы, чтобы что-то происходило. Нам нужно извлечь как можно больше из каждого вопроса.
Каждый наш вопрос—это просто еще один способ сказать:
"Восприми, что здесь есть, и расскажи мне об этом!"
Было бы скучно, если бы мы всё время говорили это. Люди любят разнообразие, им нравится когда их развлекают, и им нравится, когда их хитростью вынуждают осознавать то, что они уже знают.
Преимущество использования многочисленных вопросов в том, что каждый из них скорее всего своим уникальным способом затронет тему. Вопрос соответствует чему-то в уме клиента, и поощряет его посмотреть на это так, как он иначе не посмотрел бы.
Так что один из надежных ресурсов фасилитатора—это способность выдвигать очень много разнообразных и неожиданных вопросов. Фасилитатор может придумывать их или у него может быть список хороших вопросов. Именно из этого в основном состоят наши общие модули. Обобщенные списки того, о чем можно спросить.
Второй ресурс в отношении вопросов—это способность извлекать всё возможное из каждого вопроса. Вам желательно "выдоить" из каждого вопроса как можно больше изменений. И самый простой способ делать это—снова задавать вопрос и получать разные ответы.
Упражнение Þ Задавание рекурсивных вопросов, моделирование разнообразных сценариев того, как может реагировать клиент. |
Вспоминание
Простое вспоминание прошлых событий—это очень полезный процесс. Вы можете просто просить кого-то вспомнить что-то, потом еще что-то, еще что-нибудь, и так далее.
Это подходит в основном для довольно положительных вещей. Не стоит наобум спрашивать о чем-то плохом. Но о приятных, положительных, радостных воспоминаниях вы можете спрашивать сколько угодно.
При этом клиент не возвращается обратно во времени и не переживает происшествия заново, он остается в настоящем времени и вспоминает их. И мы игнорируем любые механизмы того, как разные происшествия связаны друг с другом. Мы смотрим прямо на картинки или происшествия, смотрим, что в них есть, и быстро переходим к другим картинкам или происшествиям.
Вспоминание можно проводить в соответствии с любым набором тем, шкал, аспектов, или чего-то еще. Но осознавайте, что это довольно легкий процессинг и нам не нужно спрашивать о травматических происшествиях. Всегда эффективны приятные переживания и все, с чем клиент может с удобством встретиться.
Вспоминание легко проводить почти что без ограничений. Его можно проводить постепенно, пока клиент не вспомнит полностью какую-то тему.
Единственный ограничивающий фактор состоит в том, что вспоминание по своей природе обращает внимание на прошлое. Но действия на самом деле находятся не в прошлом. Жизнь происходит в настоящем. Излишнее подчеркивание прошлого может дать неверное впечатление, что прошлое важно и как-то управляет настоящим.
Вспоминание проводится через постепенное восстановление изобилия опыта и терпимости к разнообразным ситуациям. Это положительное действие. Мы не ищем причины, мы тренируем гибкость.
Примеры указаний для вспоминания:
"Вспомни случай, когда ты достиг успеха"
"Вспомни случай, когда ты что-то знал"
"Вспомни случай, когда ты преодолел испытание"
и есть еще один способ:
"Скажи мне, что тебе нравится делать"
"Вспомни случай, когда ты ___"
"Вспомни еще один случай, когда ты ___"
"Вспомни как можно более ранний случай, когда ты ___"
Упражнение Þ Поупражняйтесь в техниках вспоминания |
Вина
Вина—это обычно шаблон поведения по подавлению себя из-за своих прошлых действий. Есть большой набор механизмов, связанных с наказанием себя за совершение чего-то "плохого".
Каждое существо по своей природе хорошее и имеет хорошие намерения. Каждый инстинктивно знает, что по крайней мере так должно быть.
Если личность обнаруживает, что она подействовала теми способами, которые она называет "нехорошими", то это нарушает правило о том, чтобы быть хорошим. Типичные реакции на это—плохо себя чувствовать, скрывать свои действия от себя или от других, наказывать себя.
Сама личность—свой худший судья. Большинство людей строго себя наказывают, если они обнаруживают, что нарушили правила, которым они должны следовать.
Личность, уверенная в своей собственной доброте, так не делает. Но у типичного человека нет такой уверенности. Он обычно знает, что он должен быть хорошим, но он не совсем хороший. Это открывает дверь всевозможным религиозным манипуляциям и ловушкам вины. Люди подвергают себя всевозможным наказаниям, чтобы искупить свое "зло", чтобы снова себя хорошо почувствовать.
Существование моральных кодексов вносит большой вклад в вину. Моральный кодекс—это по сути набор фиксированных идей, которые установил некто, обладающий какой-то властью, вероятно для упрощения жизни подчиненным с меньшим общим обзором, обеспечивая, чтобы они делали разумные вещи. Моральный кодекс, если он создан с хорошими намерениями,—это обычно набор простых правил поведения, который в среднем вроде бы лучше всего помогает людям жить. Если он создан с менее хорошими намерениями, то его идея в том, чтобы управлять людьми, заставляя их выбиваться из сил, живя по произвольным ограничивающим правилам. Чтобы сделать моральные кодексы максимально эффективными, их часто устанавливают так, как будто они были провозглашены "богами".
Моральные кодексы—это фиксированные идеи. Они никак не могут действовать во всех обстоятельствах. Это способы не смотреть, не разбираться, не принимать собственные решения.
Член группы обычно обязуется следовать моральному кодексу этой группы, письменному или неписаному. Собственно говоря, это может быть собственное подразумеваемое представление индивида о том, как он должен себя вести. Но в любой группе есть какие-то правила, более или менее регулирующие поведение.
Будучи членом группы, индивид неявно соглашается, что её правила "хорошие". Ну а что происходит, когда кто-то нарушает правила? Так вот, если у него слабая связь с его исходной добротой, он наверное решает, что сделал что-то "плохое". Скорее всего у него возникает немного нехорошее чувство насчет этого.
Когда кто-то делает то, что он считает преступлением, он может слегка себя ограничить. Это извращенный способ сохранения истины о том, что каждое существо хорошее. Если кто-то делает что-то нехорошее, то он не может быть настоящим существом. Так что индивид делает себя немного меньше. По крайней мере по отношению к группе, чей моральный кодекс он нарушил.
Если индивид продолжает совершать преступления, они накапливаются и он всё больше ограничивает себя или всё больше отстраняется от группы. Он всё больше сдерживает себя. Из-за своих поступков индивид удерживает себя от действий, чтобы невзначай не сделать снова чего-то плохого.
Еще индивид может привлекать к себе плохие вещи в данной области. Его вина может действовать как магнит, повышая вероятность того, что тоже самое произойдет и с ним.
Здесь часто встречается еще один образец извращенной логики: если кто-то совершил преступление против кого-то другого или против группы, а он по своей природе всегда делает хорошее, значит, этот другой или группа, конечно, не могут быть хорошими. Другими словами, индивид оправдывает свои действия, еще больше принижая объект своего преступления. И опять же, это по всей вероятности становится всё хуже и хуже. Так как индивид совершил одно преступление и принизил объект, чтобы оправдаться, то уже более оправданно сделать против объекта еще одно преступление, затем оправдать его, потом совершить еще одно, и так далее. Индивид скорее всего всё больше и больше обливает грязью объект своих преступлений. А если это группа, членом которой он был, он может всё больше отстраняться от нее.
Моральный кодекс может принадлежать группе, взаимоотношениям двух людей, или только одному индивиду.
Когда чьи-то преступления почти что раскрыты другими, возникает очень отчаянное явление, которое может быть довольно бурным. Личность колеблется, обнаружены её действия или всё еще скрыты. В частности это приводит к тому, что она порочит каждого, кого она воспринимает как почти раскрывшего. Фасилитатору нужно осознавать и избегать это явление. Если вы почти что раскрыли чьи-то действия и он расстроился, пожалуйста, полностью "разоблачите" его, чтобы завершить это. Узнайте всю историю, если вы начали её узнавать и клиент волнуется.
Большую часть этого явления преступления/оправдания/сдерживания себя составляет процесс обособления и отделения. Индивид отделяет себя от того, против чего он совершает свои плохие поступки.
Ну а правда совсем в другом. Эти явления—семантические реакции, подсознательно выполняемые с уже ограниченной и неправильно понятой точки зрения. Когда восстановлена правда, все отрицательные явления уходят.
Любое разделение искусственно. Дух на самом деле не раздроблен. Когда индивид полностью осознает это, то уже не может быть оснований для вины. Индивид делает то, что он делает. Если он целостен и согласован, то нет никаких причин называть действия плохими или стыдиться их. И если он целостен и согласован, он естественно совершает поступки, уважая целостность ситуации, и она вообще не становится проблемой.
Основной способ справиться с виной—это помочь личности признать исходную доброту в себе и во всем. Если мы углубимся в "плохие" поступки, мы найдем по сути хорошие намерения.
Личности нужно уметь прощать себя. Поиски прощения своих грехов со стороны внешнего мира ничего не решают. Это может только дать личности разрешение быть безответственной. Личность должна отвечать за свои действия. Она должна действовать, исходя из своей глубинной доброты и должна прощать себя за любые воспринятые ей ошибки, которые она возможно сделала.
Один из способов работы с этим—высвободить фиксированные правила о том, что есть только один правильный или неправильный образ действий. Этими правилами можно заниматься как любыми другими фиксированными идеями, проверять их границы, выяснять, на что они направлены, рассматривать их с разных точек зрения и так далее. Еще выяснять, какой цели служит сама фиксированность. Есть что-то, на что личность старается не смотреть, сохраняя черно-белое восприятие мира.
Обнаружение исходной доброты в себе и в других убирает основу всего этого механизма. На самом деле нет такой вещи как зло. Люди делают то, что делают, потому что это сознательно или подсознательно самое лучшее, что они могут придумать. Иногда это эффективно, иногда нет, но всё равно совсем не нужно делать себя или других совершенно неправыми.
Зацикленность на хорошем/плохом и потребность наказывать себя—это по сути дела расколотость на противоположности. В принципе у личности может быть одна часть, которая что-то сделала, и другая часть, которая оценила это действие как плохое. Действующей стороне не хватает способности оценивать, а оценивающей стороне не хватает способности действовать. Если бы они были вместе, то не было бы и проблемы.
Вся идея преступлений берет свое начало в раздробленности, в идее, что личность не целостна, есть кто-то другой, устанавливающий правила, кто-то еще, против которого совершаются преступления, кто-то еще, который их оценивает. Когда индивид принимает ответственность за то, чтобы быть целостным, и начинает действовать в соответствии со своей целостностью, то уже нет проблемы преступлений.
Честность означает действовать, исходя из целостности.
Упражнения Þ Поупражняйтесь в работе с явлениями, связанными с виной Þ Поупражняйтесь в том, как реагировать на почти что раскрытое преступление. |
Общий модуль развития
Есть определенные общие составные части, которые можно использовать для построения модуля. Вы можете использовать их, чтобы разработать модуль для темы, не раскрытой в приложении к этому руководству.
Вот некоторые из элементов, подходящие для модуля развития, то есть для укрепления положительных способностей. Отчасти это способы подразделения любой темы на под-темы. Отчасти это разнообразные универсальные техники. Что касается под-тем, они могут становиться основой диалога, клиент может давать их примеры, мы смотрим, какие всплывают ограничения, и разбираемся с ними.
¤ Способы осуществления рассматриваемой деятельности/способности. "Как можно ___?"
¤ Места, в которых можно делать ___. "Где ты можешь ___?", "Где ты предпочитаешь не ___?"
¤ Люди, с которыми можно это делать. "С кем ты хотел бы ___?", "С кем ты не хотел бы ___?"
¤ Реакции на эту тему. Нежелательные семантические или физические реакции. Проясните их.
¤ Фиксированные идеи насчет данной темы. "По каким правилам ты живешь относительно ___?" Разфиксируйте их.
¤ Ключи разблокирования.
¤ Найдите любые расколы в этом, любое то включающееся, то выключающееся поведение. Используйте объединение противоположностей.
¤ Может быть, клиенту не хватает какого-то ресурса, качества, способности, чтобы делать это? Используйте возвращение утраченных частей, чтобы вернуть их.
¤ Что клиенту нужно, чтобы делать это? Подражание образцам, процессинг восприятий, воображение.
¤ На что эта тема направлена, в чем результат (продукция)? Проясните и укрепите его.
¤ Что может случиться, если сделать ___? Если не сделать? Не случится, если сделать? Не случится если не сделать?
¤ Любые нежелательные будущие последствия делания этого. Прояснение будущих происшествий.
¤ Почему может хотеться ___? Почему может не хотеться ___?
¤ Подражание тем, кто умеет это делать. Процессинг восприятий.
¤ Поговорите об этой теме.
¤ Вообразите это.
¤ Узнайте особенности восприятий того, как делать это хорошо, или препятствий к этому.
¤ Повзаимодействуйте с этой областью и инструментами делания этого.
¤ Переберите действия, требующиеся для того, чем личность хочет заниматься. Обучайтесь им, тренируйте их, инсценируйте их. Выясните, будут ли они эффективными, или нужны еще какие-то ресурсы. Привыкните к ним.
¤ Действительно пойдите и сделайте это.
Насколько имеет смысл каждая часть, конечно, зависит от темы.
Какая бы ни была тема, вы всегда можете разбить её на более мелкие части. Об этих более мелких частях всегда можно поговорить, вы можете выяснить, есть ли насчет них затруднения, препятствия и так далее. Вы можете тренировать способности в этой области. Вы можете найти фиксированные идеи, ограничивающие убеждения, и так далее.
Упражнение Þ Напишите модуль. Вы можете использовать такие темы, как "Обучение", "Образование", "Спорт", или придумать что-то сами. |
Общий модуль прояснения
Можно сделать общий модуль для прояснения определенной более отрицательно ориентированной темы. Он устроен почти так же, как любой другой, но только мы сосредотачиваемся на том, что не в порядке, обращаясь с этим как с какой-то проблемой. Вот некоторые из элементов, которые можно использовать:
¤ Переосмысление этого как чего-то положительного.
¤ Отвлечение от этого, наблюдение на расстоянии.
¤ Поговорить об этом.
¤ Найти что-то, по отношению к чему личность может быть причиной.
¤ Придумать или вспомнить что-то, являющееся большей проблемой, меньшей проблемой, или проблемой такого же размера.
¤ Использовать ключи разгрузки.
¤ Прошлые решения проблемы.
¤ Нежелательные ощущения и реакции. Проясните их.
¤ Фиксированные идеи. Разфиксируйте их.
Расколы насчет этого, то включающееся, то выключающееся поведение. Используйте объединение противоположностей.
¤ Потерянные части, способности, качества относительно этого. Возвращение утраченных частей.
¤ Ограничивающие идеи или убеждения. Используйте процессинг восприятий или расфиксирование.
¤ Опасения насчет того, что может случиться: прояснение будущих происшествий.
¤ Отсутствие направления: вообразить положительное направление.
¤ Чему можно из этого научиться, какой положительной цели это служит в жизни личности.
¤ Потренируйте любые умения, необходимые для овладения данной темой.
Как и в любом другом модуле, вы можете разбить конкретную тему на более мелкие части и проработать каждую отдельно.
Раздел 9: Процессинг жизни