Полюса регионального развития
Инновационно- и социально-ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым зонам и финансовым центрам, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
Развитие Центральной части России связано с расширением зоны опережающего роста за пределы Московской агломерации при максимальном использовании преимуществ емкого столичного рынка, с реализацией потенциала исторически сложившихся специализаций регионов и с инновационной диверсификацией их экономик.
Расширение сети высокоскоростных магистралей создаст условия для формирования в структуре московской агломерации новых мест расселения с высоким качеством жизни и деловой инфраструктуры, что в совокупности с мощным научно-образовательным потенциалом столицы и научно-инновационных центров (наукоградов) прежде всего, Дубны, Черноголовки, Зеленограда, Троицка, Протвино, Королева, Обнинска создаст основу для рационального размещения новых высокотехнологических производств в обрабатывающих отраслях экономики, современных траспортно-логистических и сервисно-управленческих комплексов.
В свою очередь, формирование новых центров передовой индустрии и современной сервисной экономики даст импульс развитию технологической модернизации исторически сложившихся обрабатывающих отраслей Центра (машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, авиационной и легкой промышленности), сконцентрированных в крупных городах Центральной части России.
Развитие московского логистического узла, международных и российских полимагистральных транспортных коридоров, связывающих области Центра со столицей, обеспечит снижение транспортных издержек и рост инвестиций в обрабатывающие производства, ориентированные на столичный рынок сбыта, повысит трудовую мобильность населения.
Развитие экономики субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, связано, прежде всего, с использованием ее главного конкурентного преимущества – плодородных земель, применением передовых технологий ведения сельского хозяйства, модернизацией отраслей переработки сельскохозяйственной продукции, а также с модернизацией предприятий горнодобывающей и металлургической отраслей, ориентированных на освоение рудных запасов Курской магнитной аномалии.
Развитие Северо-Запада России определяется экономическим и инновационным потенциалом Санкт-Петербургской городской агломерации, выходом к важнейшим морским коммуникациям, наличием ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей.
Рост второй агломерации страны и прилегающих регионов будет в основном, определяться развитием транспортных и деловых услуг, высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности - военно-промышленного комплекса, судостроения, автомобилестроения, а также традиционных индустриальных отраслей северо-западных регионов – машиностроения, приборостроения, электротехники, металлургии, химии, биофармацевтики.
В ресурсодобывающих регионах Северо-Запада особое значение приобретает использование новых технологий для развития и модернизации приоритетных отраслей: растущей добычи нефтегазовых ресурсов, в том числе на шельфе, металлургии, лесной промышленности с переходом к глубокой переработке древесины, добычи и переработки рыбных ресурсов.
Это потребует создания условий для модернизации предприятий соответствующих отраслей и обновления технического ресурса рыболовецкого и транспортного морского флота, прежде всего, путем стимулирования развития производства современных, высокотехнологичных машин и оборудования для этих отраслей, в том числе с применением зарубежных технологий, а в перспективе – создания отраслевых инжиниринговых центров и генерации на их базе технологий следующих поколений.
Развитие Юга России основано на использовании конкурентных преимуществ - наиболее благоприятных природно-климатических условий для сельского хозяйства, высокого рекреационного потенциала, транзитного приморского положения, значительных демографических ресурсов. Однако преобладание в структуре экономике большинства регионов Югасекторов с низкой производительностью труда требует принципиального сдвига в направлении инновационного развития.
В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом (Краснодарский и Ставропольский край, Дагестан, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса, прежде всего с учетом интенсивного развития рекреации на Черноморском побережье, в связи с проведением в Сочи Олимпиады-2014. Растущий спрос даст импульс развитию современного гостиничного бизнеса, связанного с ним производства товаров и услуг, а также модернизации пищевой промышленности и сельского хозяйства, повышающей их конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках, легкой промышленности, развитию транспорта и строительства.
В регионах, обладающих потенциалом развития перерабатывающих отраслей промышленности, (Волгоградская, Ростовская и Астраханская области), вектор развития направлен на внедрение в этих отраслях новой техники и технологий для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом научно-исследовательский и образовательный потенциал крупных агломераций Юга Ростовской области и Краснодарского края создает основу для развития высокопроизводительных отраслей «новой» экономики –информационных и биотехнологий, оказания инжиниринговых, финансовых и деловых услуг, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, призванных стать платформой инновационной экономики южнороссийских регионов.
Экономическое развитие Приволжского федерального округа будет опираться на модернизацию крупного промышленного потенциала регионов и, одновременно, развитие сектора современных услуг в полицентрической системе агломераций. Индустриальное развитие непосредственно связано с внедрением новых технологий, позволяющих перейти к выпуску конкурентоспособной продукции, улучшением менеджмента, привлечением внешних инвесторов и технологических разработок, а для отраслей оборонной промышленности – со стабильным государственным заказом. Это позволит повысить конкурентоспособность ведущих отраслей специализации – машиностроения, в том числе авиационно-космического и автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности.
В долгосрочной перспективе будут развиваться межрегиональное разделение труда и кооперация с опорой на мировые технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих индустриальных центров регионов и крупных центров Поволжья.
Перспективы развития Уральского федерального округа определяются тремя векторами. Первый связан с добычей минеральных, прежде всего нефтегазовых, ресурсов на основе современных технологий, в том числе, формированием нефтегазохимического кластера на базе нефте- и газодобычи на месторождениях приямальского шельфа Карского моря, Обской губы и нефтегазохимических производств северного Урала с применением высоких технологий в этой сфере, базой для создания которых призван стать Тюменский инновационный центр нефти и газа.
Второй – модернизация индустриального потенциала Урала, развитие глубокой переработки сырья на основе менее энергозатратных и более экологичных технологий в металлургии, повышение конкурентоспособности отраслей тяжелого и транспортного машиностроения, повышение человеческого капитала и мобильности занятых в монопрофильных промышленных городах.
Третий – развитие деловых, инновационных, образовательных и других услуг в крупных агломерациях Урала. Кроме того, создание высоких технологий в научно-инновационных центрах оборонной промышленности даст импульс инновационному развитию других базовых специализаций крупнейших уральских центров – городов Екатеринбурга и Челябинска – транспортного, тяжёлого, химического, сельскохозяйственного, энергетического машиностроения и приборостроения, производства медицинской техники, металлургии, химии с формированием перспективных территориально-производственных кластеров.
Одним из инструментов долгосрочного развития уральского региона станет реализация проектов «Урал - промышленный, Урал – полярный», с заложенными в них проектами по освоению природных ресурсов и их переработке, и созданию новой транспортной инфраструктуры.
Долгосрочное развитие Сибири опирается на использование основного конкурентного преимущества – высокой обеспеченности природными ресурсами.
Инновационность развития для восточных регионов страны реализуется путем эффективного использования природных ресурсов: более глубокой их переработки в существующих центрах и создания новых центров индустриального роста в слабоосвоенных территориях. Дальнейшее развитие получат как основные индустриальные центры Сибири, специализирующиеся на металлургии, химии и нефтехимии, лесопереработке, так и зоны нового освоения в Нижнем Приангарье, Забайкалье и др., энерго-промышленные кластеры на базе ГЭС. Лесные ресурсы Сибири составят сырьевую базу для формирования лесопромышленных кластеров.
На базе этих богатых природных запасов дальнейшее развитие получат основные индустриальные центры Сибири и Дальнего Востока, специализирующиеся на глубокой переработке полезных ископаемых, металлургии, химии и нефтехимии – Красноярская, Иркутская и Хабаровская агломерации, Новосибирск, Томск и Омск, а лесные ресурсы Сибири и Дальнего Востока составят сырьевую базу для формирования в них лесопромышленных кластеров.
Основные зоны модернизации в слабозаселенных регионах востока страны – крупные города. Для ускорения модернизации необходима поддержка инновационного потенциала ведущих научных и образовательных центров Сибири (прежде всего Новосибирска, Томска) путем предоставления статуса национальных университетов, создания инновационных центров, а также улучшение финансовых и институциональных условий всех крупных городов для их комплексного развития как опорного каркаса расселения. Основу для инновационного развития экономики Сибири составляет накопленный потенциал академической и отраслевой науки и образования городов Новосибирск, Томск и Омск (промышленные технологии, биогенетика и биотехнологии, медицина и фармацевтика, информационные, промышленные и ядерные технологии), Кузбасса (технологии глубокой переработки угля с его газификацией и ликвификацией).
На юге Сибири конкурентным преимуществом являются также аграрные ресурсы, на их основе будет развиваться переработка сельскохозяйственного сырья. Для повышения конкурентоспособности зернового сектора, мукомольной и пищевой промышленности необходимо снижение транспортных издержек, что позволит расширить рынки сбыта и технологически модернизировать эти сектора экономики. Инновационным потенциалом обладает и развитие рекреационных услуг в горных районах.
В Южной Сибири продолжится интенсивное развитие агропромышленного сектора, опирающегося на сельскохозяйственные ресурсы юга Новосибирской и Омской областей, Алтайского края.
Развитие Дальнего Востока в значительной мере опирается на огромные природные (рыбные, лесные, нефтегазовые, угольные, рудные минеральные) ресурсы, а также выгодное приморское географическое положение и близость к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Важнейшим инструментом, организующим развитие регионов Дальнего Востока в среднесрочной перспективе является реализация федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и подготовка к форуму АТЭС.
Внедрение новых технологий добычи углеводородных ресурсов на шельфе и сжижения газа дадут новый импульс развитию Сахалина и Якутии. Перспективы освоения новых месторождений минеральных ресурсов обусловлены инвестиционными стратегиями бизнеса и приоритетами государства в инфраструктурных инвестициях.
Принципиальным фактором развития регионов Сибири и Дальнего Востока является решение в долгосрочном периоде проблем газификации, формирования распределенной энергосистемы, оптимизации транспортных и энергетических тарифов, модернизации и создания новых морских портов, в том числе для развития контейнерных перевозок и экспорта ресурсов, создания единой связной системы транспортных коммуникаций (инфраструктурных «коридоров»), связывающих основные центры Дальнего Востока, их интеграцией в общероссийскую и мировые транспортные системы.
Модернизация крупных городов Дальнего Востока основана на интеграции сервисных и индустриальных функций. Инновационный потенциал Владивостокской и Хабаровской агломераций связан с развитием профессионального образования, разработкой технологий освоения океана и природных богатств, в том числе био- и нанотехнологий, подводной робототехники). Владивостокская агломерация и дальневосточная островная зона – о.Сахалин, п.о.Камчатка и Курильские острова, система тихоокеанских портов станут опорными для формирования биоресурсного кластера, основу которого составят добыча и переработка водных биоресурсов и марикультура.
Необходимость инновационного развития отраслей экономики, связанных с освоением природных ресурсов, даст импульс развитию сложившейся в индустриальных центрах Дальнего Востока базы машиностроения с переходом к выпуску современных машин и оборудования в соответствующих отраслях. Создание высоких технологий востребовано и для обеспечения конкурентоспособности авиастроения, судостроения и судоремонта, как приоритетных специализаций г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровской и Владивостокской агломераций. Перспективы формирования кластера на базе результатов космической деятельности связаны с созданием космодрома «Восточный».
Активизация освоения российского сектора Арктики будет идти по следующим направлениям:
активизация работ по освоению нефтегазовых месторождений, переданных недропользователям, а также на нераспределенном фонде недр арктического континентального шельфа;
существенное повышение изученности арктического континентального шельфа, обеспечение к 2020 году прироста балансовых геологических запасов морских месторождений нефти до 3 млрд. т и газа до 5 трлн. м3;
завершение к 2011 г. геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
увеличение добычи морских биологических ресурсов в Арктике к 2017 году до 18-20% от общего изъятия водных биоресурсов в Российской Федерации, предусмотрев более полное использование добываемых водных биоресурсов;
развитие мощностей по переработке рыбы и других добываемых морепродуктов, увеличение на 30% к 2015 году производства продукции их переработки для реализации на российском и зарубежных рынках;
повышение конкурентоспособности Северного морского пути (в том числе обеспечение возможности увеличения объемов грузоперевозок) и создание условий для его использования в перспективе в качестве транспортного коридора, соединяющего порты Западной Европы с портами Юго-Восточной Азии и Северной Америки и управляемого Российской Федерацией; создание с этой целью к 2015 году Единой системы контроля и безопасности судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов в Арктическом регионе с модернизацией действующих и созданием новых средств и подсистем;
снижение ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности в российской Арктике;
обеспечение национальной безопасности в Арктическом регионе, в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;
адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям; снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской Арктике;
развитие информационно-коммуникационных технологий для обеспечения к 2015 г. надежной связи, в том числе подвижной, телерадиовещания, дистанционного зондирования Земли, площадных съемок ледового покрова, управления движением судов и самолетов, навигационных определений в высоких широтах Арктики, мониторинга состояния природной среды, безопасности жизнедеятельности и природопользования в Арктике на основе использования новейших достижений в области создания космических средств связи и наблюдения;
своевременного предупреждения об опасных гидрометеорологических и геофизических явлениях и высоких уровней загрязнения окружающей среды.