Совершенствование системы государственного регионального управления

Для реализации инновационно- и социально-ориентированного сценария регионального развития, экономического потенциала регионов, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, принципиально важно решить следующие задачи.

1. Повышение связанности территорий России на основе развития федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.

Процесс направления бюджетных капитальных инвестиций в объекты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их взаимная увязка в территориальном разрезе с учетом определенных настоящей Концепцией перспективных направлений развития регионов.

Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны задавать ориентиры для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности они призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.

2. В отношении депрессивных регионов (в частности, Магаданская область, Камчатский край, Республика Тыва) или геополитически приоритетных территорий (в частности, Калининградская область) требуются комплексные меры, предусматривающие не только предоставление финансовой помощи, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, но и оказание целевой финансовой поддержки региональных проектов развития, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также путем создания особых экономических зон.

3. Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации будет осуществляться на основе следующих принципов:

принцип территориальной дифференциации, предусматривающий при расчете трансфертов учет региональных особенностей;

принцип дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинансирования со стороны региональных бюджетов соответствующих расходных обязательств;

принцип программного финансирования, предусматривающий предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ межбюджетных трансфертов в виде субсидий на реализацию соответствующих региональных программ, что позволит оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской Федерации, эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти с точки зрения применяемых механизмов реализации программы, а также определить эффективность федеральных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для регионов на федеральном уровне будут определяться в рамках соответствующих долгосрочных (федеральных) целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);

принцип ответственности регионов за целевое и эффективное использование трансфертов из федерального бюджета, нацеленный на увязку предоставления таких трансфертов с эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением региональными органами власти иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению или прекращению предоставления федеральной финансовой помощи по данному направлению);

принцип эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, обеспечивающий учет результатов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Рост территориальной мобильности населения и преодоление депопуляции.

Реализация этой задачи требует, в первую очередь, содействия добровольному переселению соотечественников и иностранной рабочей силы в регионы с прогнозируемой потребностью в трудовых ресурсов, а также создания экономических условий для миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы.

[1] Концепция отвечает императивам устойчивого развития ООН, цели и показатели ее реализации по основным направлениям соответствуют целям в области развития, сформулированным в Декларации тысячелетия

[2] Подробно см. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов (далее Прогноз…). Раздел 2. Условия развития российской экономики в долгосрочной перспективе.

[3] В экономку знаний и высоких технологий в Концепции включаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения. Для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения.

[4] С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП составят около 13-14%, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.

[5] О долгосрочном прогнозе роста доходов и изменении структуры расходов населения см. Прогноз…Раздел 4.1.

[6] Современные условия получения образования предусматривают полную оснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и компьютерного оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, соответствие требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, Строительных норм и правил и других документов, определяющим современный уровень организации образовательного процесса)

[7] Прогноз структуры и динамики занятости населения см. Прогноз… Раздел 4.2.

[8] О развитии жилищного строительства и рынка жилья см. Прогноз….Раздел 4.6.

[9] К абсолютно бедным относятся лица с доходами ниже прожиточного минимума, а к относительно бедным - лица с доходами ниже 50% от медианного дохода.

[10] См. Прогноз…Раздел 3.7. Платежный баланс и денежно-кредитная сфера

[11] См. Прогноз…Раздел 14. Долгосрочный прогноз параметров развития бюджетной системы.

[12] Особенно высок потенциал роста в промышленности строительных материалов, деревообработке и целлюлозно-бумажной промышленности, химии и цветной металлургии. Развитие пищевой промышленности будет способствовать снижению импортной зависимости. См. подробнее Прогноз ….Раздел 10. Развитие промышленности.

[13] См. Прогноз…. Раздел 5. Развитие науки, технологий и инноваций.

[14] Национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур.

[15] Направления исследований в стратегических инновационных проектах базируются на утвержденном Президентом Российской Федерации перечне критических технологий

[16] Подробнее см. Прогноз… Раздел 10.1

[17] См. подробнее Прогноз.. Раздел 9.1.

[18] См. подробнее Прогноз… Раздел 8.

[19] См. подробнее Прогноз… Раздел 11. Развитие АПК.

[20] См. подробнее Прогноз…Раздел 15. Внешнеэкономическая деятельность.

Наши рекомендации