Условия эффективного проектирования деятельности учителя

Для успешного решения педагогических задач учитель должен проектировать свою деятельность.

Задача исследования: изучить особенности проектной деятельности учителя-предметника.

При выполнении данного задания Вы должны беседовать с учителем, изучать документацию (план проведения уроков учителем), проводить наблюдения на уроках.

Ответьте на следующие вопросы:

- какие особенности учащихся учитель учитывает при проектировании?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-какие способы постановки целей использует учитель? Выпишите примеры целей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-как учитель при проектировании урока планирует достичь цели? Приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Посетите 3 урока учителя-предметника. Выявите, какие особенности класса учитель учитывает при организации работы с учащимися (отметьте знаком «+»). Проиллюстрируйте это примерами. Заполните таблицы. В случае затруднений обратитесь за разъяснениями к учителю.

Урок 1

Особенности учащихся Учет учителем особенностей учащихся («+») Примеры
Уровень обученности    
Сформированность познавательных умений (слушать объяснения учителя, работать с учебником, проводить наблюдения и т.п.)    
Сформированность познавательного интереса    
Учет возрастных особенностей учащихся    
Учет индивидуальных особенностей учащихся    


Урок 2

Особенности учащихся Учет учителем особенностей учащихся («+») Примеры
Уровень обученности    
Сформированность познавательных умений (слушать объяснения учителя, работать с учебником, проводить наблюдения и т.п.)    
Сформированность познавательного интереса    
Учет возрастных особенностей учащихся    
Учет индивидуальных особенностей учащихся    

Урок 3

Особенности учащихся Учет учителем особенностей учащихся («+») Примеры
Уровень обученности    
Сформированность познавательных умений (слушать объяснения учителя, работать с учебником, проводить наблюдения и т.п.)    
Сформированность познавательного интереса    
Учет возрастных особенностей учащихся    
Учет индивидуальных особенностей учащихся    

Сопоставьте свои наблюдения с целями урока. Выразите свое мнение об учете особенностей класса учителем при проектировании урока и реализации проекта .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

№2

Взаимодействие учителя с учащимися в зависимости от особенностей сложившейся педагогической ситуации

Для успешного решения педагогических задач учитель должен, анализируя сложившуюся педагогическую ситуацию, выявлять педагогические задачи, осуществлять оптимальный выбор методов и форм работы с учащимися.

Задача исследования: изучить особенности выбора и применения учителями методов воспитания в зависимости от сложившейся педагогической ситуации.

При выполнении данного задания Вы должны беседовать с классным руководителем, изучать документацию (план классного руководителя), проводить наблюдения на уроках.

Инструкция

Посетите 3 урока в прикрепленном классе у разных учителей.

Приведите примеры (не менее пяти) применяемых учителями методов воспитания и приемов психолого-педагогического воздействия в возникающих на уроках педагогических ситуациях и проанализируйте их педагогическую целесообразность и эффективность:

Таблица 1

Краткая характеристика педагогической ситуации (время, место, участники, индивидуальные особенности, взаимоотношения) Педагогические задачи (их психологическое обоснование) Методы, приемы взаимодействия (их психологическое обоснование) Результат Ваша оценка педагогической целесообразности и эффективности
         

Наблюдайте на уроках использование методов воспитания в зависимости от возникшей педагогической ситуации.

В таблице 2 фиксируйте наблюдаемое знаком «+».

Таблица 2.

Методы воспитания Урок 1 Урок 2 Урок 3
Этическая беседа      
Этический рассказ      
Педагогическое требование - прямое -упрек -намек -доверие -недоверие -одобрение -в игровой форме -совет -угроза      
Элементы соревнования      
Поощрение      
Наказание      

Сделайте выводы: какие методы учителя используют чаще? Насколько это оправдано? Соответствует ли это особенностям сложившейся педагогической ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№3.

Взаимосвязь организации педагогического общения с учащимися и их активности. Педагогическое общение является основой взаимодействия педагога с учащимися в любом виде деятельности и играет немалую роль в эффективности учебного процесса.

Наши рекомендации