Экономическое обоснование организационно – экономических решений.

Важным условием дальнейшего совершенствования механизма управления экономикой является повышение научной обоснованности методов совершенствования управления рисками на всех уровнях руководства, чёткое разграничение функций между ними и улучшение качества используемой при этом информации. Решение этих задач может достигаться, в частности, последовательным обеспечением на всех уровнях управления предварительной экономической оценки хозяйственных мероприятий, в том числе и мероприятий противопожарной защиты.

Основную цель, которую преследует организация противопожарной защиты, является сохранение жизни и здоровья людей, а также уменьшение потерь от пожаров. Кроме того, важную роль в этой проблеме играет и экономический аспект. Он должен быть направлен на повышение сохранности основных и оборотных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Решение этих задач может быть осуществлено при использовании различного вида инженерно-технических, объёмно-планировочных и организационно-управленческих решений по повышению пожарной безопасности.

Следствием совершенствования управления пожарными рисками на территории Республики Алтай явится реорганизация противопожарной службы. Согласно Федерального закона № 123 – ФЗ от 22.07.08 г. «Технический регламент по требованиям пожарной безопасности», п. 3 статьи 76, раздела 2 «Требования пожарной безопасности при проектировании городских и сельских поселений», дислокация подразделений пожарной охраны на территории городских и сельских поселений субъекта Российской Федерации определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин., а в сельских поселениях – 20 мин. На основании имеющихся статистических данных среднее время прибытия пожарных подразделений в г. Горно – Алтайске составляет 11,6 мин.

В данном дипломном проекте предложено создание дополнительно 2 пожарной части в г. Горно – Алтайске.

Средняя расчетно – балансовая стоимость одного пожарного автомобиля составляет 2 500 000 рублей.

Средние годовые затраты на эксплуатацию и содержание одного основного ПА состоят из:

– затрат на содержание одного основного ПА;

– затрат на содержание личного состава.

Ориентировочные затраты на содержание одного основного ПА (АЦ40(130)63Б) будут состоять из:

– амортизационных отчислений на полное восстановление в среднем 25 000 руб./год;

– расходы на капитальный ремонт в среднем 160 000 руб./год;

– расходы на текущий ремонт и ТО 140 000 руб./ год;

– затраты на топливо 75 000 руб./ год;

– затраты на смазочные материалы 7 500 руб./год;

– затраты на износ шин 5 400 руб./год.

Затраты на содержание 1-го пожарного автомобиля составят:

СПА = 25 000 + 160 000 + 140 000 + 75 000 + 7 500 + 5400 = 412 900 руб.

Средняя годовая заработная плата личного состава, обслуживающего один основной ПА состоит из:

- штатной численности личного состава для одного основного пожарного автомобиля (20 чел.)

- заработная плата за год одного работника пожарной охраны 12 000 руб.

С ЗП = 20 х 12 000 = 240 000 руб./год

Суммарные годовые затраты на содержание и эксплуатацию одного основного ПА составят:

П i = 412 900 + 240 000 = 652 900 руб.

По существующему варианту суммарные затраты на годовое содержание и эксплуатацию основных ПА в среднем составляют:

ПН = 6 х П i = 6 х 652 900 = 3 917 400

ПН – созданная ПЧ

ПН = 6 х П i = 6 х 652 900 = 3 917 400 руб.

Общая сумма затрат на создание и содержание второй пожарной части составит:

1. Приобретение 6 ПА = 15 000 000 руб.

2. Строительство пожарного депо = 54 000 000 руб.

3. Содержание второй пожарной части = 3 917 400 руб.

4. Итого средняя сумма содержания составит: 73 000 000 руб.

Удовлетворительной работа пожарных считается в случае, если пожары тушатся в тех объемах, которые они приняли к моменту прибытия первых пожарных подразделений. Это не относится к крупным и уникальным пожарам, общее количество которых не велико. Основная масса пожаров тушится первым стволом или в пределах очага. Основываясь на этом утверждении, можно сделать вывод, что одним из факторов, влияющих на размеры прямого ущерба от пожара, является время свободного развития пожара (τсвоб. ).

Приведенные в третьей главе статистические данные по пожарам произошедшим на территории Республики Алтай за последние пять лет свидетельствуют о том, что:

1. Прямой ущерб от всех пожаров (У пож.) составил 41 011 109 рублей.

· в городе - 5 478 793 рублей;

· в сельской местности – 35 441 316 рублей.

2. . Общее количество пожаров (Nпож. ) - 2219, при этом:

· в городе - 626;

· в сельской местности - 1593.

3. Среднее время прибытия (τприб.) подразделений ГПС за 5 лет составляло:

· в городе - 11,6 минуты;

· в сельской местности - 22,9 минуты.

4. Среднее время локализации пожара (τлок. пож..):

· в городе - 12,1 минуты;

· в сельской местности - 15,5 минуты.

5. Среднее время тушения пожара (τтуш. пож..):

· в городе - 44,2 минуты;

· в сельской местности- 77,8 минуты.

6. Среднее время свободного горения пожара (τсв. гор. пож..):

· в городе - 10,8 минуты;

· в сельской местности- 28,6 минуты.

7. Нормативное время прибытия согласно технического регламента τнорм. :

· в городе - 10 минут;

· в сельской местности - 20 минут.

Из приведенных выше данных видно, среднее время прибытия время прибытия первого пожарного подразделения в городе и в сельской местности ниже нормативного. Целесообразно провести расчеты по реагированию на пожары в городе, так как там находится крупный торгово – развлекательный комплекс.

Экономический эффект (Ээкон.) от снижения времени прибытия подразделений противопожарной службы к месту вызова можно посчитать следующим образом. Сначала найти удельный ущерб от одного пожара (У уд. [руб./мин]) за единицу времени:

У уд. = У пож / τ пож. ( №)

Так как количество пожаров происходящих в южном и северном районе города, в котором расположена существующая пожарная часть, одинаковы, а соответственно и ущерб от них, но время прибытия первого пожарного подразделения в северном районе составляет в среднем 10 мин., тогда как в южном 13,1 мин.

Ууд. = 5 478 793 /626/56 = 122,9 руб./мин.

∆У = У уд. х ∆τ ( №)

∆У = 122,9 х 3,1 = 381,01 руб.

∆У факт. = У уд. х ∆τприб. х Nпож. (№)

∆У факт. = 122,9 х 3,1 х 313 = 119 258,6 рублей

Э = ∆Уфакт. – К х Еп - Сэксп.

Э = 119 258,6 – (73 000 000 х 0,12) – 3 917 400 = - 12 558 141 руб.

То есть дополнительные затраты необходимые для доведения времени прибытия первого подразделения к месту вызова в городском поселении (не должно превышать превышает 10 мин., на основании требований ФЗ - № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», раздела 2 «Требования пожарной безопасности при проектировании городских и сельских поселений», статья 76, п. 3.) составят примерно 12,5 млн. рублей.

Не смотря на то, что у нас получился отрицательный экономический эффект от введения пожарной части – 12,5 млн. рублей год, введение второй пожарной части необходимо. В первую очередь это обусловлено тем, что расчеты проводились по средним показателям, а при данном виде вычислений возможны большие погрешности. Во – вторых, при введении второй пожарной части сократиться прибытие первых пожарных подразделений к месту пожара и этим достигнем снижения количества погибших и травмированных при пожарах людей (90 % погибших и травмированных до прибытия пожарных подразделений (Глава3)). Снижение социальных потерь от пожаров считается трудноизмеримым в рублевом эквиваленте и в данной работе не рассматривается.

Заключение.

Согласно статистических данных, на территории Республики Алтай за период с 2003 по 2007 год произошло 2219 пожаров, прямой материальный ущерб от которых составил 41 011 109 рублей. Произошедшие за данный период времени пожары послужили причиной гибели 119 человека и получили травмы 90 человек. По сравнению с предшествующей пятилеткой, рост числа пожаров в республике увеличился на 12,3% и как следствие этого, увеличился материальный ущерб от пожаров, а также гибель и травматизм людей.

В данной дипломной работе, ставилась цель: провести аналитическое исследование причин и условий, способствующих гибели и травматизму людей при пожарах в Республике Алтай за 2003 – 2007 гг., дать им современную оценку и по результатам исследования разработать эффективные управленческие решения, направленные на снижение пожарных рисков.

В процессе раскрытия темы дипломной работы дана социально-экономическая характеристика Республики Алтай, собран и проанализирован статистический материал о пожарных рисках и их последствиях на территории Республики Алтай, проведен анализ причин и условий, способствующих гибели и травматизму людей при пожарах за 2003 – 2007 гг. В ходе анализа отражены основные факторы рисков, приводящих к гибели и травматизму людей при пожарах. Впервые выполнен расчет индивидуального и коллективного риска гибели и травматизма людей, как при пожарах, так и от ЧС и дана оценка этих показателей для республики. Данные действия позволили определить наиболее опасные риски.

Проведенное аналитическое исследование имеет практическую значимость, так как информация, полученная в процессе исследования и предложенные, на ее основе, рекомендации могут использоваться при разработке плановых и перспективных мероприятий по снижению рисков гибели и травматизма людей при пожарах в Республике Алтай.

Список литературы:

1. Федеральный закон "О пожарной безопасности» № 69 – ФЗ от 12.12.95г.

2. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ;

3. ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»;

4. ГОСТ Р 12.3.047-98 «ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»;

5. Методические указания РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов*»;

6. ГОСТ 12.1.004-91. Система стандартов безопасности труда «Пожарная безопасность. Общие требования». - М. 1992г.

7. Абдурагимов И.М., Андросов А.С., Исаева Л.К. Процессы горения. М.: ВИПТШ МВД СССР. 1984. – 268 с.

8. Акимов В.А. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. / В.А. Акимов, В.В. Лесных, Н.Н. Радаев; МЧС России. – М.: Деловой экспресс, 2004 – 352 с.

9. Баратов А.Н., Андрианов Р.А., Корольченко А.Я. и др. Пожарная опасность строительных материалов. – М.: Стройиздат, 1988. – 380 с.

10. Баратов А.Н., Корольченко А.Я., Кравчук Г.Н. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. Изд.: в 2-х книгах: Кн. 1. М.: Химия, 1990. – 384 с.

11. Баратов А.Н., Корольченко А.Я., Кравчук Г.Н. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. Изд.: в 2-х книгах: Кн. 2 – М.: Химия, 1990. – 496 с.

12. Батарин К.К. Методы оценки пожарной опасности и противопожарных мероприятий – М. 1975 г. - 372 с.

13. Брушлинский Н.Н. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства. – М.: Стройиздат, 1988. – 413 с.

14. Брушлинский Н.Н., Исаева Л.К., Марьянов С.И., Семенов В.Л. Эколого-экономические аспекты неуправляемых процессов горения на примере пожаров в зданиях. – М.: ВИПТШ, 1998. – 12 с.

15. Брушлинский Н.Н., Шебеко Ю.Н., Болодьян И.А. Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование/ Под ред. Н.Н. Брушлинского и Ю.Н. Шебеко. – М.:ФГУ ВНИИПО, 2007. – 370 с.

16. Елисеева И.И. ,Юзбашев М.И. Общая теория статистики: Учебник /Под.ред чл. –корр. РАН И.И. Елисеевой. –4-е изд., перераб. и доп. –М: Финансы и статистика, 1999. – 480 с.

17. Кыдыев В.Э. Книга о Республике Алтай. Изд. «Юч-Сумер Белуха», г. Горно-Алтайск, 1999. – 275 с.

18. Методические рекомендации по подготовке дипломных проектов: Для слушателей ФРК. – М.: Академия ГПС МЧС России 2006 г. – 27 с.

19. Микеев А.К. Пожар. Социальные, экономические, экологические проблемы. – М.: Пожнаука, 1994. – 386 с.

20. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара: М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2000. - 361 с.

21. Пожары и пожарная безопасность в 1999 г: Статистический сборник. Под общей редакцией Е.А. Серебрянникова, А.В. Матюшкина.-М.:ВНИИПО, 2000. – 270 с.

22. Пожары и пожарная безопасность в 2002 – 2006 годах. Статистический сборник Под общей редакцией Н.П. Копылова – М.:ВНИИПО 2007 г. – электронная версия.

23. Присяжнюк Н.Л. Анализ и разработка показателей состояния противопожарной защиты. Авторская диссертация на соискание ученой степени к.т.н. – М, 1986г.

24. Приказ МВД России № 332. Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации. – М. 1994. – 25 с.

25. Приказ № 257 МВД России от 5 июля 1995г. Боевой устав пожарной охраны.

26. Учебное пособие / В.А. Акимов, В.Я. Богачев, В.К. Владимирский Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций /МЧС России. – М.: ИПП «Куна», 2004 – 312 с.

27. Доклад заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Гилетича А.Н. Надзор в сфере пожарной безопасности 15.052008 г./Международная научно – практическая конференция «Актуальные проблемы пожарной безопасности».

Дипломный проект выполнен мною самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

Отпечатано в 1-ом экземпляре.

Библиография 27 наименований.

Один экземпляр сдан в спецбиблиотеку.

"_____" ____________ 2008 г.

Леонтьев Юрий Борисович ___________________ (фамилия, имя, отчество) (подпись)

Наши рекомендации