Способы управления пожарными рисками.
В качестве основных определений в данной работе представлена терминология:
Пожарная опасность- опасность возникновения и развития неуправляемого процесса горения (пожара), приносящего вред обществу, окружающей среде, объекту защиты.
Пожарный риск- количественная характеристика возможности реализации пожарной опасности (и ее последствий), измеряемая, как правило, в соответствующих единицах.
Управление пожарным риском- разработка и реализация комплекса мероприятий (инженерно-технического, экономического, социального и иного характера), позволяющих уменьшить значение данного пожарного риска до допустимого (приемлемого) уровня.
Пожарная безопасность- состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков, связанных с этим объектом, не превышают их допустимых уровней.
Локальные рискихарактеризуют опасности, угрожающие таким объектам защиты как отдельные предприятия, транспортные средства и т.п.
Интегральные рискихарактеризуют комплекс опасностей, угрожающих таким большим и сложным объектам защиты как города, регионы, страны, включающим в себя как элементы здания, сооружения, различные предприятия, транспортные сети и т.д., то есть они суммируют все локальные риски, присущие этим системам.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.
Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Первичные меры пожарной безопасности -реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий. То есть, при их определении необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий.
В ходе исследования было установлено, что основные пожарные риски зависят от природных, техногенных и социальных факторов, т.е. они являются для города, отельного региона и даже всей земли случайными функциями многих переменных:
, (9)
где S - социальные факторы и причины пожаров, T - техногенные и N -природные факторы и причины.
Большинство из этих факторов и причин зависят от времени. Следовательно, все пожарные риски являются функциями времени :
. (10)
Схематично это представлено на рис. 5.4.
R - пожарный риск;
S - социальные факторы;
T - техногенные факторы;
N - природные факторы;
- время.
Рис. 5.4. Риск как функция нескольких переменных.
Управление пожарными рисками означает, что, воздействуя на указанные факторы, необходимо понизить значения рисков до приемлемых.
. (11)
Известно [15], что управление риском - это возможный путь к обеспечению безопасности. Управление риском, как система, состоит их двух подсистем: управляемой и управляющей подсистемы [2]. Предлагаемая блок-схема управления пожарным риском на предприятии (объекте, установке и т.п.) представлена на рис.5.5.
Основой управления пожарным риском является управление системой предотвращения пожара (СПП) и системой противопожарной защиты (СППЗ). Определенной i-ой СПП соответствует частота (λi) или вероятность (Рi (п)) возникновения пожара, приводящая к экономическим потерям, и вероятность (частота) пожара, приводящая к воздействию опасных факторов пожара (ОФП) на человека (Рic(п)). Каждой i-ой СППЗ соответствуют свои значения ожидаемых потерь (Уi(п)) и количество пострадавших людей определенной категории тяжести (Ni).
Рис.5.5. Блок-схема управления пожарным риском.
Изменяя СПП и СППЗ, т.е. количество и качество их элементов, мы изменяем меру возможности наступления события (λ) и меру последствий события (У, N), и, следовательно, уровень пожарного риска.
К выбору приемлемого экономического риска (Riэ (п)) целесообразно приступать после проверки объекта на соответствие требованиям нормативов по допустимой вероятности воздействия ОФП на человека (фактическая ≤ нормативной = 10 - 6 1/ год·чел).
Значение меры возможности наступления пожара и его последствий можно определять расчетно-аналитическим методом (например, по ГОСТ 12.1.004) или на основе статистической информации, используя при этом существующие методы теории статистики. Не приводя эти методы, отметим только то, что в качестве степени неопределенности исследуемых оценок может служить среднеквадратическое отклонение. Кроме того, определять ожидаемые значения рассматриваемых параметров необходимо с учетом показателя надежности (безотказности) систем или их элементов. Например, для отдельного элемента ППЗ ожидаемое значение потерь (У) можно определить по формуле
У= У1'Рвз +У2·(1-Рвз), (12)
где У1, У2 - среднее значение потерь от пожара при выполнении и невыполнении поставленной задачи рассматриваемым элементом ППЗ соответственно, руб.; Рвз - вероятность выполнения поставленной задачи элементом ППЗ.
При комплексном учете показателей надежности важно правильно определить зависимость (независимость) функционирования отдельных элементов СПП И СППЗ [4,5]. Интегральный эффект (Эи) определяется согласно МДС 21-3.2001. Опыт показал практическую возможность реализации изложенного подхода по оценке пожарных рисков и их оптимизации.
В сущности, все известные на сегодняшний момент меры, способы и методы обеспечения пожарной безопасности есть не что иное, как средства управления пожарными рисками, все изыскания и достижения о пожарах, все пожарно- технические разработки посвящены этому. Начиная со своего становления, человечество нередко страдает от пожаров, вызванных ударами молний или самовозгоранием веществ и материалов [20]. На заре зарождения риск возникновения таких пожаров был основным.
Однако после того как были созданы методы и системы молниезащиты, исследованы физические и химические аспекты процессов, приводящих к самовозгоранию веществ и материалов, и на их основе разработаны соответствующие рекомендации по предотвращению возникновения и развития данных процессов, количество такого типа пожаров стало заметно уменьшаться. Это и означает, что риски пожаров от ударов молний или самовозгорания уменьшились.
Далее можно рассмотреть вопросы управления пожарными рисками, обусловленными техногенным фактором. На втором месте по числу пожаров в России устойчиво находятся пожары, возникшие по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования разных типов. В 2006 году по этой причине произошло 19,98 % всех пожаров, при которых погибло 14,8 % всех жертв пожаров, а ущерб от этих пожаров составил 34,2 %.
Не смотря на то, что пожары возникли в технических системах и устройствах, но создавали, монтировали и эксплуатировали их люди. Поэтому правильнее причины таких пожаров относить к социо-техногенному фактору.
Риски возникновения и развития пожаров от электротехнических причин, безусловно, поддаются управлению (хотя и не в полном объеме).
Целый комплекс методов и устройств, включая специальные системы защиты от коротких замыканий (пожары от которых составляют значительную часть всех «электропожаров»), смогут существенно снизить значения пожарных рисков для всей этой группы пожаров.
Выявленную закономерность можно отнести и другим пожарам, причины, возникновения которых относятся к техногенному (точнее говоря, социо-техногенному фактору). Благодаря тому, что в последнее время все чаще стал изучаться вопрос рисков, есть вероятность того, что риски таких пожаров будут существенно уменьшены в будущем.
Значительно сложнее обстоят дела с управлением пожарными рисками, обусловленными социальным фактором. Здесь, к сожалению, перспективы успеха наименее очевидны (лучше сказать, наиболее мрачные).
Дело в том, что главным источником пожарной опасности на Земле является Человек, само человечество, его морально-нравственное несовершенство.
Парадокс заключается в том, что основная часть человечества (численность которого стремительно растет) инициирует возникновение и реализацию пожарной опасности, а существенно меньшая его часть пытается отражать эти угрозы, противостоять опасности возникновения и развития пожаров.
Пожарными рисками, обусловленными социальными факторами, управлять гораздо труднее, чем «природными» и «техногенными» пожарами. Поэтому крайне важно, осуществляя анализ пожарной опасности объекта защиты, в первую очередь определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, во вторую, дать оценку их текущим значениям, выявить допустимые значения для всех пожарных рисков. После этого необходимо подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском, и применяя их, обеспечить пожарную безопасность выбранного объекта.
Конечной целью управления рисками является уменьшение их значений, снижение их до приемлемых (для общества) уровней, что в результате повышает степень безопасности той или иной системы или объекта защиты. При этом необходимо понимать, что методы оценки и управления рисками могут быть самыми разными (в зависимости от природы опасности и характера исследуемого риска).
Таблица 5.3.
При исследовании риска обычно выделяют обычно три аспекта проблемы[14]:
ü анализ риска;
ü оценка риска;
ü управление риском.
Анализ риска есть не что иное, как выявление нежелательных событий, влекущих за собой реализацию опасности (например, пожара), анализ механизмов возникновения подобных событий, выявление и характеристика возможных негативных последствий реализации опасности.
Оценка риска - это процедура количественного определения его величины.
Целью оценки пожарного риска является определение уровня пожарной опасности объекта. Оценка пожарного риска это процесс, используемый для определения частоты и степени тяжести последствий реализации опасных факторов пожара для здоровья человека.
Управление риском - совокупность мероприятий, направленных на предупреждение и устранение причин аварий (пожаров) или снижение их последствий, т. е. практическая деятельность, направленная на снижение риска. Сюда же включаются нормативно-правовая деятельность и государственное регулирование пожарной безопасности. Содержание данной составляющей управления рисками рассмотрим подробнее.
Изменения, внесенные за последние пять лет, в нормативную правовую базу обеспечения пожарной безопасности (а, следовательно, и снижения пожарных рисков) на территории Российской Федерации, внесли серьезные изменения в организацию всего процесса, обозначили определенную иерархию управления рисками.
На основании требований Конституции Российской Федерации обеспечение безопасности (в том числе и пожарной) находится как в совместном ведении РФ и субъектов, так и решение данных вопросов возлагается на органы местного самоуправления.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» четко разграничил права и обязанности различных уровней власти по обеспечению пожарной безопасности.
Первоначально определим роль государства в системе управления пожарными рисками, для чего рассмотрим более подробно положения закона о пожарной безопасности [1].
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:
- разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;
- разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ;
- участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
- формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;
- создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, содержащихся за счет средств федерального бюджета;
- организация государственного пожарного надзора;
- организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок;
- утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу;
- установление общих принципов подтверждения соответствия;
- создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;
- организация тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации;
оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Кроме того, законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности. К вопросам местного значения муниципального значения:
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Иными словами положениями федеральных законов определено, что защитой населения от пожарных рисков, помимо федерации, обязаны заниматься органы местного самоуправления.
Оценка пожарных рисков.
Оценка пожарного риска должна включать в себя следующие взаимосвязанные этапы [15]:
¨ идентификация опасностей, характерных для рассматриваемого промышленного предприятия;
¨ определение перечня инициирующих аварийную ситуацию событий;
¨ анализ возможных аварийных ситуаций (включая установление частот их реализации);
¨ построение множества сценариев возникновения и развития аварийных ситуаций и аварий (построение логических деревьев событий);
¨ построение полей поражающих факторов, возникающих при различных сценариях развития аварии;
¨ оценка последствий воздействия опасных факторов на человека.
Основной задачей этапа идентификации опасностей является выявление и описание всех источников опасностей и сценариев их реализации.
Идентификация опасностей реализуется на основе проведения анализа основных и вспомогательных пожароопасных технологических процессов на промышленном предприятии, объемно–планировочных решений зданий и сооружений, компоновочных решений и конструктивных особенностей оборудования, определения количества людей, единовременно находящихся на территории объекта и вблизи него.
Для оценки пожарной опасности оборудования, установок, их элементов следует использовать следующие сведения:
¨ данные о наличии и виде горючих веществ и материалов, их количестве, физико-химических свойствах и показателях пожарной опасности;
¨ технологические параметры оборудования (давление, температура, уровни заполнения, материальные потоки) и подводящих/отводящих трубопроводов (диаметры, толщины стенок, расстояние до отсекающей арматуры);
¨ параметры исполнительных механизмов систем противоаварийной защиты (время закрытия и открытия запорной арматуры, надежность срабатывания, производительность насосов или других устройств аварийного опорожнения);
¨ геометрические характеристики взаимного расположения оборудования и его элементов, привязка единицы оборудования на местности;
Определение перечня инициирующих аварийную ситуацию событий проводится с целью выявления возможных причин и мест возникновения аварийной ситуации. Рассматриваются события, реализация которых может привести к образованию горючей среды и появлению источника зажигания.
При идентификации опасностей и определении перечня инициирующих аварию событий должен выполняться анализ достаточности для количественной оценки риска информации о промышленном предприятии и его проектных и технических решениях.
Решение вопроса о достаточности информации осуществляется на основе сопоставления данных, содержащихся в проектной документации промышленного предприятия, и исходных данных, необходимых для проведения анализа процессов возникновения аварий и воздействия их поражающих факторов на персонал и население.
Наиболее вероятными инициирующими аварийную ситуацию событиями на промышленных предприятиях с пожароопасными технологическими процессами следует принимать следующие [5]:
¨ выход параметров технологических процессов за критические значения, который вызван нарушением технологического регламента (например, перелив топлива при сливо-наливных операциях, разрушение оборудования вследствие превышения давления по технологическим причинам, появление источников зажигания в местах образования горючих газопаровоздушных смесей);
¨ разгерметизация технологического оборудования, вызванная механическим (влиянием повышенного или пониженного давления, динамических нагрузок и т. п.); температурным (влиянием повышенных или пониженных температур) и агрессивным химическим (влиянием кислородной, сероводородной, электрохимической и биохимической коррозии) воздействиями;
¨ механическое повреждение оборудования в результате ошибок персонала, падения предметов, некачественного проведения ремонтных и регламентных работ и т. п. (например, разгерметизация оборудования или выход из строя элементов его защиты в результате повреждения при ремонте или столкновения с железнодорожным или автомобильным транспортом).
Анализ возможных аварийных ситуаций проводится с целью выявления указанных ситуаций и установления частот их реализации.
Выявление аварийных ситуаций осуществляется на основании изучения[12]:
¨ структуры промышленного предприятия, пространственного размещения его элементов;
¨ основных операций, осуществляемых на промышленном предприятии, технологических схем, используемого оборудования;
¨ перечня веществ и материалов, применяемых на промышленном предприятии;
¨ перечня основных опасностей, характерных для рассматриваемого промышленного предприятия;
¨ перечня инициирующих аварию событий;
¨ отказов оборудования, имевших место на практике ранее;
¨ данных по надежности используемого оборудования;
¨ возможных ошибочных действий персонала;
¨ местных метеорологических и географических характеристик.
Для выявления аварийных ситуаций рекомендуется осуществить деление технологического оборудования (технологических систем объекта) на участки. Указанное деление осуществляется, исходя из возможности раздельной герметизации этих участков при возникновении аварии. Рассматриваются аварийные ситуации, как на основном, так и вспомогательном технологическом оборудовании. Кроме того, необходимо учесть возможность возникновения пожара в административных зданиях, производственных, складских, а также помещениях для вспомогательного технологического оборудования.
В перечне аварийных ситуаций применительно к каждому участку, технологической установке, зданию и сооружению промышленного предприятия выделяются группы аварийных ситуаций, которым соответствуют одинаковые модели возникновения и развития аварии.
При анализе аварийных ситуаций, связанных с разгерметизацией технологического оборудования, следует рассмотреть утечки при различных диаметрах истечения (в том числе максимальные – при полном разрушении оборудования или подводящих/отводящих трубопроводов).
После выявления аварийных ситуаций следует установить величины частот их реализации. Для установления частот реализации аварийных ситуаций могут использоваться статистические данные по аварийности или расчетные данные по надежности технологического оборудования, соответствующие специфике объекта оценки риска.
Информация о частотах аварийных ситуаций (в том числе возникших в результате ошибок персонала), необходимая для оценки риска, может быть получена непосредственно из данных о функционировании исследуемого объекта или из данных о функционировании других подобных объектов.
Для построения множества сценариев возникновения и развития аварийных ситуаций и аварий используется метод логических деревьев событий (далее - логических деревьев).
Логическое дерево событий предназначено для графического отображения общего характера развития возможных аварийных ситуаций и аварий с отражением причинно-следственной взаимосвязи событий в зависимости от специфики опасности объекта оценки риска с учетом влияния на них, имеющихся защитных мероприятий и является основой для оценки риска. Сценарий возникновения и развития аварийной ситуации и аварии на логическом дереве отражается в виде последовательности событий от исходного до конечного события (ветвь дерева событий).
При построении логического дерева событий следует использовать:
¨ условную вероятность реализации различных ветвей логического дерева событий и перехода аварии в ту или иную стадию развития;
¨ вероятность срабатывания соответствующих средств предотвращения или локализации аварии (принимается по имеющейся статистике или по паспортным данным оборудования);
¨ вероятность поражения расположенного в зоне аварии технологического оборудования и сооружений промышленного предприятия в результате воздействия на них опасных факторов пожара.
При построении полей поражающих факторов, возникающих при различных сценариях развития аварии, следует рассмотреть следующие опасные факторы пожара:
¨ тепловое излучение при факельном горении, пожарах проливов и огненных шарах;
¨ избыточное давление и импульс волны давления при сгорании газопаровоздушной смеси в открытом пространстве;
¨ избыточное давление и импульс волны давления при разрыве сосуда в результате воздействия на него очага пожара;
¨ избыточное давление при сгорании газопаровоздушной смеси в производственном помещении;
¨ концентрацию токсичных компонентов продуктов горения в помещении;
¨ снижение концентрации кислорода в воздухе помещения;
¨ задымление атмосферы помещения;
¨ среднеобъемную температуру в помещении;
¨ осколки, образующиеся при взрывном разрушении элементов технологического оборудования;
¨ расширяющиеся продукты сгорания при реализации пожара - вспышки.
Для оценки опасных факторов аварий с пожарами следует учитывать физические явления, протекающие при таких авариях. Анализ проводится на основе математического моделирования этих явлений. Следует рассмотреть следующие процессы, возникающие при аварии или являющиеся ее последствиями (в зависимости от типа оборудования и обращающихся на предприятии веществ):
¨ истечение жидкости из отверстия;
¨ истечение газа из отверстия;
¨ двухфазное истечение из отверстия;
¨ растекание жидкости при разрушении оборудования;
¨ выброс газа при разрушении оборудования;
¨ формирования зон загазованности;
¨ сгорание газопаровоздушной смеси в открытом пространстве;
¨ разрушение сосуда с перегретой легковоспламеняющейся жидкостью, горючей жидкостью или сжиженным горючим газом;
¨ тепловое излучение от пожара пролива или огненного шара;
¨ «пожар – вспышку»;
¨ образование и разлет осколков при разрушении элементов технологического оборудования;
¨ испарение жидкости из пролива;
¨ образование газопаровоздушного облака (газы и пары тяжелее воздуха);
¨ сгорание газопаровоздушной смеси в технологическом оборудовании или производственном помещении;
¨ пожар в помещении;
¨ факельное горение струи жидкости и/или газа;
¨ тепловое излучение горящего оборудования;
¨ вскипание и выброс горящей жидкости при пожаре в резервуаре.
Для оценки последствий аварий с пожарами следует произвести сопоставление величин опасных факторов пожара с критериями поражения указанными опасными факторами людей, зданий, сооружений и оборудования.
Для оценки пожарного риска следует использовать, как правило, вероятностные критерии поражения людей и окружающих зданий, сооружений и оборудования опасными факторами пожара. Детерминированные критерии используются при невозможности применения вероятностных критериев [15].
Детерминированные критерии показывают значения параметров опасного фактора, при которых наблюдается тот или иной уровень поражения людей или разрушения окружающих зданий, сооружений и оборудования.
В случае использования детерминированных критериев условная вероятность поражения принимается равной 1, если значение критерия превышает предельно-допустимый уровень, и равной 0, если значение критерия не превышает предельно допустимый уровень поражения людей, или разрушения окружающих зданий, сооружений и оборудования.
Вероятностные критерии показывают, какова условная вероятность поражения людей или разрушения зданий, сооружений и оборудования при заданном значении опасного фактора пожара.