Для обучающихся 1 -4 классов
Рабочая программа
по курсу
«Мои первые проекты»
(внеурочная деятельность)
Для обучающихся 1 -4 классов
Мельниково 2011
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
2.системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
3.непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно - исследовательской деятельности;
4. взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;
5.принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования;
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения в каникулярное время (как внеурочное занятие)
Вариативность Программы.
Особенностью Программы является её вариативность. Учительвправе
- выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках каждого года обучения
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов(индивидуальных, коллективных или групповых)
Содержание Программы
При выборе содержания Программы мы руководствовались следующим:
1. Спирально - концентрическим расположением материала, то есть расширением и углублением того базового уровня, который дается еще в 1 классе и который так необходим для овладения проектно - исследовательской деятельностью.
2. Определенным Базовым уровнем владения проектно - исследовательской деятельности. При этом мы должны помнить, что выполнение проекта складывается из трех этапов:
-разработка проекта;
-практическая реализация проекта;
-защита проекта.
Каждый из этих этапов имеет свое содержание, которое мы представляем в следующей таблице:
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект | |
1-й этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? |
|
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел |
|
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? |
|
Содержание программы. 1 класс. (34 часа)
Введение.
Кто такие исследователи. Кто такие проектировщики. Известные русские и зарубежные проектировщики и исследователи. Зачем надо заниматься исследования и проектированием. Чем школьное проектирование и исследование отличается от научного и что у них общего.
Представление проекта, его защита, анализ и корректировка.
Защитная речь и требования к ее составлению. Презентация устная и письменная. Требования к презентации. Компьютерная поддержка презентации и требования к ее исполнению. Рефлексия эмоциональная и содержательная. Анализ работы по заданным учителем вопросам. Выход на дальнейшие планы, исходя из итогов проделанной работы.
Заключение.
Подведение итогов за год совместно с учителем и родителями. Диагностика определения уровня обученности первоклассников проектной деятельности. Анализ результатов этой диагностики. Планы на следующий учебный год.
Общее количество выполненных проектов за год- три: два коллективных (в том числе, работа в группах в рамках коллективного проекта) и один индивидуальный.
Содержание программы 2 класс (34 часа)
Что такое исследование (2ч)
Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Гипотеза исследования (2ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Эксперимент (2ч)
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.
Работа в паре (2ч)
Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе (3ч)
Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация (3ч)
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите исследовательской работы (4ч)
Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ (2ч)
Урок-конференция.
Содержание программы 3 класс (34 часа)
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч)
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Оформление работы на компьютере (2ч)
Работа с компьютером. Презентация.
Требования к оформлению работы (2ч)
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Подготовка текста защиты проекта (2ч)
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.
Подготовка презентации (2ч)
Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Выдвижение гипотез (2ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Сбор материала (2ч)
Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
Обработка информации (2ч)
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Требования к оформлению работы. Повторение (1ч)
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Оформление работы на компьютере (2ч)
Правила работы за компьютером..
Подготовка текста защиты проекта (2ч)
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.
Подготовка презентации (2ч)
Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты.
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: · Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); · Целеполагать (ставить и удерживать цели); · Планировать (составлять план своей деятельности); · Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); · Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; · Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
4.Учебно-методическое обеспечение.
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная
школа, 2003г. № 12.
8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1
11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»
// “Завуч” 2001г. № 1
12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.
14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- Интернет;
Тематическое планирование для 1 класса.
№ | Дата | Тема урока | Универсальные Учебные Действия | Форма проведения урока | Продукт проектирования | Р.Р. | ТСО |
1. | Кто такие исследователи и проектировщики, что и зачем надо исследовать и проектировать. | Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся мотивировать свой труд на уроке. Учимся задавать вопросы учителю и себе. | Урок – игра с введением диалога и беседы | Рисунок «Я -исследователь» | Ответ на вопрос «Вопрос, который я задаю себе» | -Фрагменты видеофильмов о детях и животных- малышах, которые познают мир -составление мозаики на интерактивной доске | |
Какой разнообразный окружающий мир Природы (флора и фауна) | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся наблюдать за природой и делать элементарные пометы в рабочих тетрадях по итогам наблюдений. Учимся вслушиваться и всматриваться в природу и собирать в природе материал. | Экскурсия в природу | -гербарий -интересные природные находки -фотографии и т.д. | -Стихи о разнообразии мира -пословицы и поговорки -кроссворды и викторины | Фотоаппарат видеокамера | ||
3. | Что мне интересно в окружающем мире природы. (по итогам экскурсии в природу) | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют. Учимся делать элементарные записи в «Тетради исследователя - проектировщика» | Урок - диалог, | Записи в рабочей тетради | компьютер | ||
4. | Учимся наблюдать опыты за явлениями природы (погода,облака, небо, тучи, ветер, осадки и т.д.) | Учимся целеполаганию И выстраиванию задач урока Учимся наблюдать и делать пометы в черновиках по ходу наблюдений за опытами | Урок- экскурсия на метеостанцию (совместно с родителями) | Фотогра- фирование и видеосъемка | Работа с видеокамерой и фотоаппаратом | ||
5. | Опыты, опыты, опыты | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся проводить простейшие опыты и рассказывать о способах их проведения. Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования и делать элементарные записи- пометы в « Тетради исследователя» | Урок-диалог | Фоторепортаж (совместная индивидуальная работа детей и родителей) | Стихи о явлениях природы - пословицы о явлениях природы -загадки, ребусы | Видеосъемка по материалам экскурсии на метеостанцию | |
6. 7. | Проект и его обдумывание: мотивация - тема-цель- гипотеза-конечный продукт Выбираем и обдумываем наш общий проект. | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования: -проект - -мотивация -тема в виде вопроса- проблемы (например, «Почему листья осенью меняют зеленый цвет и становятся разноцветными» -цель -задачи -гипотеза -конечный продукт проектирования -оформление «Ежик» Учимся слышать и слушать учителя о предлагаемом им своем годовом проекте «Рабочая тетрадь исследователя- проектировщика» и той помощи и сотрудничества, которую он ждет от учащихся и их родителей в течение учебного года. Учимся целеполаганию и выстраиванию Задач урока. Практическая работа над целью, проблемой, гипотезой, звездочкой обдумывания общего проекта | Урок- беседа Урок- практикум | Шаблон «Ежик» | Краткие записи в «Рабочей тетради» | Интерактивная доска и компьютер | |
8. | Намечаем план-схему выполнения проекта(«Звездочка обдумывания») | Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. Учимся составлять «Звездочку обдумывания» | Составление «Звездочки обдумывания» по теме выбранного проекта | Записи в «Рабочей тетради» | |||
9. | Какой разнообразный мир книг! | Учимся выбирать нужные книги по теме проекта, Учимся ориентироваться в мире книг в библиотеке. | Урок – экскурсия в школьную библиотеку | Что такое презентация. Устная презентация: «Книга, которую я предлагаю для работы над темой проекта И почему» | Рассказ « Моя любимая книга» Стихи, пословицы, загадки о книге | ||
10. | Я в мире книг Книги- помощники исследователей. | Учимся выбирать из книги нужный материал по теме проекта и делать закладки, пометы карандашом, выписки в рабочую тетрадь. | Урок- поиск | Что такое презентация. Составление Презентации о книгах, которые помогают в исследовании и проектировании На общую тему | Мини-рассказ (презентация) о книгах(книге), которые мне помогут в проектировании нашей темы | компьютер | |
11. | Возможности компьютера в добывании материалов по теме проекта | Учимся работать с Интернетом. Учимся запрашивать в Интернете материалы по теме проекта. Учимся оценивать найденную информацию по теме исследования | Урок- игра | Самооценка и взаимооценка найденных в Интернате материалов по теме исследования | компьютер | ||
12. | Обращаемся к опыту знающих людей | Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования Учимся простейшим формам оформления полученных ответов на заданные вопросы в рабочих тетрадях | Урок- интервью У приглашенного на урок знатока темы проекта | Видеосъемка и запись на мобильник и видеокамеру | Оформление полученных сведений в рабочей тетради | ||
13. | Составление технологической карты работы над проектом | Учимся обобщать полученные материалы из разных источников, Классифицировать их, сравнивать, анализировать. Учимся составлять технологическую карту работы над проектом | Урок-конструктор | Интерактивная доска | |||
14. | От замысла к конечному продукту (Работаем над реализацией замысла проекта по технологической карте) | Учимся практическому освоению замысла и работе по технологической карте | Урок- практикум | ||||
15. | Важно: уметь защитить свой проект | Понятие о защитном слове и его значимости. Требования к защитному слову. Учимся слушать образец защитного слова. Учимся видеть и анализировать культуру устного выступления. Учимся умению и культуре задавать вопросы защищающемуся со своим проектом | Урок-эталон | Записи в рабочей тетради «Правила Защитной речи» | Компьютер Интерактивная доска | ||
16,17 | Готовим защитную речь по теме проекта | Учимся устному высказыванию по опоре и выполнению требований к защитной речи. Учимся работать в команде. | Урок-практикум Урок- тренинг | Устное монологическое коллективное высказывание -защитная речь по теме проекта | |||
18,19 | Без презентации Защитная речь бедна и бледна | Требования к компьютерной презентации. Учимся делать презентацию к составленному тексту. Учимся показывать презентацию к составленному тексту защиты проекта | Урок- практикум Урок- тренинг | Интерактивная доска | |||
20. | Защита коллективного проекта | Учимся слышать и слушать. Учимся публично выступать. Учимся представлять компьютерную презентацию. Учимся задавать вопросы и отвечать на них Учимся работать в команде | Урок- публичное выступление перед родителями и первоклассниками 1-Б класса | Презентация проекта | Монологическая речь при предъявлении защитной речи. | ||
21. | Анализ и корректировка проделанной работы над проектом | -Что такое анализ, рефлексия и корректировка своей деятельности. Учимся элементарным навыкам анализа проделанной работы по поставленным учителем вопросам Учимся делать выводы и обобщать, подводить итоги. Учимся из проделанной работы планировать дальнейшую проектно-исследовательскую деятельность | Урок- вертушка | Устные высказывания по предложенным вопросам | |||
22-30 | Мой личный проект и работа над ним совместно с учителем | Учимся под руководством учителя и самостоятельно создать свой проект на выбранную учеником тему, пройдя все этапы его создания и защиты | Уроки- практикумы и уроки -консультации | Работа в «Рабочей тетради» на всех этапах | |||
30-31 | Корректировка дополнений, внесенных учащимися и их родителями в проект учителя «Рабочая тетрадь юного исследователя- проектировщика» | Учимся коллективно обсуждать представленные материалы, всупать в диало, отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и друг друга | Проект Рабочая тетрадь юного исследователя- проектировщика для 1 класса» | Устные суждения- высказывания | |||
Мы-проектировщики | Учимся подводить итоги и систематизировать | Урок- итоговая игра | Совместное творчество | Стихи, пословицы,вопросы- ответы и т.д. | Компьютер |
Рабочая программа
по курсу
«Мои первые проекты»
(внеурочная деятельность)
для обучающихся 1 -4 классов
Мельниково 2011