Обоснование выбора методов контроля

Для диагностирования технического состояния ЛЧ МГ необходимо использовать комплекс методов, позволяющих получить необходимую информацию об объекте.

На разных этапах диагностических обследований должны использоваться соответствующие методы измерений, обеспечивающие получение необходимых данных; при этом следует иметь в виду, что каждый из существующих методов диагностирования в отдельности позволяет получить лишь частные параметры тех или иных дефектов или параметров объекта и не позволяет дифференцирование оценить техническое состояние объекта.

Выбор методов и средств диагностирования обуславливается также конструктивными решениями трубопроводной системы (наличием узлов пуска-приема поршней, радиусом кривизны отводов, изменением диаметра трубопровода, видом прокладки), сроком службы трубопроводов, природно-климатическими условиями, наличием измерительных средств, возможностями транспорта и тому подобными факторами.

Техническое диагностирование различных трубопроводных систем и их элементов должно производиться различными методами и средствами с учетом: значимости газопроводов; технического состояния конкретных участков; обеспечения безопасности объектов, расположенных вблизи газопроводов в местах переходов через железные и автомобильные дороги, реки, густонаселенные и промышленные зоны и др.; экстремальных условий прокладки (многолетнемерзлые грунты, болота, склоны, сейсмические районы, засоленные грунты) наиболее ответственных и напряженных участков, а также участков, представляющих повышенную опасность, с развивающимися дефектами и повреждениями.

Методы контроля

Методами контроля технического состояния ЛЧ МГ являются:

- аэрокосмическая съемка трасс магистральных трубопроводов с использованием цветной, многозональной, инфракрасной, радиочастотной и других методов съемки. Эта съемка позволяет оценить состояние и динамику развития геологических и биологических процессов на трассах (обводнение, осушение, изменение покрова и др.), а также инженерных сооружений, дорог, насыпей, трубопроводов и др.;

- вертолетные обследования визуальные и со съемкой телевидеоаппаратурой, позволяющие оценить состояние наземных и надземных трубопроводных систем, особенно в Северных и горных условиях;

- контроль потенциала катодной защиты трубопроводных систем, осуществляемый при наземных обследованиях и с вертолетов;

- пропуск внутритрубных снарядов ("ультраскан", "калипер" и др.) для оценки и измерения коррозионных дефектов на внутренней и наружной поверхности труб, а также наличия вмятин и овализации;

- наземное обследование отдельных участков трубопроводов с использованием методов неразрушающего контроля (УЗД, толщинометрия, твердометрия, акусто-эмиссионная диагностика и др.);

- обследование с судов подводных трубопроводов с использованием гидроакустических профилемеров;

- лабораторные исследования свойств материалов, сварных соединений, изоляционных покрытий и др. путем вырезки образцов при авариях и проведении ремонтных работ;

- наземные обследования с применением транспортных средств, пеших обходов, шурфования, специальных исследований;

- наземные исследования деформативности подземных, наземных и надземных участков трубопроводов с использованием геодезических и лазерных средств;

- водолазные обследования дюкерных переходов трубопроводов;

- визуальное обследование внутренней части трубопроводов и арматуры с помощью оптико-волоконных средств;

- рентгеновские, ультразвуковые и магнитографические методы контроля сварных швов при строительстве и ремонте трубопроводных систем;

- испытание и переиспытание участков трубопроводов гидравлическими или пневматическими методами внутренним давлением.

- автоматизированные телеметрические системы. На особо ответственных участках ЛЧМГ, требующих постоянного контроля, создаются автоматизированные телеметрические системы. Автоматизированными телеметрическими системами оснащаются компрессорные и нефтеперекачивающие станции, станции охлаждения газа, сложные дюкерные и надземные переходы, подземные участки трубопроводов, расположенные на льдистых вечномерзлых грунтах, и другие ответственные участки и элементы трубопроводных систем.

Вопросы

1. Чем определяется выбор методов контроля? Есть ли универсальные методы?

2. Какие из вышеназванных методов относятся к неразрушающим и разрушающим методам контроля?

3. Когда и какими средствами можно обеспечить визуальный контроль на линейной части?

Наши рекомендации