Изучение ответных действий после второй защиты

Их всего три. Составляются три фразы, в которых начальная ата­ка должна быть принята на вторую защиту, а ответами будут: в пер­вой фразе — укол вниз, во второй — удар по правому боку, а третий

удар — с кругом по голове. После того как будут проработаны все ответные атаки и защиты от них, можно перейти к построению бо­лее длинных фраз в шесть, восемь, а иногда и в двенадцать темпов, в разнообразных сочетаниях, в виде действий на подготовку атаки, с захватами, толчками и пр.

Особое внимание при разучивании фраз следует уделить не толь­ко их техническому совершенству, но и работе над логикой пост­роения движений, исходя из содержания пьесы и внутреннего обо­снования своей роли в данной ситуации. Важно, чтобы, несмотря на увеличение скорости, укрупнение амплитуды движений, не была потеряна логика поведения, поскольку только она придает схватке правдоподобность.

Второй задачей при работе над фразой будет работа над техникой исполнения. Фраза представляет собой цепочку дробных действий с большим количеством движений. Сначала фразу делят на отрезки, с включением в них не более двух-трех сочетаний. Затем, когда они разучены, они складываются в цельную комбинацию.

Существует методический прием создания фразы. Вначале изу­чаются первые четыре-пять движений, которые отрабатываются до полуавтоматизма. Потом к ним добавляются следующие три-четыре приема и также доводятся до полуавтоматизма и т. д. После того как движения, составляющие фразу, стали привычными, следует при­ступить к еще более высокой форме тренировки — переводить тех­нически оттренированные движения на уровень действия, то есть внутреннего обоснования приемов.

Методика тренировочной работы по сценическому фехтованию предлагает три варианта решения этой задачи.

I вариант. Смена партнеров

Этот методический прием начинается с момента, когда появилась комбинация — фраза, состоящая не менее чем из четырех темпов. Как известно, с каждым новым партнером у фехтующего обязатель­но возникает новое эмоциональное самочувствие. Это объясняется реакцией фехтующего на другие внешний вид, лицо, темперамент, уровень техники, силу, воздействие на оружие, аплитуду движений, связанных с особенностями нового партнера.

Эти обстоятельства непроизвольно повышают уровень внимания фехтующего и требуют более точного поведения, поскольку новый партнер всегда опаснее, чем постоянный. Наличие ошибок при рабо­те с новым партнером свидетельствует о недостаточной технической подготовленности фехтующего. В этом случае следует вернуться к ос­новному партнеру и доработать с ним технику исполнения приемов.

II вариант. Повышение скорости исполнения

Фехтовальная сцена не может быть достоверной при нарочито за­медленном исполнении комбинации. Следует добиваться скорости выполнения приемов со своим партнером, что точнее и менее опас­но. Повышение темпа может быть достигнуто включением в тренинг музыкального сопровождения в момент выполнения комбинации. Если в начале тренинга исполнение приемов идет под музыкальное сопровождение в четвертях и при темпе 60 ударов в минуту, то в ре­зультате постепенного ускорения скорость может быть доведена до 120 ударов в минуту.

Это будет соответствовать выполнению двух фехтовальных тем­пов в секунду. Для облегчения исполнения можно пользоваться мет­рономом, который иногда помогает как исполнителям, так и музы­канту. Музыкальное сопровождение может быть заменено хлопками или подсчетом преподавателя. Подобный тренинг — это тренинг только механический, однако он приводит к резкому снижению эмо­циональности.

III вариант. Основной вид тренировки

В этом виде тренировки темп, достигнутый со своим партнером, должен сохраниться и при смене партнера. Смена происходит пос­ле каждого повторения комбинации. Эти обстоятельства заостряют внимание к партнеру, возникает резкое повышение эмоционально­сти, как по линии физиологической нагрузки (темп), так и по творче­ской линии.

Таким образом, студенты овладевают не только технологией сце­нического боя, но и находят в нем верное эмоциональное самочув­ствие. Музыкальное сопровождение должно быть только фоном — это позволяет каждой паре действовать в своем темпоритме.

По мере накопления техники приемов, особенно к концу учебно­го года, время, отводимое на этот тренинг, постепенно увеличивает­ся, заполняя всю основную часть урока.

Индивидуальные упражнения

Эти упражнения используются, когда надо показать какой-то сложный фехтовальный прием, возможный только в парном соче­тании. В этом случае преподаватель, заняв место одного из фехту­ющих, медленно выполняет требуемые действия. Затем переходит на место второго партнера и снова повторяет комбинацию, исполняя уже другую партию, сопровождая показ объяснением.

Иногда для уточнения защиты педагогу приходится действовать с повышенной активностью в нападении, для того чтобы вызвать у студентов нужную по точности и активности защитную реакцию.

Самостоятельная работа студентов

Эта форма обучения возможна только при достаточной подго­товленности студентов. Фехтовальная фраза, точно отработанная по командам педагога, оттренированная до нужной скорости, при пол­ном соблюдении техники безопасности предлагается ученикам для самостоятельного выполнения.

Зачастую ученики, ощутив безопасность сценического боя, забы­вают, что в подлинном бою чувство опасности почти никогда не поки­дало дерущихся, и это ощущение должно быть донесено до зрителя.

Первым условием, которое позволяет выполнить эту задачу, яв­ляется умение поддерживать нужную дистанцию в бою. В этом слу­чае отдаленность от противника будет непроизвольно поддерживать у зрителей ощущение опасности, возникающей в боевой схватке. Вторым условием будет задание на точность с соблюдением стиля поведения при выполнении боевых действий.

И третье условие — когда задание связано с повышением скоро­сти, но с обязательным выполнением первых двух заданий. Препо­даватель может предложить каждой паре придумать свою концовку боя или свою комбинацию сцены. Очень важно на режиссерских курсах давать задания, когда один фехтует с двумя, тремя и боль­шим количеством противников.

Эти формы обучения могут быть рекомендованы тогда, когда имеется достаточная степень оттренированности. Конечная форма в обучении — это самостоятельно созданные фехтовальные компо­зиции на заданную педагогом тему. При выполнении этого задания важным является требование к логике построенных приемов исхо­дя из сценического образа. Это требует предварительного создания сценария фехтовальной сцены. Курс обучения желательно закончить фехтовальным отрывком на драматургическом материале.

Глава XXXIV
ПОДГОТОВКА РЕЖИССЕРОВ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ

Необходимость подготовки режиссеров по сценическому фехтова­нию вызвана творческой и педагогической необходимостью. Для по­становки танцевального эпизода в спектакле режиссеру почти всегда удается пригласить балетмейстера. Режиссер, обученный танцеваль­ному искусству в объеме программы театрального вуза, все же пред­почитает не выполнять эту работу. Он дает балетмейстеру творческое задание и принимает танец, созданный этим специалистом.

При постановочной работе по сценическому фехтованию не всег­да можно прибегнуть к помощи специалиста. Иногда размер фехто­вальной сцены столь незначителен, что приглашение специалиста вообще представляется нелепостью. Кроме того, сцена, созданная самим постановщиком спектакля, будет всегда органичнее, чем со­зданная другим лицом.

К сожалению, приходится отметить, что режиссеры совсем не владеют техникой фехтовального сценического искусства. В редких случаях режиссеры, обстоятельно занимающиеся изучением сцени­ческого фехтования, овладевшие технологией, могут поставить фех­товальную сцену в спектакле, над которым работают.

В этом случае достигается единство композиции фехтовальной сцены с замыслом спектакля. Такая сцена не будет вставным номером. В процессе освоения основного курса режиссуры студенты овладева­ют умением раскрывать идейное содержание пьесы, ролей и на этой основе создавать интересную экспозицию спектакля. Однако бывает,

что конкретное сценическое выражение замысла, то есть создание зрительного образа оказывается доступно не всем.

Такие режиссеры полагаются на подготовленность самих актеров. Когда режиссер беспомощен, раздаются жалобы актеров на режис­сера, взявшегося за постановку пьесы, но совершенно не умеющего построить яркое, пластически интересное действие. Возникают жа­лобы на отсутствие помощи при создании пластического поведения персонажа и даже на отсутствие желания обстоятельно поработать над необходимой для актера выразительностью. Часто слышатся упреки в том, что режиссер не владеет арсеналом выразительных средств. Если в труппе актеры, пластически слабо подготовленные, то работа с таким режиссером им не приносит огорчения: огорчается зритель, которому показывают серое, неинтересное зрелище. Ссыл­ки на интуицию нелепы — человек делает только то, что он умеет. Умение представить, увидеть спектакль или отдельную сцену явля­ется режиссерской профессией.

На основе опыта педагогической и постановочной работы следует рекомендовать молодым режиссерам изучать технику сценического фех­тования и самостоятельно ставить фехтовальные сцены в спектаклях.

Такая работа принесет режиссеру двойную пользу. Стилевые осо­бенности и скульптурность в фехтовальной сцене потребует от него дополнительной работы по изучению пластических возможностей исполнителей. Это уже повышение режиссерской квалификации в теоретическом и практическом плане. Неожиданно возникающие на ходу репетиций пластические построения часто являются интерес­ными и нужными находками, пользуясь которыми режиссер может помочь исполнителю в новом и интересном решении образа.

Эта работа принесет пользу и в композиции мизансцен вообще, не связанных с фехтованием. Все это откладывается в режиссерском опы­те как активный запас выразительных средств. Работая над подбором фехтовальной техники, режиссер убеждается в необходимости отбирать конкретные, экономные и точные фехтовальные действия.

Законы пластической выразительности познаются при постановке фехтовальной сцены. Хорошо поставленный сценический бой разре­шает сущность драматического конфликта. Достаточно вспомнить, что бой между Меркуцио и Тибальтом превращает веселую лирическую

комедию в трагедию, что средствами боя разрешаются вековые конф­ликты, такие как гибель Макбета и смерть Гамлета.

Зритель любит смотреть хорошую фехтовальную сцену, он не ду­мает о том, что ему показывают только подобие настоящего боя — он хочет верить, что противники пытаются «убить» друг друга. При­сутствуя при этом, он становится как бы соучастником трагического события и обязательно сопереживает вместе с актерами.

В то же время стук клинком о клинок за кулисами — иногда выход из положения, порой это лучше, чем необходимость видеть, как не­сколько не умеющих фехтовать актеров бьют шпагой о шпагу, делая это на глазах у зрителя, наивно полагая, что ничего не понимающий зритель поверит в такое выражение искусства фехтования. Подобное исполнение фехтовальной сцены — проявление театрального брака.

Рассчитывать на то, что зритель сам будет фантазировать бой — нелепо. «Лишить спектакль сцены боя, не использовав все ее воз­можности, — значит обокрасть актеров и зрителя, понести сущест­венную художественную потерю»[5].

Режиссер должен владеть навыками сценического фехтования в большем объеме, чем актеры его театра. Он должен знать историю, уметь определять конструкцию оружия, необходимую для сцены, и правильно его подобрать.

Если в пьеса имеет сцены боя с репликами или музыкальным со­провождением, подбор приемов должен проходить в зависимости еще и от этих компонентов спектакля. Внимательное изучение пьесы и фех­товальных сцен позволит режиссеру глубже проникнуть в авторский замысел.

Глава XXXV
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ

Желая помочь режиссерам и фехтмейстерам в скорейшем овла­дении практическими приемами сценического боя, учебник предла­гает 34 полных конспекта занятий из расчета по одному 2-часовому занятию в неделю на III курсе института. Всего на практическое

овладение предметом выделено 68 часов. Распределение учебного материала в конспектах — это результат многолетнего опыта педа­гогов кафедры сценического движения Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне СПбГАТИ).

План занятий по сценическому фехтованию

Схема занятий состоит из вводной части, подготовительной и ос­новной. Заключительная часть занятия, как и вводная, представляет собой процесс подготовки группы к началу занятия или окончанию его. На обе эти части не следует тратить более 10-15 минут. Первые два-три занятия состоят только из обучения техники.

Начиная с четвертого и далее вводится вторая часть — подгото­вительная, решающая задачи подготовки костно-связочного и мы­шечного аппарата, используя для этого уже пройденный фехто­вальный материал, а именно: способы постановки в боевую стойку, передвижения, выпад и возвращение из него, простейшие сочетания выпадов с уколами или ударами (при условии, что техника этих при­емов уже в какой-то степени усвоена).

По мере изучения курса материал этого раздела постепенно уве­личивается. Использование во второй части занятия бытовых, а небоевых действий, безусловно, рекомендуется. Однако по времени, отведенном на занятия, эти упражнения не должны занимать бо­лее 10-15 минут. В третьей, основной части урока должны решать­ся вопросы совершенствования техники, тренаж и этюдная работа. В соответствии с этими задачами основная часть урока разбивается на три отрезка.

1.Изучение техники. Время отводится на изучение новых при­емов. Приемы изучаются параллельно с кратким повторением уже пройденных. Учебным материалом для изучения техники является содержание всего учебника, а именно: школа сценического фехтова­ния, историческое фехтование и бытовые действия. Изучение разде­ла «Школа» идет параллельно с первой частью бытовых действий, а «Историческое фехтование» — со второй.

2.Тренировочная работа. Техническим материалом для тренин­га являются приемы, хорошо освоенные ранее, в дополнение к тем, которые были пройдены в данном уроке. Постепенно приближаясь

к фехтовальной сцене, следует использовать и бытовые действия, но обязательно в их логической связи с боевыми. Изучая какой-либо вид исторического боя, не следует для второго отрезка урока брать другой вид исторического оружия, ранее изученный, смешивая их в одном уроке.

3. Этюдная работа. Освоенные приемы «Школы» или «Истори­ческого оружия» в сочетании с «Бытовыми действиями» позволяют преподавателю и студентам создавать вначале несложные композиции, но в полном соответствии с основной темой данного урока, а затем пе­реходить к постановочной работе над драматургическим материалом.

Планирование третьей части урока

Курс обучения бытовым действиям должен быть составлен так, чтобы он начинался примерно с третьего урока и был закончен к на­чалу апреля. Небольшие комбинации бытовых действий должны быть вставлены в «Школу и курс исторического фехтования» в це­лях их совершенствования. Сложность в изучении практического опыта заставила составителя учебника прибегнуть к двойной систе­ме изложения учебного материала.

Первой частью этой системы является точное описание техники. Приведены наиболее удобные командные слова. Предполагается, что педагог, желающий овладеть предложенным курсом, сам изучит элементы и целостное исполнение приемов, составляющих содержа­ние урока, а также освоит необходимые командные слова. Он дол­жен следовать методическим замечаниям, чтобы обратить внимание на те или иные особенности в технике приемов, на возможные ти­пичные ошибки и на соблюдение техники безопасности.

Второй частью в этой системе являются предложенные ниже конспекты, в которых изложен весь учебный материал. Отсутству­ют указания на количество повторений каждого упражнения — это зависит от скорости усвоения учениками техники приемов и опреде­ляется предварительной подготовленностью учеников, их трудоспо­собностью, дисциплиной и опытом преподавателя. В нормальных ус­ловиях, учитывая, что командные слова подаются под каждый прием (особенно на первых 8-10 уроках), повторять упражнения не следует более 3-4 раз.

ПЕРВЫЙ УРОК

Беседа (1 час)

Тезисы

1.Костюм для урока по фехтованию состоит из обычной одежды: из рубашки у мужчин и легкой футболки у девушек. Также необхо­димы трико или легкотянущиеся брюки. Обувь обязательно на рези­новой подошве, чтобы не скользили ноги.

2.До прихода педагога студентам категорически запрещается вста­вать друг против друга и выполнять импровизированные фехтоваль­ные движения — это опасно.

3.Задача обучения — научить фехтовать так, чтобы актеры могли самостоятельно не только сыграть сцену боя, но и поставить ее.

4.Содержание предмета сценического фехтования, его значение — в подготовке пластики актера.

Важное значение имеет психофизическая и ритмическая подго­товка для исполнения фехтовальной сцены. С помощью сценическо­го фехтования совершенствуются качества, необходимые на сцене: внимание, ритмичность, ловкость. К тому же оно тренирует такие навыки, как умение действовать в ограниченном пространстве и при постоянно меняющемся темпоритме, умение определить и за­острить задачи каждого партнера, ощущать и нести драматический конфликт; ведет к контролю над движениями при освоении фехто­вальных приемов, нейтрализация которых необходима в связи с от­сутствием защитных приспособлений на сцене.

Фехтовальные действия заставляют актеров существовать в ма­нерах, стилистически отражающих эпоху XVI-XIX столетий, что также важно для исполнения классических пьес.

В сценическом фехтовании нет ни одного абстрактного движе­ния. Все связанное с фехтованием — это активное действие начиная с самых первых шагов. Вне конфликта не может быть фехтовальной сцены. Сценический бой повышенно эмоционален и потому техни­чески опасен.

Первое полугодие отводится на изучение фехтовальной техники, которая называется «Школа сценического боя». Она больше всего походит на технику фехтования конца XVII столетия. Второе полу-

годие — так называемое «Историческое фехтование». В этом разде­ле изучается техника боя на рыцарском мече со щитом, двуручном мече, шпаге с дагой, шпаге с кинжалом, на кинжалах, ритуальные приемы и жесты.

Это помогает действовать в стиле определенной эпохи. Умение носить и пользоваться холодным оружием накладывало свой отпе­чаток на характер движений мужчин молодого и среднего возраста, а так как и женщины часто переодевались в мужское платье и, пу­тешествуя, сидели в мужском седле, то и они умели пользоваться оружием.

Как же оценить успеваемость студентов на экзамене по это­му предмету? Если студент технически верно выполняет фехто­вальные упражнения, то это равно оценке «удовлетворительно», если он умеет передать в своих действиях напряжение боя, тогда это оценка «хорошо». Если же мы увидим актерски убедительно сыгранную сцену боя и прекрасную технику, — только тогда это «отлично».

Практика (1 час)

1.Построение — в одну шеренгу. Расстояние между студента­ми — не меньше полуметра. Строиться по росту не обязательно.

2.По команде «Становись!» сделать полповорота влево, правая нога приподнимается и приставляется к середине стопы под прямым углом.

3.По команде «К бою!» — боевая стойка. Руки держать на поясе. Выполнить команду несколько раз.

4.«К бою!». Изучать технику движений: шаг вперед и шаг назад.

5.«К бою!». Осваивать технику передвижений: двойной шаг впе­ред и двойной шаг назад. Тренировать исполнение выученных пере­движений.

6.Учить технику передвижения скачок назад. Командовать: «К бою, шаг вперед, скачок назад, двойной шаг вперед, скачок назад, скачок назад, постучать, вольно!».

7.Объяснить, что в манере XVII столетия, если бой происходил на колюще-рубящих шпагах, то левую руку держали поднятой выше плеча (показать положение). Построение «К бою!», но уже с поднятой

левой рукой. Тренировать исполнение пройденных передвижений. Правую руку пока следует держать на поясе.

8.Учить технику выпада. При выполнении выпада левая рука отбрасывается вниз назад, вдоль туловища, ребром ладони к бедру, пальцы вытянуты. Уходя с выпада, вернуть руку в исходное поло­жение (левая рука помогает возвращению в боевую стойку, поэтому подъем руки должен быть активным). Командовать: «К бою, шаг впе­ред, шаг вперед, сделать выпад — але! (поправить ошибки). Вернуть­ся в стойку». Отрабатывать выполнение выпада.

9.Осваивать технику полной боевой стойки. Правильно поста­вить правую руку в боевое положение (ладонь вверх, пальцы вытя­нуты, локоть несколько согнут, кисть на уровне груди), левая рука поднята вверх, ноги — в положении боевой стойки. Объяснить, что положение боевой стойки XVII столетия — классическое в фехтова­нии. С этого момента по команде «К бою!» или «Закройсь!» следует принимать это положение.

Командовать: «К бою, шаг вперед, двойной шаг вперед, скачок назад, вольно!». Объяснить, что при выполнении выпада правая рука должна быть вытянута раньше, чем ноги перейдут к самому выпаду. По команде «Покажи укол!» вытянуть руку и по команде «Коли!» сделать выпад.

«К бою, покажи укол, закройсь, шаг вперед, двойной шаг вперед, покажи укол, закройсь, шаг назад, двойной шаг назад, покажи укол, закройсь, постучи, вольно!». Повторить эти упражнения несколько раз (порядок элементов надо менять).

ВТОРОЙ УРОК

Построение — в одну шеренгу. Повторить весь практический ма­териал первого урока сначала без оружия, затем предложить взять в руки шпагу, рапиру или эспадрон. Объяснить, что любой вид спор­тивного оружия для них, будущих актеров, заменяет средневековую шпагу, саблю, меч, ятаган и т. п. В зависимости от оружия меняется манера его держать. Несомненно, что, владея классической техни­кой, актер легко перейдет на технику любого другого вида холодно­го оружия.

1.Учить студентов верной манере держать шпагу. Проверить каждого из занимающихся, построив их в шеренгу, предложить взять шпагу левой рукой за железо (клинок), острие направлено концом назад вниз. Все виды холодного оружия носили обязательно в ножнах-футлярах, и возникшая в театрах традиция носить оружие «голым», без ножен, совершенно безграмотна. Ножны были приделаны к портупее, которая надевалась через плечо («наплечная». Так носили ее гражданские лица).

Объяснить, что холодное оружие состоит из клинка и эфеса. После объяснения приступить к выполнению практической части урока.

2.Командовать: «За шпаги, вынимай шпагу!». Учить технике действия «Убери шпагу в ножны!».

3.В стойке и передвижениях надо быть элегантным. Командо­вать: «К бою, шаг вперед, шаг вперед, покажи укол в грудь — коли, закройсь, скачок назад, постучи, вольно!».

4.Командовать: «К бою, шаг вперед, шаг вперед, шаг назад, шаг назад, покажи укол — коли, закройсь, вольно». Отрабатывать эти и подобные комбинации.

5.Для того чтобы убрать шпагу в ножны из положения боевой стойки, следует сделать специальное действие, называемое «Сбор!», состоящее из двух движений: подъема выпрямленной правой руки наклонно вверх с опусканием, в то же время левой руки вниз в сто­рону.

Затем, оставив руки в этом положении, выполнить второе движе­ние — подставить правую ногу перпендикулярно к левой, выпрям­ляя колени. Далее выполнять вкладывание шпаги в ножны по коман­де «Убери шпагу!». Тренировать эти действия.

6.Учить технике выполнения приветствия. (В спортивном фехто­вании это соответствует термину «салют».)

7.Командовать: «К бою!» и далее тренировать в самых различных комбинациях пройденный материал в передвижениях с выпадом.

8.Начинать последнее упражнение следует из положения «смир­но» и далее — «За шпаги, вынимай, к бою!» (тренаж в передвижени­ях и выпаде), «Соберись, приветствуй, убери шпагу в ножны!». Это упражнение подводит итог всей пройденной технике.

ТРЕТИЙ УРОК

Учить технике боевого действия «Голову — руби!», сначала без выпада, затем с выпадом. Объяснить технику безопасности. Учить останавливать оружие в 10-15 см над головой воображаемого парт­нера. После освоения техники этого удара пояснить, что голову за­щищает пятая защита. Командовать: «К бою, голову — руби, пятой закройсь, вольно!».

После того как студенты выполнили «удар по голове» и их вооб­ражаемый партнер взял пятую защиту, пусть он ответно ударит по голове. Такие действия будут называться ответными. Почти все сце­нические удары и уколы надо делать с выпадом, а защиты брать — с возвращением в боевую стойку.

1.Командовать: «К бою, шаг вперед, голову — руби, к бою, двой­ной шаг вперед, голову — руби, пятой закройсь, скачок назад, пока­зать укол в колено — коли, закройсь, постучи, соберись, приветствуй, убери шпагу в ножны!». Тренировать комбинации подобного типа.

2.Перестроить занимающихся в две шеренги, друг против друга. Для удобства ведения урока шеренга, стоящая справа от препода­вателя — противник, слева — моя. Командовать: «Все — за шпаги, вынимай, к бою, вольно», объяснив, что такое боевая линия против­ников и какие бывают дистанции.

Короткая дистанция — когда до противника можно достать кон­цом шпаги, вытягивая правую руку, то есть без выпада.

Средняя дистанция — для того чтобы поразить противника, надо не только вытянуть руку, но и сделать выпад.

Длинная дистанция — это расстояние, при котором, чтобы на­нести укол, надо сделать один шаг вперед плюс выпад. Если же рас­стояние столь велико, что до выпада надо сделать больше, чем один шаг, то такое расстояние в фехтовании не считается дистанцией.

В сценическом бою задействованы все три дистанции, но основ­ной является средняя, ее называют иногда нормальной. Сценический бой начинается, как правило, из средней дистанции. На уроке по ко­манде «К бою!», если педагог не указывает, что дистанция должна быть короткой (или длинной), следует вставать на среднюю дис­танцию.

Если встать в положение боевой стойки друг перед другом на такое расстояние, при котором шпаги будут соприкасаться в пер­вой трети клинка, то это и будет средняядистанция. Если же бу­дут соприкасаться самые кончики шпаг, дистанция будет длинной,а если посредине клинков (или по третьей трети) — то короткой.Короткая дистанция опасна, а из дальней нельзя выполнить слож­ную боевую комбинацию.

3.Командовать: «На средней дистанции — к бою, проверить, вольно; все — три шага назад, все — к бою!». Проверить дистанцию. Поправить. Выполнить несколько раз. Объяснить, что за дистанцию всегда отвечает отступающий или обороняющийся в данный момент партнер. Если педагог будет командовать: «Шаг вперед» моей ше­ренге, то противник на такое же расстояние передвинется назад.

4.Командовать: «Моя — шаг вперед, шаг вперед!»; «Против­ник— двойной шаг вперед, шаг вперед!»; «Моя — двойной шаг вперед!»; «Все — скачок назад!». Указать ошибки, тренировать ком­бинации подобного типа, давая разнообразные задания для передви­жений (командовать движение назад нельзя!).

5.Техника исполнения удара по голове и пятой защиты будет повторяться. Напомнить о технике безопасности при выполнении этого приема. Далее командовать: «К бою!», «Моя — голову, про­тивник — пятой закройсь, моя — руби!», «Оба — к бою!», «Воль­но!». Задание выполнить несколько раз, в обе стороны, поправляя ошибки. Объяснить, что если защита будет браться в момент, когда противник выполняет замах, то рубить будет бессмысленно.

Это наиболее распространенная ошибка в сценическом фехто­вании. Из чувства безопасности обороняющийся боец торопится взять защиту, и бой теряет «правду жизни». Надо защититься в момент, когда наносится сам удар, а замах — это только преду­преждение. Тренировать действия нападения и защиты.

Дать следующую простейшую комбинацию:

«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед. 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед. 2. Шаг назад.
3. Голову — руби. 3. Пятой — закройсь.
Оба — «К бою!»

Повторить эту комбинацию (всего 4 раза). Какова бы ни была впредь комбинация по сложности, она должна запоминаться с четы-рехразового повторения. В первом исполнении педагог подает все команды, при втором — только нападающему, при третьем — на­поминает только об ударе, при четвертом, как правило, напомина­ний уже не требуется. Нужен только словесный подсчет: «и — раз», «и — два» и т. д.

Это может быть стук, хлопок или сопровождение на рояле. После того как выполнена эта часть урока, комбинацию надо поменять так, чтобы нападал противник. Далее предложить слитное выполнение: сначала начинает «моя», а после завершения в положении «К бою!» сразу же начинает противник. Выполнить 3-4 раза. Затем следует приступить к тренингу со сменой партнеров.

Для этого крайний левый участник одной шеренги переходит на ее правый край, а остальные в этой шеренге передвигаются на од­ного партнера влево. С новым партнером комбинация выполняется только один раз. Это тренирует скорость приспособления к партнеру (воспитание ловкости).

Только в случае, если в группе много ошибок, можно упражнение выполнить повторно. После того как студенты вернутся к своему партнеру, начинается вторая часть тренинга — убыстрение тем­па исполнения. Надо довести упражнение до такой скорости, при которой техника не потеряла бы точности в выполнении и была бы безопасна для фехтующих. Ради высокого темпа качество техники в первом полугодии не может приноситься в жертву. Скорость, та­ким образом, ограничена.

Вторая комбинация на этом же уроке:

«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед. 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед. 2. Шаг назад.
3. Двойной шаг назад. 3. Двойной шаг вперед.
4. Пятым — закройсь! 4. Голову — руби!
5. Голову — руби! 5. Пятым — закройсь!
6. Все — скачок назад, постучать, собраться, приветствовать, убрать шпагу в ножны.

Эта комбинация разучивается по схеме первой и точно так же тренируется, то есть сначала выполняется смена партнеров, а за­тем убыстрение. В конце урока комбинация выполняется при по­строении в одну шеренгу. Командовать, наблюдая за правильностью техники исполнения. После парных упражнений она обязательно ухудшается. Задача этой части урока в том, чтобы вновь вернуть­ся к качественному исполнению комбинации.

Командовать: «За шпаги, вынимай, к бою, шаг вперед, шаг назад, голову —руби, закройсь, двойной шаг вперед, двойной шаг назад, по­кажи укол в грудь — коли, закройсь, пятой закройсъ, к бою, скачок назад, постучи, соберись, приветствуй, убери шпагу в ножны!». По­правлять ошибки, повторять отдельные элементы.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК

Повторить технику движений, пройденных в предыдущих уро­ках (группа построена в одну шеренгу).

1.Командовать: «Вперед левой — за шпаги!». Это движение до­статочно агрессивно по отношению к партнеру (воображаемому). В нем — действие угрозы, вызов. Из этого движения вытекают три логических продолжения, а именно: отказ от вызова и боя, команда «Откажись!» или обнажение шпаги в положение «Вынимай!», или переход в положение «К бою!». Эти продолжения следует трениро­вать и в последующих действиях.

2.Командовать: «Вперед левой — за шпаги, откажись, вольно, вперед левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, убери шпагу в ножны, вольно!».

3.«Вперед левой — за шпаги, к бою, шаг вперед, шаг назад, пока­жи укол — коли, скачок назад, постучи, соберись, вольно!».

4.«Вперед левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, убери шпа­гу в ножны, вольно!».

5.«Вперед левой — за шпаги, к бою, голову — руби, пятой за­кройсь, скачок назад (это наиболее употребительная форма отступ­ления), стучать, собраться, приветствовать, вольно!».

6.В момент конфликта, когда партнер угрожает оружием через прием «Вперед левой — за шпаги!», противник выполняет зеркаль-

ный прием «Назад левой — за шпаги!». Для разрешения конфликта, здесь те же три продолжения, что и после приема «Вперед левой — за шпагу». Их также надо тренировать.

7.Командовать: «Назад левой — за шпаги, откажись, вольно!». «На­зад левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, убери шпагу, вольно!».

8.«Назад левой — за шпаги, к бою, шаг вперед, двойной шаг впе­ред, голову — руби, пятой закройсь, к бою, двойной шаг вперед, по­стучи, вольно!».

9.Учить технике приема «Правый бок — руби». Рука при замахе должна быть параллельна полу и составлять прямую линию от локтя до острия, локоть направлен в грудь партнера. Направлять удар (так же как и при ударе по голове) большим пальцем правой руки. Коман­довать: «К бою, правый бок — руби, пятой закройсь, вольно!».

10.«Вперед левой — за шпаги, к бою, шаг вперед, голову — руби, пятой закройсь, правый бок — руби, скачок назад, постучи, воль­но!». Сказать, что после пятой защиты возможно сразу же выполнить прием ответного нападения, что такие приемы носят общее название «Ответные атаки». Ответных атак много.

11.Следует учить защите от удара по правому боку. Это вторая защита, она же защищает от укола в бедро, колено и стопу. Учить технике второй защиты, командовать: «Вторым — закройсь!».

12.«Назад левой — за шпаги, к бою, правый бок — руби, пятой — закройсь, правый бок —руби, второй — закройсь, скачок назад, пос­тучи, соберись, приветствуй, убери шпагу в ножны, вольно!».

13.«Вперед левой — за шпаги, откажись, назад левой — за шпа­ги, вынимай, приветствуй, к бою; шаг вперед, покажи укол, закройсь, покажи укол; закройсь, покажи укол — коли, второй — закройсь, правый бок — руби, скачок назад, голову — руби, пятой — закройсь, к бою; постучи, вольно!».

Далее тренировать в подобных же комбинациях до конца первого часа.

Второй час отводится на парные упражнения: такая структура построения занятий будет до конца семестра.

Комбинация

«Моя» «Противник»
1. Вперед левой — за шпаги! 1. Вперед — левой, за шпаги!

Такой вариант может возникнуть, когда оба противника одновременно схватились за шпаги, двигаясь вперед.

2. Вперед левой — за шпагу (увидев, что противник тоже схватился за шпагу) — к бою! 2. Пауза, затем назад левой — за шпагу (увидев, что противник желает биться) — к бою!
3. Назад левой — за шпагу! 3. Назад левой — за шпагу!

Объяснить бессмыслицу этого варианта, при котором оба не хотят драться, но зачем-то хватаются за шпаги. Ведь оба отступают! Учить технике выполнения приема «Перемена соединений» в парном постро­ении. Объяснить значение этого действия в подлинном бою. В сцениче­ском бою оно обязательно сопровождает шаг или двойной шаг вперед.

Впредь при команде «Шаг или двойной шаг вперед!» делать пе­ремену соединения. Перемены соединения — это один из приемов «психологической атаки» в нападении, так как они сопровождаются звуком по оружию. Тренировать технику.

Комбинация

«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед (с переменой). 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед (с переменой). 2. Шаг назад.
3. В бедро — коли! 3. Второй — закройсь!
Оба — «К бою!»
4. Шаг назад. 4. Шаг вперед (с переменой).
5. Шаг назад

Наши рекомендации