Основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основным законодательным документом, регламентирующим данный вопрос является Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗЗакон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан и территорий (земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного социального назначения, а также окружающей среды) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Целями Закона являются:

1. Предупреждение возникновения и развития ЧС.

2. Снижение размеров ущерба потерь от ЧС.

3. Ликвидация ЧС.

4. Разграничение полномочий в области защиты от ЧС между Федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности:

органов государственной власти Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

органов местного самоуправления;

предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Другим нормативным документом является Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794., которым утверждено Положениео Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, с изменениями от 27.05.2005 № 335.

Настоящее положение определяет порядок организации и функционирования единой системы.

Цель создания РСЧС – объединение усилий органов управления, сил и средств: Федеральной власти, власти субъектов РФ, муниципальных образований и организаций в целях выполнения задач по защите населения и территорий от ЧС.

Активная нормотворческая деятельность осуществлялась в субъектах Российской Федерации.

На территории Тверской области основным законом является закон Тверской области «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 30.07.1993 №26-03-2 с изменениями от 16.09.2005 № 1438.

Другим основополагающим документом является Положение о Тверской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (ТТП РСЧС), утвержденное Постановлением администрации Тверской области от 22.12.2005 № 333-ПА.

Принимались нормативные правовые документы также и в муниципальных образованиях и в организациях.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ даны определения основных понятий:

1.Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

2.Предупреждение чрезвычайной ситуации — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

3.Ликвидация чрезвычайной ситуации — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

4.Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

До начала 90-х годов прошлого века устранение последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф возлагалось на систему гражданской обороны, ориентированную на защиту населения в военное время. В середине 80-х и начале 90-х на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий, таких как катастрофа на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, катастрофа на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе и другие. Они вскрыли серьезные недостатки системы ГО. Нужны были кардинальные ее преобразования.

С учетом этого Правительство РФ своим постановлением от 27.12. 1990 № 606 образует Российский корпус спасателей. Его целями являлись:

прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций;

координация деятельности сил и средств министерств, ведомств и других органов управления в экстренных условиях. Позже этот день 27 декабря объявлен Днем спасателя. В дальнейшем:

1) 1991 год, 19 ноября. Издается Указ Президента РФ № 221 о создании на базе Российского корпуса спасателей «Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ГК ЧС России).

В систему ГК ЧС вошли: вся сеть штабов ГО, включая штаб ГО РСФСР; войска ГО и другие.

2) 1992 год, 18 апреля. Вышло Постановление Правительства РФ № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС).

3) 1994 год, 10 января. Указом Президента РФ № 66 на базе ГК ЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4) 30 декабря 2003 года принято постановление Правительства РФ № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС». Этим постановлением утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Постановлением Правительства РФ от 27.05.2005 № 335 в это Положение внесены ряд добавлений и изменений.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это большая многоуровневая и разветвленная система.

Единая система объединяет:

органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

органов местного самоуправления и организаций,

в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий (со всеми объектами материальных культурных ценностей) от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ № 68.

Основные задачи РСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Наши рекомендации