Инновационная позиция организации
Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод «SWOT-анализа.» — оперативный диагностический анализ среды организации.
Аббревиатура SWOT:
S — strength (сила),
W— weakness (слабость),
О — opportunity (возможность),
Т— threat (угроза).
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ФИРМЫ (Оценка инновационного климата) | |||
Возможности (О) | Угрозы (Т) | ||
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ФИРМЫ (Оценка инновационного потенциала) | Сила (S) | I. Поле SO | II, Поле ST |
Слабость (W) | IV. Поле WO | III. Поле WT |
Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице SWOT-анализа (Рис. 4.4). Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении 2/2 получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.
I. Поле SO — «сила-возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант — нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо готовиться.
II. Поле ST — «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.
III. Поле WT— «слабость-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.
IV. Поле WO — «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.
Возможности (О) | Угрозы (Т) | ||||
1. Повышение спроса на наукоемкую продукцию | 2. Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность | 1. Повышение таможенных тарифов | 2. Усиление требований к качеству продукции со стороны потребителей | ||
Сила (S) | 1. Позиция технологического лидера в отрасли | Возможна разработка новых наукоемких продуктов и высоких технологий | Вероятность использования ситуации высока | Усиливать позиции на внутреннем рынке Создавать СП с зарубежным партнером | Разработка новых наукоемких продуктов повышенного качества |
2. Высокий научно-технический потенциал | Освоение новых методов НИР и ОКР, сокращение их длительности и затрат | Вероятность использования ситуации высока | Вероятность использования ситуации снижается | Вероятность использования ситуации высока | |
Слабость (W) | 1. Ограниченные мощности серийного производства | Рассмотреть стратегию ценообразования "снятие сливок" | Необходимо развивать собственную базу или создавать совместное производство (СП) | Усиливать позиции на внутреннем рынке Создавать СП с зарубежным партнером | Необходимо развивать собственную базу или создавать СП |
2. Сбытовая сеть фирмы совершенно не развита | Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП | Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП | Создавать СП с зарубежным партнером | Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП |
Рис. 5.5 Фрагмент матрицы. SWOT-анализа.
Инновационная позиция (Поз), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (П ) и инновационным климатом (Кл).
Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением,
,
либо суммой: