Классификационные признаки педагогических технологий
Глубинным первоисточником разработки педагогических технологий является обобщенная концепция бездефектного труда (инженер Дубиков, г. Саратов, 1955г.). Главным условием обеспечения бездефектного труда является учет психологических, личностных характеристик субъекта трудовой деятельности.
Идею бездефектного труда педагогическая наука заимствует с целью выявления критериев технологичности педагогическогопроцесса (Рис. 1).
Современные педагогические технологии характеризуются следующими качествами: системность, научность, структурированность, упавляемость, эффективность, воспроизводимость и др.
Концептуальность: педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.
Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса;
- взаимосвязью всех его частей;
- целостностью.
Управляемостьпредполагает возможность:
- целеполагания;
- планирования;
- проектирования процесса обучения;
- поэтапной диагностики;
- варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность:Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Классификация педагогических технологий выступает в качестве важнейшей исследовательской задачи теории педагогических систем.
Г.К. Селевко за основу классификации педагогических технологий берет следующие параметры[6]:
1) уровень применения;
2) философская основа;
3) методологический подход;
4) ведущий фактор развития личности;
5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта;
6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида;
7) характер содержания и структуры;
8) основной вид социально-педагогической деятельности;
9) тип управления учебно-воспитательным процессом;
10) преобладающие методы и способы;
11) организационные формы;
12) средства обучения;
13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;
14) направления модернизации;
15) категория педагогических объектов[7].
По уровню и характеру применения
Социально-педагогические, общепедагогические (метатехнологии)
Отраслевые, частнопредметные (макротехнологии)
Модульные, локальные, узкометодические (мезотехнологии)
Конкретно-личностные (микротехнологии)
Монотехнологии
Политехнологии
Гибкие и проникающие технологии