Основные направления совместной деятельности педагогов и родителей

1. Поддержка физического здоровья учащихся.

2. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.

3. Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем. Подход к каждому ребенку «с оптимистической позиции» (А. С. Макаренко).

4. Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:

· изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

· психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

· организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;

· защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Педагогам (в особенности классным рук.) важно соблюдать следующие правила:

· Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

· Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.

· Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.

· Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

При изучении семьи школьника классный руководитель прежде всего обращает внимание на следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.

2. Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности).

3. Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры родителей).

Содержание, формы и методы работы с родителями

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1.повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2.вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3.участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями:

· Традиционные

1.Родительские собрания

2.Родительские конференции

3.Беседы

4.Индивидуальные консультации

5.Посещения на дому

6.Работа с активом родителей

7.Переписка с родителями

8.Вечер вопросов и ответов

· Нетрадиционные

1.Родительские тренинги

2.Дискуссии

3.Психологические разминки

4.Родительские ринги

5.Круглые столы

6.Устные журналы

7.Практикумы

8.Родительские вечера

9.Родительские чтения

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Традиционные формы работы с родителями

· Родительские собрания

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей. Родители (лица, их заменяющие) обязаны посещать проводимые школой родительские собрания (из Устава школы).

Цели и задачи родительских собраний.

· Воспитание родителей, родительского коллектива.

· Формирование родительского общественного мнения.

· Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ.

Виды родительских собраний.

Существуют следующие виды родительских собраний:

· организационные;

· тематические;

· собрания-диспуты;

· итоговые;

· собрания-консультации;

· собрания-собеседования.

Родительские собрания, как правило, являются комбинированными.

Основная часть родительских собраний – педагогическое просвещение (родит. всеобуч).

Родительский всеобуч планируется в соответствии:

· с требованиями социума;

· направлением работы учебного заведения;

· возрастными особенностями детей.

Наши рекомендации