Основные проблемы во взаимоотношении педагогов и родителей

Слайд 3

Самую важную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО.

Взаимодействие педагогов с родителями невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Слайд 5

Основные проблемы во взаимоотношении педагогов и родителей

• Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….

• Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….

• Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.

Слайд 6

Педагоги критикуют родителей за:

• низкий культурный уровень (общий и педагогический);

• насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;

• доминирование в семье материальных ценностей над духовными,

• отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;

• перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);

• пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением;

приведите примеры сами

Слайд 7

Родители критикуют педагогов за:

• отсутствие всестороннего внимания к ребенку, его физическому и интеллектуальному развитию;

• отсутствие веры в способности ребенка;

• слабую подготовку к школе;

• возрастающие потребности учреждений в материальной поддержке образования со стороны семьи;

• пассивность в установлении разнообразных социокультурных контактов с семьей и др.

Слайд 8

Страдают Все, но прежде всего дети.

В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Слайд 9

Новые установки детского сада Старые /традиционные установки семьи
• нежелание обслуживать, стремление к взаимодействию   • стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам   • стремление к открытости • сложившееся традиционное отношение к детскому саду, как обслуживающему семью институту, взявшему на себя функции воспитания • избегание совместной с педагогами проектной, творческой деятельности • закрытость или частичная открытость, защита своего семейного мира от постороннего вмешательства и др.


Слайд 10

Новые установки семьи Старые /традиционные установки детского сада
• стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами   • усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу     • стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец» • доминирование монолога в отношениях с семьей, низкий уровень развития диалогического общения   • акцент педагогов на вербальных формах работы с родителями, отсутствие необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей   • низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и развитием семьи

Слайд 11

Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семья­ми воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. В основном же до­школьные учреждения по-прежнему испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих меро­приятий и другие.

Слайд 12

Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:

· низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;

· недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;

· недостаточная компетентность многих воспитателей;

· неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;

· отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;

· стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;

· «закрытость» дошкольного учреждения.

Слайд 13-15

Закон «Об образовании в РФ»

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

3) знакомиться с уставом организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания …

7) принимать участие в управленииорганизацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации …

Слайд 16-18

ФГОС дошкольного образования

1. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

2. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей.

Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди основных принципов:

• «3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• 5) сотрудничество Организации с семьей;

• 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» (17 октября 2013 г. N 1155) г.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Слайд 19

• Выпускник (бакалавриата) должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности - «готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса»

Слайд 20

Наиболее распространенными в практике взаимодействия детского сада и семьи являются:

– ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД

– РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

– ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

– ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД

Слайд 21

– ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД:

педагоги и руководство детского сада не заинтересованы в привлечении родителей к сотрудничеству, общение происходит в основном в рамках родительских собраний, приглашений на консультации , беседы.

– РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД:

наблюдается ограничивающее взаимодействие детского сада и семьи, может наблюдаться частичное допущение семьи к участию в делах детского сада.

Слайд 22

– ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД:

предполагает разнообразные формы организации просветительской работы с родителями. Эти формы ориентированы на передачу родителями педагогических и психологических знаний и практических методик организации совместной деятельности с детьми. При этом подходе родительские собрания проводятся более разнообразно.

– ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД:

более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов, но и наиболее продуктивный. Создает условия для полноценного сотрудничества детского сада и семьи, педагогов, детей и родителей.

Слайд 23-25

Сотрудничество –это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие -предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Слайд 26

Основные задачи работы, поставленные перед дошкольным учреждением:

1.Установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;

2. Научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума;

3. Способствовать улучшению детско-родительских отношений;

4. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.

Слайд 27

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: (представлены на слайде)

Слайд 28

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Слайд 29

Воспитатель – главная фигура непосредственного взаимодействия и всех контактов с детьми и семьями воспитанников.

Слайд 30

Сложности во взаимодействии

Слайд 31

Родители–лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

Родители–исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.

Родители–критические наблюдатели - равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Слайд 32

Слайд 33

Формы общения с родителями

• Коллективные - подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОО (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

• Индивидуальные - предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

• Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Слайд 34

Слайд 35-37

Информационно-просветительские красочные плакаты и ширмы

Предназначены для оформления уголков приемной комнаты ДОО ;

Позволяют:

- осуществить целенаправленную работу с родителями по определенной теме;

-обеспечить эффективное взаимодействие ДОО и семьи;

Важные моменты

q Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

q Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

q Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

q Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Слайд 38

Посещаемость сайта повышает

• Оригинальность и высокое качество предоставляемой информации;

• Практическая значимость информации;

• Регулярность пополнения и обновления информации;

• Быстрота реагирования на вопросы, задаваемые родителями.

Слайд 39

Слайд 40

v Рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.

v Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других семей.

v Улучшение микроклимата в неблагополучных семьях.

v Появление у родителей осознанного отношения к воспитанию детей.

v Использование родителями педагогической литературы и желание посещать сайт ДОО и сайты по просвещению родителей.

v Согласованность действий педагогов и родителей.

v Положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.

Слайд 41

Заключение

1. Воспитательные функции семьи и ДОО различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

2. Главным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

3. Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса детей.

Еще в 12 веке великий персидский поэт Саади Ширази написал …

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

· Улыбка

· Имя собеседника

· Комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3. Убрать барьеры, использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

4. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей»(затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

Сопроводительный текст:

Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).

С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Сказка «Звёздная страна»

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало

Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звездочки. «Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,»-учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.

- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. – Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая…Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…

Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась…Смотри скоро всю страну без продуктов оставишь с такими то аппетитами. Ха-ха ха…

Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

-Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.

От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.

И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать?» - думала Люська. «Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.

-Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.

И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.

-Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.

-Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей

пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от

Этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.

Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.

-Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?

А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из Вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает Вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем каждого.

И так, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку. (Когда все бусинки нанизаны, нитка завязывается)

Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки. Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в тоже время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы Вы в группе тоже были сплоченные и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории. Звезду по имени Мы.

На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. В середине приклеена звездочка с надписью «Мы».

Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. (Лучики приклеиваются вокруг звездочки. Надписи зачитываются, подводятся итоги. Очень важно подчеркнуть, что от личных качеств каждого, зависит каким будет коллектив группы, детский сад, город, страна, планета).

Слайд 3

Самую важную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО.

Взаимодействие педагогов с родителями невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Слайд 5

Основные проблемы во взаимоотношении педагогов и родителей

• Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….

• Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….

• Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.

Слайд 6

Педагоги критикуют родителей за:

• низкий культурный уровень (общий и педагогический);

• насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;

• доминирование в семье материальных ценностей над духовными,

• отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;

• перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);

• пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением;

приведите примеры сами

Слайд 7

Родители критикуют педагогов за:

• отсутствие всестороннего внимания к ребенку, его физическому и интеллектуальному развитию;

• отсутствие веры в способности ребенка;

• слабую подготовку к школе;

• возрастающие потребности учреждений в материальной поддержке образования со стороны семьи;

• пассивность в установлении разнообразных социокультурных контактов с семьей и др.

Слайд 8

Страдают Все, но прежде всего дети.

В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Слайд 9

Новые установки детского сада Старые /традиционные установки семьи
• нежелание обслуживать, стремление к взаимодействию   • стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам   • стремление к открытости • сложившееся традиционное отношение к детскому саду, как обслуживающему семью институту, взявшему на себя функции воспитания • избегание совместной с педагогами проектной, творческой деятельности • закрытость или частичная открытость, защита своего семейного мира от постороннего вмешательства и др.

Слайд 10

Новые установки семьи Старые /традиционные установки детского сада
• стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами   • усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу     • стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец» • доминирование монолога в отношениях с семьей, низкий уровень развития диалогического общения   • акцент педагогов на вербальных формах работы с родителями, отсутствие необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей   • низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и развитием семьи

Слайд 11

Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семья­ми воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. В основном же до­школьные учреждения по-прежнему испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих меро­приятий и другие.

Слайд 12

Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:

· низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;

· недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;

· недостаточная компетентность многих воспитателей;

· неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;

· отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;

· стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;

· «закрытость» дошкольного учреждения.

Слайд 13-15

Закон «Об образовании в РФ»

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

3) знакомиться с уставом организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания …

7) принимать участие в управленииорганизацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации …

Слайд 16-18

ФГОС дошкольного образования

1. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

2. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей.

Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди основных принципов:

• «3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• 5) сотрудничество Организации с семьей;

• 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» (17 октября 2013 г. N 1155) г.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Слайд 19

• Выпускник (бакалавриата) должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности - «готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса»

Слайд 20

Наиболее распространенными в практике взаимодействия детского сада и семьи являются:

– ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД

– РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

– ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

– ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД

Слайд 21

– ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД:

педагоги и руководство детского сада не заинтересованы в привлечении родителей к сотрудничеству, общение происходит в основном в рамках родительских собраний, приглашений на консультации , беседы.

– РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД:

наблюдается ограничивающее взаимодействие детского сада и семьи, может наблюдаться частичное допу

Наши рекомендации