Основные направления совместной деятельности педагогов и родителей
1. Поддержка физического здоровья учащихся.
2. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.
3. Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем. Подход к каждому ребенку «с оптимистической позиции» (А. С. Макаренко).
4. Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
· изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
· психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
· организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;
· защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Педагогам (в особенности классным рук.) важно соблюдать следующие правила:
· Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
· Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.
· Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.
· Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
При изучении семьи школьника классный руководитель прежде всего обращает внимание на следующие данные:
1. Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.
2. Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности).
3. Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры родителей).
Содержание, формы и методы работы с родителями
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1.повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2.вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3.участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями:
· Традиционные
1.Родительские собрания
2.Родительские конференции
3.Беседы
4.Индивидуальные консультации
5.Посещения на дому
6.Работа с активом родителей
7.Переписка с родителями
8.Вечер вопросов и ответов
· Нетрадиционные
1.Родительские тренинги
2.Дискуссии
3.Психологические разминки
4.Родительские ринги
5.Круглые столы
6.Устные журналы
7.Практикумы
8.Родительские вечера
9.Родительские чтения
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Традиционные формы работы с родителями
· Родительские собрания
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей. Родители (лица, их заменяющие) обязаны посещать проводимые школой родительские собрания (из Устава школы).
Цели и задачи родительских собраний.
· Воспитание родителей, родительского коллектива.
· Формирование родительского общественного мнения.
· Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ.
Виды родительских собраний.
Существуют следующие виды родительских собраний:
· организационные;
· тематические;
· собрания-диспуты;
· итоговые;
· собрания-консультации;
· собрания-собеседования.
Родительские собрания, как правило, являются комбинированными.
Основная часть родительских собраний – педагогическое просвещение (родит. всеобуч).
Родительский всеобуч планируется в соответствии:
· с требованиями социума;
· направлением работы учебного заведения;
· возрастными особенностями детей.