Прием «Переход от главного к частностям»
Суть приема – в показе противнику такой картины мира, в которой у вас с ним по главному вопросу полное единодушие. И осталось только обсудить «некоторые детали». Смысл – в объединении с противником, в создании атмосферы взаимного доверия.
Прием применяется, когда необходимо:
• объединиться с оппонентом в главном вопросе, сведя остальные вопросы к частностям и/или формальностям;
• наметить позитивное движение в сторону договоренностей;
• показать позитивное окончание переговоров, несмотря на большой ряд нерешенных вопросов.
Варианты исполнения приема:
• «Итак, мы договорились о главном, что наш товар вам нужен. Осталось обсудить какую-то самую малость: цену и условия поставки»;
• «Главное, как итог нашей встречи, я понимаю так: вы готовы получать нашу услугу, а мы готовы вам ее оказывать. Осталось обсудить только небольшие детали: условия поставки, цену и гарантии. Это мы сможем сделать с вами на ближайшей встрече уже завтра»;
• «Итак, в главном у нас есть взаимопонимание, осталось уладить формальности»;
• «Спасибо, что вы единодушны с нами в главном. Нам осталось только договориться о некоторых частностях».
Прием «Побуждение к смелости»
Суть приема – в произнесении подбадривающих фраз, «заряжающих» противника смелостью, которая позволит ему двинуться вперед. Смысл приема – в наполнении противника эмоцией, побуждающей его к действию.
Прием применяется, когда необходимо:
• побудить оппонента к решению;
• вызвать эмоцию у оппонента;
• передать оппоненту свою уверенность;
• поставить точку в затягивающихся переговорах с нерешительным оппонентом.
Варианты исполнения приема:
• «Ну-ну, смелее, смелее…»;
• «Я не думаю, что вас что-то испугает…»;
• «Решительнее! Мне о вас говорили как об очень решительном руководителе»;
• «Да не бойтесь вы! Неужели такого смелого мужчину может что-то напугать?».
Прием «Повторение»
Вам наверняка приходилось слышать в свой адрес: «Я тебе еще раз повторяю». При этом вы не можете вспомнить, когда вам это было сказано. В подобный момент возникает такое состояние: или «я забыл и мне стыдно», или «я пропустил мимо ушей и мне стыдно».
Но ведь есть и другие варианты. Например, «он не говорил, а только, возможно, хотел это сказать». Или «он не говорил, но сейчас хочет припереть меня к стенке». И здесь как минимум нужно уточнять, когда говорил, при каких обстоятельствах, кто этому свидетель.
Смысл приема – в попытке вывести противника на эмоцию, заставить его считать себя неправым, подчиниться.
Прием применяется, когда необходимо:
• вызвать у оппонента эмоцию;
• показать противнику его медленную скорость принятия решения;
• «взбодрить» оппонента, побуждая его к решительному действию;
• сделать противника «должником».
Варианты исполнения приема:
• «Я вам уже в третий раз повторяю…» (а сам говорит об этом впервые);
• «Повторяю еще раз: я не буду это подписывать»;
• «Сколько раз вам нужно повторять? Ну давайте еще раз повторю, если надо…».
Прием «Подмена истинности пользой»
Суть приема – в демонстрации противнику картины мира «под иным углом зрения», относительно другой ценности, которая есть у противника как неосознаваемая (слабо осознаваемая) потребность.
Смысл в том, чтобы противник, сравнивая «за» и «против», склонился в сторону «за». Противник должен осознать, что истина, которой он владеет, не стоит той ценности, которую он раньше недооценивал. Надо столкнуть противника с собственной реальностью и настроить ему «фокус» на пользу (продукта или услуги), а не на «истину», которую, как известно, не определить в полной мере.
Прием применяется, когда необходимо:
• придать оппоненту уверенность;
• закрыть противнику глаза на некоторые очевидные факты, поменяв ему «фигуру» общения;
• помочь противнику взвесить все «за» и «против»;
• побудить противника к более решительным действиям.
Варианты исполнения приема:
• «Вы же не станете отрицать пользу этого препарата. Да, возможно, он дорог, но ведь чрезвычайно полезен. Вам что выгоднее: купить неэффективную дешевку или по-настоящему эффективную вещь?»;
• «Уверен, что польза этого продукта значительно больше, чем его цена»;
• «Вы сначала ощутите в полной мере всю его (товара) пользу, а потом уж говорите».
Прием «Подскажите-научите»
Вспоминаю случай, когда один молодой, но перспективный директор этим приемом получил дорогостоящий заказ. Дело было так. Фирма этого директора проиграла тендер на производство и поставку оборудования. Молодой человек не отчаялся, а пришел к генеральному директору предприятия-заказчика и обратился к нему: «Мы, конечно же, проиграли, но, Иван Иванович, научите уму-разуму, подскажите, что мы сделали не так». И стал, как добросовестный ученик, записывать рекомендации в тетрадь. Потом искренне поблагодарил, купил и подарил своему «учителю» дорогой коньяк.
Спустя небольшой период времени у «молодого и перспективного» зазвонил телефон и на другом конце провода ему сказали: «Что-то победитель тендера не очень торопится начинать, а нам надо срочно. Поэтому мы расторгаем с ним договор и хотим вступить с вами в производственные отношения. Вы не против?»
Так «из ничего было сотворено нечто». Прием «Подскажите-научите» очень четко ставит оппонента в роль «учителя», а вас – в роль «хорошего и лояльного ученика». Роль «учителя» приятна, да еще когда перед тобой не только умный и старательный «ученик», но и благодарный. «Учитель», мягко говоря, не очень «избалован» изобилием подобных «учеников». И ему, конечно, хотелось бы как минимум держать «ученика» в поле своего зрения, а лучше и вовсе приблизить его к себе. А этого «ученику» только и надо было. И вот он, договор, в кармане!
Прием применяется, когда:
• необходимо «заскочить в последний вагон» переговоров;
• нужно показать значимость оппонента с целью вызова у него хорошего настроения и «правильного» отношения к партнеру по переговорам;
• необходимо на время перевести оппонента в роль «учителя» или «эксперта», чтобы создать из себя красивый образ «хорошего ученика»;
• заканчивается последняя надежда на что-либо.
Варианты исполнения приема:
• «Я всегда относился к вам как к мудрому человеку. Скажите, как нам можно лучше выстроить коммуникацию, чтобы побыстрее разрешить наши разногласия?»;
• «Федор Федорович, как более опытный товарищ, подскажите, что мне нужно было бы изменить в своем поведении, чтобы вы могли лучше понять нашу основную идею?».
Прием «Поиск недостатков»
Суть приема – в предъявлении противнику недостатков (недостаточности) чего-либо в противовес достоинствам, о которых он говорит.
Смысл приема – в плавном, но уверенном изменении картины мира противника: от достоинств к недостаткам, от иллюзий и «безоблачности» к «реальности». Показав противнику «реальность», можно и цену снизить, и условия изменить, и «на место» оппонента поставить.
Прием применяется, когда необходимо:
• провести качественный всесторонний анализ ситуации с целью изменения первоначально заявленных оппонентом условий;
• поставить оппонента «на место».
• дипломатично перевести фокус внимания с явных достоинств, имеющихся у противника, на его недостатки.
Варианты исполнения приема:
• «Вы знаете, не все так безоблачно, как казалось ранее: во-первых…»;
• «У всего в этом мире как минимум две стороны. Вот что я имею в виду…»;
• покупатель: «О достоинствах товара мне говорить не надо, давайте поговорим о его недостатках»;
• «Ну вот… Плюсы обсудили, давайте поговорим и о минусах».
Прием «Поймать в коридоре»
Суть приема в том, чтобы получить от противника необходимое, используя его дефицит времени, когда у него нет возможности вникать и уточнять – «приближаться к оленю».
Смысл в том, чтобы передать свою уверенность в необходимости и срочности принятия решения, заразить противника своей верой в «правильность» действий.
Прием применяется, когда необходимо:
• сыграть на недостаточности времени у оппонента для детального просмотра документов;
• быстро решить важный вопрос;
• добиться результата без сопротивления.
Варианты исполнения приема:
• «Будьте добры, подпишите, пожалуйста, это очень срочно»;
• «Я понимаю, что это не место, но время не терпит»;
• «Здесь все нормально (показывает на документы). Я проверил. Подпишите, пожалуйста».