Форуме психологических технологий

Выступление

На ВСЕРОССИЙСКОМ

ФОРУМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Мастер-класс по теме «Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у подростков: обучаем педагогов и родителей»

педагога-психолога ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №4» Дмитровский филиал

Кавериной Натальи Евгеньевны

Прав и л о 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка и подростка.

Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлы­ка. Дети, проявляющие агрессию, моментально получают ре­путацию «агрессивных», «конфликтных», «враждебных». Са­мое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники. Окружающие начинают ожидать от ребенка или подростка агрессивного поведения, тем самым провоцируя его. Прово­дить четкую границу между поступком и личностью позво­ляет техника объективного описания поведения.

Самое главное — дать описание поведения без его оцен­ки. После того как ребенок успокоится, целесообразно об­судить с ним его поведение более подробно, объяснить, по­чему его поступки неприемлемы, избегая субъективных, оценочных слов, которые вызвали бы раздражение и про­тест и в конечном итоге увели бы от решения проблемы.

Анализируя проступок, важно ограничиться обсуждением только актуального поведения ребенка/подростка, по прин­ципу «здесь и сейчас», избегая анализа других поступков. В противном случае у ребенка/подростка возникает ощуще­ние несправедливости происходящего, вследствие чего его способность критично оценивать свое поведение снижается.

Оценивая поведение ребенка/подростка, следует апел­лировать только к фактам и к тому, что произошло только что. Вместо распространенной и неэффективной моральной оценки нежелательного поведения целесообразно прибегать к оценке негативных последствий поведения. В этом случае ребенку/подростку объясняют, что его поведение вредит не столько окружающим, сколько ему самому. Очень важным является анализ возможных конструктивных способов по­ведения в конкретной ситуации.

В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным ребенком/подростком обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы:

1) констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно»;

2) констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;

3) раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня оби­деть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»;

4) «Я»-сообщение (раскрытие собственных чувств по от­ношению к нежелательному поведению): «Мне нравится; когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»;

5) апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Давая обратную связь агрессивному поведению ребен­ка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость должна проявляться исключительно в отношении конкретного проступка, в направлении его иско­ренения. Ребенок/подросток должен услышать от нас, что мы не против него, а только против конкретного проступка.

Правило 3. Контролировать собственные негатив­ные эмоции

Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспо­мощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Кроме того, важно понять характер переживаемых чувств, их силу и длительность переживаний.

Родителям и специалистам необходимо очень тщатель­но контролировать свои негативные эмоции в ситуации вза­имодействия с агрессивными детьми.

Если взрослый человек управляет своими отрицатель­ными эмоциями, то он:

• не подкрепляет агрессивное поведение;

• демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;

• сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Для оценки характера и уровня агрессивности консуль­танта (педагога) можно использовать тест Спилбергера.

Источник: Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков.

Выступление

На ВСЕРОССИЙСКОМ

ФОРУМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наши рекомендации