Ноября 2017 года, москва, асоу

Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков (Н.М. Платонова)

Методологическая компонента технологии

В основе технологии лежит представление об агрессивном поведении как одном из видов психологических защит (эго-защит), предложенное Р. Плутчиком, X. Келлерманом, X. Р. Конте (Плутчик Р., Келлерман X., Конте Х.Р., 1979). Эти авторы установи­ли, что существуют связи между определенными видами психологической защиты; существуют также отношения между видами психологической защиты и определенными эмоциями. Эти отношения способствуют приспособлению индивида к окружающей среде, способствуют разрешению эмоциональных конфликтов.

Плутчик, Келлерман и Конте предложили строить модель механизмов защиты, основываясь на модели эмоций, пред­ложенной Плутчиком. Он предложил модель из 4 пар бипо­лярных эмоций, которые являются основными: страх-гнев, веселость-печаль, принятие-отвращение и надежда-удивле­ние. Он предполагает, что все остальные эмоции — лишь смесь базисных. Плутчик, Келлерман и Конте полагают, что базисные эмоции связаны с отдельными защитными меха­низмами, в свою очередь зависящими от некоторых личност­ных черт. Эти авторы предположили, что индивид с сильны­ми характеристиками личности имеет тенденцию выбирать определенные защитные механизмы.

Далее авторы предположили, что, так же как и среди эмо­ций, среди видов психологической защиты существует лишь небольшое число базисных защитных механизмов и что раз­личные другие механизмы являются либо разными названи­ями одних и тех же, либо комбинацией базисных.

На основании экспериментальных данных эти авторы делают несколько выводов:

• конкретные виды психологической защиты служат для уменьшения тревожных чувств, связанных с опре­деленными эмоциями;

• существует 8 основных защитных механизмов, кото­рые служат для уменьшения тревожности, связанной с 8 основными эмоциями;

• среди 8 основных видов психологической защиты есть виды сходные между собой, а есть противоположные;

• главные диагностические личностные типы произво­дятся от особых защитных стилей;

• для уменьшения тревожности, устранения конфлик­та индивид может использовать любую комбинацию защитных механизмов.

Плутчик считает, что в течение жизни индивид сталкива­ется с большим числом ситуаций, которые вызывают определенные эмоциональные состояния, такие, как гнев, страх, уныние и т. д. Довольно часто выражение эмоционального состояния создает дальнейший конфликт и дополнительную опасность. Результатом является то, что ребенок развивает защитные стратегии, которые представляют косвенные пути разрешения эмоциональных конфликтов. Однако специфи­ческие защитные стратегии развиваются в зависимости от специфических эмоций, вовлеченных в конфликт. Замеще­ние, например, представляет защитный механизм, применя­емый для разрешения конфликта, связанного с эмоцией гне­ва. Проекция — для совладания с чувством самоотвержения.

Аналогичную идею высказывают Э. Киршбаум и А. Ере­меева, которые считают, что целью защиты является снятие остроты психологического переживания. При этом эмоцио­нальная окраска ситуации всегда негативна, переживается как психологический дискомфорт. При использовании кон­кретной защитной техники происходит снятие негатива, не­которое облегчение. При переживании наступления облег­чения при действии определенного защитной техники эта техника закрепляется как навык поведения. После этого аналогичные ситуации решаются аналогичным способом, и с каждым разом минимизируется расход энергии. Посколь­ку эта защитная техника приобрела тенденцию к самовоспро­изводству и переносу на схожие ситуации и состояния, она начинает приобретать статус устойчивого образования. Та­ким образом, психологическая защита при нормальном фор­мировании позволяет уменьшить агрессивные проявления. Но защитные техники, которые использует ребенок, могут сами по себе являться агрессивными, тогда агрессивное по­ведение закрепляется в качестве устойчивой бессознатель­ной реакции.

Плутчик, Келлерман, Конте выделили 8 достаточно крупных видов психологической защиты, связанных с ос­новными эмоциями:

• отрицание;

• компенсация;

• регрессия;

• проекция;

• реактивное образование;

• рационализация;

• вытеснение;

• замещение.

По мнению этих авторов, защитные механизмы обладают своими характеристиками. Виды защиты имеют особое сло­весное выражение. Далее приводятся характеристики, пред­ложенные Плутчиком, Келлерманом и Конте, и то, как раз­личные виды психологической защиты могут скрыть или трансформировать некоторое чувство или эмоцию. Ситуация такова: подростка достаточно обидно отчитал учитель за не­выполнение задания (работа защиты идет с эмоцией гнева), вместо ответного агрессивного действия возможны следую­щие защитные реакции.

• Замещение — «Нападай на что-нибудь, что представ­ляет это». Реакция: «Вон идет дочь учителя, надо по­ставить ей подножку».

• Проекция — «Порицай это». Реакция: «Мой учитель просто ненавидит меня», «Мы все не в восторге от на­шего учителя».

• Компенсация — «Попытайся вновь приобрести это». Реакция: «Ничего, что я задание не выполнил, зато я вчера на спортивном соревновании победил».

• Идентификация — «Будь как это». Реакция: «По окон­чании школы я тоже буду учителем».

• Регрессия — «Плачь об этом или вернись к старому». Реакция: «Давайте подложим кнопку нашему учителю».

• Фантазия — «Мечтай об этом». Реакция: «Как было бы хорошо, если бы моего учителя уволили».

• Импульсивное поведение — «Делай что-нибудь». Ре­акция: «Я думаю, что угощу моего учителя яблоком».

• Вытеснение — «Не помни этого». Реакция: «Я попы­таюсь быть любезным с ним».

• Интроекция — «Не признавайся, где ты получил это». Реакция: «Учитель сам мне никогда не помогал».

• Изоляция — «Не чувствуй этого». Реакция: «Мне только кажется, что я сердит на него или что-то вроде этого».

• Отрицание — «Не замечай этого». Реакция: «Я вовсе не сердит на него».

• Реактивное образование — «Переверни это». Реакция: «Я думаю, что он действительно великолепен».

• Интеллектуализация — «Переопредели это». Реакция: «Эта ситуация напоминает мне то, как Ницше сказал, что гнев — это онтологическая безысходность».

• Рационализация — «Оправдай себя». Реакция: «Он так сердится, потому что у него плохое настроение».

• Уничтожение содеянного — «Отмени это». Реакция: «Попробую поговорить с учителем».

Для профилактики и коррекции агрессивных форм поведения взрослым (родителям и педагогам) следует использовать такие формы поведения, которые не будут закреплять агрессивное по­ведение в качестве устойчивой бессознатель­ной реакции. Помочь сформировать конструктивные реакции взрослых на защитное поведение детей и подростков поможет владение определенным набором правил.

Содержательная компонента технологии

Предмет технологии: правила, позволяющие сформировать конструктивную стратегию поведения взрослых в ответ на агрессивно-защитное поведение детей и подростков в напряженных ситуациях.

Цель: выработать у педагогов и родителей стратегии экстренного вмешательства для эффективного гашения детской или подростковой агрессии.

Технология разработана для предупреждения агрессивных поведенческих реак­ций различного происхождения. Стратегия экстренного вмешательства нацелена на уменьшение или избежание аг­рессивного поведения в напряженных ситуациях. В этих случаях психологи, педагоги или родители должны иметь адекватные установки в отношении проявления агрессии де­тьми. Специалисты должны владеть навыками работы с аг­рессивным поведением, а также навыками обучения родите­лей соответствующим умениям и установкам.

Операциональная компонента технологии

Для оптими­зации конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для взрослых. Правила экстренного вмешательства позво­ляют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми и подростками обеспечивать позитивное разрешение кон­фликтов и устанавливать партнерские отношения. Задача педагога-психолога –в интерактивной форме создать психологические условия для знакомства и отработки педагогами и родителями данных правил.

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следую­щие позитивные стратегии.

— простое игнорирование реакций ребенка/подростка;

— выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

— переключение внимания или предложение какого-ли­бо задания;

— позитивное обозначение поведения: «Ты злишься по­тому, что ты устал».

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрес­сию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое. Игнорирование является мощ­ным способом гашения нежелательного поведения.

Наши рекомендации