Ноября 2017 года, москва, асоу
Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков (Н.М. Платонова)
Методологическая компонента технологии
В основе технологии лежит представление об агрессивном поведении как одном из видов психологических защит (эго-защит), предложенное Р. Плутчиком, X. Келлерманом, X. Р. Конте (Плутчик Р., Келлерман X., Конте Х.Р., 1979). Эти авторы установили, что существуют связи между определенными видами психологической защиты; существуют также отношения между видами психологической защиты и определенными эмоциями. Эти отношения способствуют приспособлению индивида к окружающей среде, способствуют разрешению эмоциональных конфликтов.
Плутчик, Келлерман и Конте предложили строить модель механизмов защиты, основываясь на модели эмоций, предложенной Плутчиком. Он предложил модель из 4 пар биполярных эмоций, которые являются основными: страх-гнев, веселость-печаль, принятие-отвращение и надежда-удивление. Он предполагает, что все остальные эмоции — лишь смесь базисных. Плутчик, Келлерман и Конте полагают, что базисные эмоции связаны с отдельными защитными механизмами, в свою очередь зависящими от некоторых личностных черт. Эти авторы предположили, что индивид с сильными характеристиками личности имеет тенденцию выбирать определенные защитные механизмы.
Далее авторы предположили, что, так же как и среди эмоций, среди видов психологической защиты существует лишь небольшое число базисных защитных механизмов и что различные другие механизмы являются либо разными названиями одних и тех же, либо комбинацией базисных.
На основании экспериментальных данных эти авторы делают несколько выводов:
• конкретные виды психологической защиты служат для уменьшения тревожных чувств, связанных с определенными эмоциями;
• существует 8 основных защитных механизмов, которые служат для уменьшения тревожности, связанной с 8 основными эмоциями;
• среди 8 основных видов психологической защиты есть виды сходные между собой, а есть противоположные;
• главные диагностические личностные типы производятся от особых защитных стилей;
• для уменьшения тревожности, устранения конфликта индивид может использовать любую комбинацию защитных механизмов.
Плутчик считает, что в течение жизни индивид сталкивается с большим числом ситуаций, которые вызывают определенные эмоциональные состояния, такие, как гнев, страх, уныние и т. д. Довольно часто выражение эмоционального состояния создает дальнейший конфликт и дополнительную опасность. Результатом является то, что ребенок развивает защитные стратегии, которые представляют косвенные пути разрешения эмоциональных конфликтов. Однако специфические защитные стратегии развиваются в зависимости от специфических эмоций, вовлеченных в конфликт. Замещение, например, представляет защитный механизм, применяемый для разрешения конфликта, связанного с эмоцией гнева. Проекция — для совладания с чувством самоотвержения.
Аналогичную идею высказывают Э. Киршбаум и А. Еремеева, которые считают, что целью защиты является снятие остроты психологического переживания. При этом эмоциональная окраска ситуации всегда негативна, переживается как психологический дискомфорт. При использовании конкретной защитной техники происходит снятие негатива, некоторое облегчение. При переживании наступления облегчения при действии определенного защитной техники эта техника закрепляется как навык поведения. После этого аналогичные ситуации решаются аналогичным способом, и с каждым разом минимизируется расход энергии. Поскольку эта защитная техника приобрела тенденцию к самовоспроизводству и переносу на схожие ситуации и состояния, она начинает приобретать статус устойчивого образования. Таким образом, психологическая защита при нормальном формировании позволяет уменьшить агрессивные проявления. Но защитные техники, которые использует ребенок, могут сами по себе являться агрессивными, тогда агрессивное поведение закрепляется в качестве устойчивой бессознательной реакции.
Плутчик, Келлерман, Конте выделили 8 достаточно крупных видов психологической защиты, связанных с основными эмоциями:
• отрицание;
• компенсация;
• регрессия;
• проекция;
• реактивное образование;
• рационализация;
• вытеснение;
• замещение.
По мнению этих авторов, защитные механизмы обладают своими характеристиками. Виды защиты имеют особое словесное выражение. Далее приводятся характеристики, предложенные Плутчиком, Келлерманом и Конте, и то, как различные виды психологической защиты могут скрыть или трансформировать некоторое чувство или эмоцию. Ситуация такова: подростка достаточно обидно отчитал учитель за невыполнение задания (работа защиты идет с эмоцией гнева), вместо ответного агрессивного действия возможны следующие защитные реакции.
• Замещение — «Нападай на что-нибудь, что представляет это». Реакция: «Вон идет дочь учителя, надо поставить ей подножку».
• Проекция — «Порицай это». Реакция: «Мой учитель просто ненавидит меня», «Мы все не в восторге от нашего учителя».
• Компенсация — «Попытайся вновь приобрести это». Реакция: «Ничего, что я задание не выполнил, зато я вчера на спортивном соревновании победил».
• Идентификация — «Будь как это». Реакция: «По окончании школы я тоже буду учителем».
• Регрессия — «Плачь об этом или вернись к старому». Реакция: «Давайте подложим кнопку нашему учителю».
• Фантазия — «Мечтай об этом». Реакция: «Как было бы хорошо, если бы моего учителя уволили».
• Импульсивное поведение — «Делай что-нибудь». Реакция: «Я думаю, что угощу моего учителя яблоком».
• Вытеснение — «Не помни этого». Реакция: «Я попытаюсь быть любезным с ним».
• Интроекция — «Не признавайся, где ты получил это». Реакция: «Учитель сам мне никогда не помогал».
• Изоляция — «Не чувствуй этого». Реакция: «Мне только кажется, что я сердит на него или что-то вроде этого».
• Отрицание — «Не замечай этого». Реакция: «Я вовсе не сердит на него».
• Реактивное образование — «Переверни это». Реакция: «Я думаю, что он действительно великолепен».
• Интеллектуализация — «Переопредели это». Реакция: «Эта ситуация напоминает мне то, как Ницше сказал, что гнев — это онтологическая безысходность».
• Рационализация — «Оправдай себя». Реакция: «Он так сердится, потому что у него плохое настроение».
• Уничтожение содеянного — «Отмени это». Реакция: «Попробую поговорить с учителем».
Для профилактики и коррекции агрессивных форм поведения взрослым (родителям и педагогам) следует использовать такие формы поведения, которые не будут закреплять агрессивное поведение в качестве устойчивой бессознательной реакции. Помочь сформировать конструктивные реакции взрослых на защитное поведение детей и подростков поможет владение определенным набором правил.
Содержательная компонента технологии
Предмет технологии: правила, позволяющие сформировать конструктивную стратегию поведения взрослых в ответ на агрессивно-защитное поведение детей и подростков в напряженных ситуациях.
Цель: выработать у педагогов и родителей стратегии экстренного вмешательства для эффективного гашения детской или подростковой агрессии.
Технология разработана для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения. Стратегия экстренного вмешательства нацелена на уменьшение или избежание агрессивного поведения в напряженных ситуациях. В этих случаях психологи, педагоги или родители должны иметь адекватные установки в отношении проявления агрессии детьми. Специалисты должны владеть навыками работы с агрессивным поведением, а также навыками обучения родителей соответствующим умениям и установкам.
Операциональная компонента технологии
Для оптимизации конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для взрослых. Правила экстренного вмешательства позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми и подростками обеспечивать позитивное разрешение конфликтов и устанавливать партнерские отношения. Задача педагога-психолога –в интерактивной форме создать психологические условия для знакомства и отработки педагогами и родителями данных правил.
Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии.
— простое игнорирование реакций ребенка/подростка;
— выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
— переключение внимания или предложение какого-либо задания;
— позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое. Игнорирование является мощным способом гашения нежелательного поведения.