Система нади, десять пран, чакральная система
Интегральное "видение" энергетической структуры представляет восприятию образ вложенных друг в друга яйцеобразных коконов, внешне напоминающих сильно сжатые к вертикальной оси тороидальные тела, образованные множеством обладающих сложной пространственной организацией спирально струящихся плазмоподобных световых нитей. Традиционно эти "коконы" именуют "тонкими" телами, "оболочками" или "кошами" . Каждое "тонкое" тело соотнесено с определенным планом бытия в пространстве, обладающем соответствующими количествами пространственных и временных измерений, и, следовательно, с воплощенными на данном уровне организации энергетической структуры аспектами сознания, обеспечивающими определенный уровень самоосознания и осознания соответствующих этому уровню структурных и функциональных аспектов организации бытия интегрального Мира.
Интегральное "видение" энергетической структуры как целостного с точки зрения восприятия, замкнутого в трехмерном континууме "физического" мира является внепространственной и вневременной функцией. Энергетическая структура отдельного человеческого существа воспринимается при этом изолированно, будучи как бы "одиноко взвешенной" в бесконечности того, что можно было бы образно условно назвать "энергетической Вселенной". Одновременное интегральное "видение" двух человеческих существ вряд ли возможно . Для одновременного "тонкого" восприятия самих энергетических структур двух и более человеческих существ и их взаимодействия, фокусировка настройки восприятия должна быть смещена на уровень одной из "тонких" компонент. В таком случае при достаточной "частотной" ширине диапазона восприятия и достаточном для реализации "тонкого" восприятия и интерпретации его результатов количестве энергии в энергетической структуре "видящего" возможно восприятие более чем одного уровня организации энергетической структуры более чем одного индивидуального существа.
Для практического осуществления такого несколько "ограниченного" варианта "видения" в качестве объекта исходной концентрации внимания "видящего" выбирается "объем" энергетической структуры, "вложенный" в трехмерный объем органического тела, с последовательным "уходом" концентрации внимания "вглубь", т. е. расширением диапазона "настройки" "в направлении" все более и более "тонких" компонент энергетической структуры. "Тонкие" составляющие энергетической структуры при этом могут восприниматься как гигантские сгустки энергетических полей, распределенные в пространстве безграничной Вселенной и организованные в виде вложенных друг в друга огромных "многослойных" конусоподобных спиральных вихрей, обращенных вершинами вниз, а основаниями уходящих в бесконечность вверху . Если рассматривать несколько человеческих существ сразу, это выглядит так, словно все они являются неким единым гигантским космическим существом, имеющим несколько "точек выхода" или точек касания поверхности планеты - несколько органических тел . Различие же между "индивидуальными составляющими" этого "единого существа" - только в их вибрационных характеристиках . По крайней мере, так это может выглядеть при попытке трехмерной интерпретации воспринимаемой картины. Вероятнее всего, в некотором пределе так оно и есть, однако предел этот, скорее всего, оказывается значительно более "дальним", чем может показаться на первый взгляд. Не следует забывать о многомерности "собственно пространственных" и временных пространств, "откуда мы родом". То, что при "поверхностном взгляде" из трехмерного "физического" мира может показаться "единым космическим существом", в действительности имеет очень сложную многоступенчатую иерархическую структуру, каждый из уровней которой образован множеством индивидуальных функциональных существ, могущих иметь свои "точки выхода" в пространство проявленного в "физическом" мире. Поэтому, будучи Единым, мы, тем не менее, можем истоками тех "нисходящих" в "физический" мир потоков, "точками выхода" которых являются наши воплощенные в органических телах личности, иметь самые разные Сущности, принадлежащие к самым разным "местам" и "слоям" Интегрального Мира.
Говоря о "нисходящих" в "физический" мир потоках, я имею в виду следующее. При вертикальном положении тела относительно поверхности Земли оси конусов совпадают и образуют нисходящий из Бесконечности "сверху" "трубкоподобный" спиральный поток. Стенки этой "трубки" - два спиралевидных потока энергии, струящейся "вниз" из Бесконечности (один поток) и "вверх" в Бесконечность (второй поток), и у поверхности Земли "сворачивающейся" в то, что на более грубых уровнях восприятия интерпретируется как тело человеческого существа. Прежде чем "развернуться" в форму тела, энергия накапливается вокруг самой нижней точки нисходящего/восходящего потока (вершины самого нижнего конуса) в форме свитого спирально скрученной плазмоподобной нитью яйцеобразного утолщения - "канды", плотность распределения энергии в котором значительно выше, чем в нисходящем и восходящем потоках, а скорость потока - ниже. Это выглядит так, словно энергия нисходящего потока аккумулируется в этом утолщении, и там "запасается". Из канды как бы "произрастают" "вторичные", "третичные" и т.д. потоки, формирующие "тонкую основу" "физического" тела . Все они замкнуты на канду подобно тому, как вытянутая из клубка нити петля начинается и заканчивается в клубке. Таким образом, "энергетическая основа" "физического" тела "внешне" напоминает "упорядоченную путаницу" волокнообразных потоков энергии, или каналов, традиционно обозначаемых термином "нади" . Сеть нади является той основой, которая в процессе развития человеческой энергетической структуры как бы "обрастает" энергетическим полем, распределение которого управляется процессами, проистекающими в системе нади. В йогической традиции это "вторичное" по отношению к системе нади поле, именуемое также "внутренним энергетическим телом", образно описывается посредством концепции десяти пран - десяти различных по своим функциональным проявлениям и локализации компонент "эфирного дубля" - самого "грубого", то есть, самого "ближнего" к органическому телу из всех "тонких тел".
На эфирном дубле "собрано" физическое тело, существующее и развивающееся благодаря поступлению и ассимиляции еще более "грубой" энергии и пластического материала (питание и дыхание). Соотношение между системой нади и десятью пранами можно приближенно проиллюстрировать на примере соотношения между комплексом "скелет плюс нервная система" и остальной органической плотью: сеть нади - "скелет и нервная система" энергетического тела, зоны функционирования десяти пран - его "исполнительные ткани".
Система нади представляет собой довольно сложно организованную сеть нитеобразных потоков энергии с большим количеством узлов. Каждый узел - функциональный энергетический центр, который является своего рода шлюзом, регулирующим поступление и скорость перераспределения энергии в некотором множестве определенных участков каналов-нади. Поэтому традиционное название этих узловых центров - "врата" - марма. От того, насколько корректно функционируют мармы, зависит характер распределения энергетических потоков в каналах-нади, а от него, в свою очередь - то, насколько полноценным будет функционирование десяти пран. Ну, а распределение десяти пран уже имеет самое прямое отношение к состоянию "физического" тела.
Часто мармы путают с чакрами и грантхи, утверждая, что чакр и грантхи - много, что они могут находиться в любой части тела и т.п. Это - ошибка. Грантхи - узловые точки интерференции всех компонент энергетической структуры, чакры - энергетические вихри, "произрастающие" из грантхи, обладающие "сквозным" существованием во всех пространствах, где представлена энергетическая структура человеческого существа, и определяющие состояние энергетической структуры как интегрального мультипространственного формирования. Мармы - энергетические "шлюзы" системы нади - значительно более "локальные" образования, "привязанные" лишь к одному из уровней организации энергетической структуры и отвечающие непосредственно за распределение энергии в соответствующей компоненте энергетической структуры, а опосредованно - за распределение энергии в более "грубых" компонентах.
Собственно же чакральную систему в общих словах можно было бы описать примерно следующим образом.
"Сердцевина" традиционно именуемой "сушумной" "трубки" осевого нисходящего/восходящего потока "среднестатистического" (по положению на настоящий момент эволюционного развития) человеческого существа пуста и мертва, в ней нет никакого движения энергии, однако именно здесь локализованы "точки конвергенции" "тонких" компонент энергетической структуры - вершины гигантских "нисходящих" конусов, именуемые "узлами", или "грантхи" . Каждый узел грантхи - точка на энергетической оси человеческого существа в пределах объема его "физического" тела, в которую "сходится" пространственная структура соответствующего "тонкого" тела. На нынешнем этапе своего эволюционного развития обычное человеческое существо потенциально имеет семь индивидуальных "тонких" тел , и, соответственно, семь узловых точек их конвергенции в трехмерном пространстве - семь грантхи. Под потенциальным наличием семи "тонких" тел я понимаю существование пространственной предпосылки накопления соответствующим образом структурированной энергии. То есть пространство уже обладает организацией, необходимой для того, чтобы в нем существовала соответствующая структура распределения энергии. Это подобно тому, как существование лампочки еще не есть свет, для освещения комнаты нужно, чтобы по спирали внутри лампочки потек ток. В то же время, если есть сама лампочка, выключатель и проводка, подключенная к источнику электропитания, то для освещения помещения нужно просто знать, где находится выключатель и как им можно воспользоваться. Ну, и естественно, не полениться это сделать…
Для того, чтобы наполнить энергией пространственные структуры "больших вихрей" тонких тел, нужно заставить поток энергии "войти" в "мертвую зону" внутри "трубки", образованной нисходящим/восходящим главным спиральным потоком. Ибо только оттуда энергия может "войти" в грантхи и распределиться по всему объему соответствующего тонкого тела.
Пока человек функционирует в режиме, при котором вся наличная энергия расходуется на поддержание физиологических и психических процессов жизнедеятельности , ни о каком "вхождениии в мертвую зону" не может быть и речи. И только при условии наличия в системе значительного количества избыточной энергии можно "вытянуть" из клубка канды "дополнительную петлю" и заставить поток этой петли течь вверх по пустой сердцевине центрального "канала", по пути сквозь соответствующие грантхи последовательно проникая в "тонкие" составляющие энергетической структуры, наполняя их энергией и превращая тем самым в "рабочие" функциональные компоненты системы. Входя сквозь грантхи, восходящий поток энергии спиральным вихрем "пропитывает" соответствующую компоненту структуры, и она словно "вспыхивает живым огнем". Вся практика хатха-йоги направлена в конечном счете на то, чтобы накопить в системе достаточное для решения этой задачи количество энергии и научиться в совершенстве ее контролировать. Человек при этом становится совершенно другим существом - развив в себе таком образом новые аспекты функционального механизма энергетической структуры и научившись интерпретировать информацию, соответствующую тем уровням бытия, к которым эти аспекты принадлежат, он обретает возможность "видеть", чувствовать и знать фундаментальные вещи, восприятию, осознаванию и пониманию обычных "энергетически ограниченных" человеческих существ принципиально недоступные .
Входящий в соответствующее тому или иному грантхи "тонкое" тело поток энергии образует в самой вершине конуса "тонкого" тела - в трехмерном "срезе" в пределах формы органического тела - то, что традиционно именуется "чакрой" - вихревую зону с чудовищно высокой плотностью распределения энергии. Фактически, вся энергия, которой предстоит распределиться по стремящемуся к бесконечности объему "тонкой" компоненты, "транзитом" проходит сквозь эту зону, прежде чем "развернуться в структуре. Если поток энергии, обеспечивающий наполнение той или иной компоненты "тонкого" тела, отсутствует, говорить о наличии в энергетической структуре соответствующей чакры некорректно, ибо в таком случае фактически существуют лишь соответствующий грантхи и потенциальная возможность формирования чакры и разворачивания в пространстве соответствующей "тонкой" компоненты энергетической структуры.
По большому счету, то, что при дифференцированном "видении" тонких компонент энергетической структуры воспринимается как "конусы тонких тел" в действительности является лишь зонами "стягивания в точку" полюсов пространственно-энергетических "пузырей", сформированных потенциальной возможностью концентрации упорядоченного самоосознания в зоне контакта космической среды и поверхности планеты. При условии достаточно искусного владения техникой "видения" в принципе возможно "отследить" в пространстве Мира отдельную компоненту энергетической структуры как один из "пузыреобразных слоев" интегрального "пузыря". Это достигается за счет очень точной фиксации восприятия в диапазоне, соответствующем данной конкретной воспринимаемой компоненте .
Человеческая форма
Фактически нет никакой принципиальной разницы между "грубой" материей "физического" мира и "тонкой" материей "высших" миров. И то, и другое есть структурированное энергией определенным образом организованное и обладающее определенными характеристиками пространство. То, что мы воспринимаем реальность "физического" мира как нечто отдельное, отличное от всего остального, вернее, то, что мы, как правило, вообще не воспринимаем ничего, кроме "физической" реальности, обусловлено исключительно настройкой нашего восприятия. Изменение настройки требует энергии и осознанности. Без достаточных "вложений" энергии изменить настройку невозможно. При недостатке осознанности ее изменения могут быть неконтролируемыми, что грозит нарушениями адекватности человека его среде обитания, в частности, социальной адекватности, так как изменение диапазона восприятия изменяет фактическую реальность бытия. Ключами к контролируемым изменениям настройки восприятия являются намерение как стимул, ставящий перед Миром задачу изменения, и воля как инструмент реализации намерения, то есть средство управления перераспределением энергии.
Исходная настройка восприятия человеческого существа на "физический" мир есть результат социальной обусловленности в ситуации жесткой конкурентной борьбы за выживание в среде себе подобных на протяжении многих тысяч лет.
Таким образом, в своем нормальном состоянии среднестатистический представитель вида Homo sapiens является "наблюдателем снизу". Иерархия организации его восприятия "перевернута" по отношению к фактической иерархии уровней организации интегральной реальности Мира. Поэтому человек в современном среднестатистическом состоянии (условно назовем это явление "обычным человеком") более-менее полноценно осознает свои проявления лишь на уровне так называемого физического мира - самой "грубой", или "вещественной" компоненты интегральной реальности. В существовании полевых или эфирных феноменов мы отдаем себе чувственный отчет крайне редко и, как правило, в болезненных состояниях. Эмоциональная компонента наших проявлений, будучи доступной для восприятия, практически нам неподконтрольна. О том, что происходит с нами в ментальной сфере, мы в большинстве случаев просто не имеем понятия, хотя и подозреваем, что в нас есть некий аспект сознания, иерархически стоящий выше эмоциональной сферы и в принципе способный ее контролировать, однако в подавляющем большинстве случаев нами осознанно не задействованный. О том же, что происходит на уровнях Интегральной Реальности, более "тонких", чем ментальный, мы вообще не подозреваем. Соответственно, мы не подозреваем и о существовании более "тонких", чем ментальное тело, компонент нашей собственной энергетической структуры, именуемых "телами души и телами Духа". Чьи-то рассказы "о божественном" - не в счет, ибо реально существует для нас лишь то, что мы фактически воспринимаем. Хотя именно тела души и тела Духа есть то, что мы в действительности из себя представляем как космические существа.
Нормальное состояние сознания обычного современного среднестатистического представителя вида Homo sapiens представляет собой неконтролируемый психоэмоциональный фон, который условно можно было бы назвать "психоэмоциональным белым шумом". Составляющие его перепутанные друг с дружкой окрашенные самыми разными эмоциями мысли и желания живут своей собственной жизнью, причем образ этой жизни с контролем над волей, вниманием и осознанием самого индивида, в котором она протекает, в подавляющем большинстве случаев никак не связан. Более того, "самостоятельная жизнь" психоэмоционального мусора, подобно броуновскому газу заполняющего все свободное виртуальное пространство нашего сознания, сковывает все наше внимание и выедает львиную долю имеющейся в нашем распоряжении свободной энергии, поэтому, как правило, о реальной управляемой воле и фактически контролируемом внимании в случае обычного среднестатистического человеческого существа говорить вообще не приходится. Таких инструментов в его распоряжении просто нет. Обычный человек не управляет в себе ничем. Более того, он на сто процентов управляем. Его поведение импульсивно, поскольку контролируется импульсами, которые являются не более чем амплитудными выбросами из сферы "белошумного" психоэмоционального мусора. Каждый такой выброс - флуктуационный импульс в сознании, либо особо ярко эмоционально окрашенный, либо обладающий повышенной по отношению к общему уровню психоэмоционального белого шума интенсивностью (либо - и то, и другое). Общая картина распределения таких флуктуационных импульсов есть то, что воспринимается как личность. Естественно, ни о каком самоосознании на уровне личности не может быть и речи, поскольку само по себе явление личности является чисто виртуальным образом, который существу лишь до тех пор, пока хаотически булькающее варево неконтролируемых эмоций, мыслей и желаний выбрасывает импульсы - руководства к действию. Устойчивое прекращение неконтролируемой психоэмоциональной деятельности, которое, если верить Патанджали , является единственной фактической целью йогической практики, неминуемо приводит к стиранию личности. В терминах толтекской традиции это явление именуется "утратой человеческой формы". С момента утраты человеческой формы, собственно, и начинается эволюция осознания как таковая. До этого момента ни о какой свободе "собственного энергетического волеизъявления" не может быть и речи. Пока не преодолена власть "белого шума", воля остается под контролем личности, то есть, под контролем иллюзорного нечто, до уровня полного автоматизма зависимого от огромного количества случайных факторов. Впрочем, не только случайных. Не секрет, что знание основ психотехники позволяет целенаправленно влиять на формирование личностей человеческих существ. Будучи подкрепленной современными техническими средствами и владением технологиями психоэнергетического воздействия , базовая психотехника превращается в искусство программирования поведения как отдельного человека, так и сообществ человеческих существ на любом уровне и в любых сколь угодно широких масштабах… При условии знания некоторых "азов" корректировка спектра "психоэмоционального белого шума" - не такая уж сложная задача…
Распределение случайных факторов, обусловливающих формирование личности как совокупности амплитудных импульсов мотивации, подчиняется строгим закономерностям. Обычно импульсные выбросы структуры личности генерируются в тех "местах" виртуальной сферы сознания, где "температура" психоэмоционального "варева" превышает некий средний фоновый уровень, то есть там, где интенсивность "бульканья" флуктуаций виртуальной материи сознания несколько выше, чем средняя по всей сфере иллюзорного существования иллюзии личностного "я". Йога как устранение неконтролируемых флуктуаций состояния виртуальной материи сознания (йогах-читта-вритти-ниродхах) сообщает восприятию свойство фактической ясности, прекращает неконтролируемое рассеивание огромного количества энергии, "съедаемой" "белым шумом", дает контроль над распределением энергии в системе в целом, что позволяет перенаправить потоки прана-вайю и апана-вайю и "наполнить" "тонкие" компоненты энергетической структуры за счет введения в сушумну распрямленных витков из канды.
Интегральный тренинг
Интегральный тренинг есть комплексный тренировочный алгоритм, пользуясь которым, человеческое существо может целенаправленно изменять характеристики своей энергетической структуры на всех уровнях ее организации, осознанно развивая и совершенствуя как саму энергетическую структуру, так и все ее функциональные проявления.
Соответственно, технология интегрального тренинга - это практическая технология корректного применения вышеупомянутого алгоритма. Целью практики любой технологической системы интегрального тренинга является достижение состояния йоги - "читта-вритти-ниродхах" - то есть избавление от человеческой формы, независимо от того, каким языком пользуется практикующий и каким термином он это состояние обозначает.
Наиболее "рабочими" и эффективными для существ, чье восприятие сконцентрировано преимущественно в трехмерном "физическом" континууме, являются системы интегрального тренинга, основанные на трансформации "физической" компоненты энергетической структуры и осознании законов ее функционирования с последующим "выходом" на осознанное управление процессами, протекающими в "тонких" компонентах. Под "последующим выходом" в данном случае понимается не столько соотношение процессов во времени, сколько их положение в структуре "технологической иерархии".
Практика подобных систем интегрального тренинга расширяет диапазон восприятия за счет введения в "сферу осознаваемого" результатов деятельности тех мозговых структур, которые в исходном состоянии работают на подсознание и сверхсознание и, таким образом, в процессе осознанной жизнедеятельности обычного человеческого существа участия не принимают. Расширение диапазона восприятия обеспечивает расширение "поля воспринимаемой реальности". За счет установления контроля над деятельностью бывших ранее неподвластными волевому управлению компонент сознания человеческое существо обретает способность фактически воспринимать уровни Интегральной Реальности, за обработку информации с которых эти компоненты отвечают. Соответственно, у человека появляется возможность осознанно действовать в сферах Интегрального Мира, являющихся материальным воплощением вышеупомянутых уровней Реальности. Результатом становится обретение адекватного видения иерархической структуры Мира и естественным образом следующее из него изменение иерархической организации сознания человеческого существа, которая "переворачивается" и становится соответствующей фактической иерархии компонент энергетической структуры. Тем самым энергетическая структура и сознание приводятся в гармоничное состояние взаимной функциональной сбалансированности. Центр самоосознания смещается с уровня личности на уровень Сущности, соответствующий телу Духа, что позволяет сохранить "наработанный" уровень осознанности при переходе "через смерть"за счет сохранения непрерывности потока самоосознания. В случае обычного человеческого существа, центр самоосознания которого находится на уровне личности, соответствующем "физической" компоненте энергетической структуры, разложение "физического" и "ближних" к нему "тонких" тел при переходе "через смерть" нарушает непрерывность потока самоосознания.
Результат практики любой полноценной системы интегрального тренинга, в пределе, - переход сознания на более высокий функциональный уровень. В соответствии с терминологией Р. А. Уилсона - переход на уровень функционирования более высокоорганизованного контура. Смысл прекращения неконтролируемых процессов в сознании - уменьшение количества задействованной энергии, которая при переходе "втянется" в переходный процесс. Чем больше энергии задействовано в режиме текущего функционирования, тем более разрушительными для системы могут оказаться переходные процессы - это известно из банальной электротехники. Минимизация текущей психоэнергетической активности - способ защитить систему от разрушения при переходе в принципиально новый функциональный режим. Достаточно типичен случай, когда в процессе творчества при спонтанном переходе сознания на более высокий функциональный уровень органическое тело не выдерживает перегрузки, обусловленной переходными процессами
Хатха-йога
Хатха-йога есть полноценная гимнастическая технология интегрального тренинга, позволяющая достичь состояния йоги, пользуясь эффективными и самодостаточными техническими методами.
Самодостаточность тренировочной практики хатха-йоги состоит в ее непосредственности и обусловлена тем, что орудием практики и объектом воздействия техник является наиболее "материальная" компонента энергетической структуры - "физическое" тело, а сами тренировочные техники устроены таким образом, что их воздействие на "физическое" тело вполне определенным образом "отражается" на всех компонентах энергетической структуры вплоть до самых "тонких". Сообразно функциональному развитию энергетической структуры появляется возможность функционального развития воплощенного в ней сознания. Развитие сознания открывает путь к повышению уровня осознанности. Повышением уровня осознанности обеспечивается расширение диапазона восприятия, что естественным образом приводит к раскрытию новых уровней самоосознания и в результате - к достижению состояния йоги.
Фактическое расширение диапазона восприятия опирается на способность замечать изменения состояния сознания, а также состояний внутреннего и внешнего "психоэнергетических" пространств, что, в свою очередь, требует развития способности предельно концентрировать внимание и сохранять высший уровень концентрации в течение длительных промежутков времени, достаточных для того, чтобы "точечная" концентрация на состоянии отдельного объекта переросла в пространственную концентрацию на состояниях энергетических и психических пространств, пересечением которых данный объект является.
Технологический алгоритм
В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами . Каждая асана есть особое положение органического тела, которое, помимо непосредственного тренирующего воздействия на собственно "физическое" тело, формирует вполне определенную пространственно-энергетическую конфигурацию "тонких" составляющих энергетической структуры и тем самым оказывает соответствующее этой конфигурации развивающее воздействие на сознание. За счет отстройки и уплотнения распределения энергии в осевых компонентах "тонких" составляющих структуры, асана позволяет значительно повысить "энергонасыщенность" последней на всех уровнях. Тем самым "тонкие" составляющие энергетической структуры становятся более "заметными" и в большей степени доступными для восприятия. Соответственно, в сознании развиваются механизмы, позволяющие практикующему обрести контроль над "приобретенными восприятием" новыми "тонкими органами" либо над новыми свойствами и качествами органов, бывших "известными восприятию" "до того".
Для достижения максимального тренирующего эффекта и максимальной психоэнергетической эффективности практика асан совмещаются с практикой специальных техник управления распределением энергии в "тонких" компонентах энергетической структуры. Этот класс техник называют пранаямой - "искусством управления Силой". Целый ряд практических приемов пранаямы в своей основе имеет техники управления дыханием как "средством доступа" к осознанному контролю над процессами накопления и перераспределения энергии в так называемом "эфирном" теле - "тонкой" компоненте энергетической структуры, самой "ближней" к "физическому" телу по уровню организации. Освоение приемов управления потоками энергии "эфирного" плана открывает путь к освоению контроля над энергиями более высоких уровней.
За счет повышения концентрации энергии в "эфирной копии" при корректной практике комбинации асана-пранаяма возникают новые внутренние доминанты концентрации восприятия и происходит переориентация направления внимания, в обычном состоянии обычного человека рассеянно направленного вовне. Восприятие "втягивается" вовнутрь и внимание направляется на состояние "пространства внутренних ощущений". При достаточно интенсивной практике достигается столь высокая степень "сворачивания восприятия вовнутрь", что внимание полностью отключается от внешних объектов. Такое состояние именуется пратьяхарой - "отключением" или "стягиванием внимания внутрь" .
На этой стадии практики возникает состояние "остановки", именуемое также состоянием "внутреннего безмолвия". Свойственный обычному человеку в его нормальном состоянии неуправляемый безудержный поток мыслей, обусловленный потоком внешней "трехмерной" информации и чужими "психоэнергетическими наводками", прекращается, ибо поток внешней информации временно "отсекается", а внутренние психоэнергетические "наводки" возможны лишь в том случае, когда имеют место эмоциональные и прочие подобные реакции на внешние события и ситуации, за энергетические потоки которых может "зацепиться" психоэнергетическое воздействие.
Стягивание внимания внутрь приводит к предельной концентрации внимания на состоянии внутреннего "психоэнергетического пространства". Это именуется "сосредоточением" или "концентрацией внимания" - дхараной .
Углубление устойчивой концентрации на внутреннем психоэнергетическом пространстве приводит к осознанию связей внутреннего и внешнего, ибо внутреннее есть лишь ограниченная обусловленностью восприятия область бесконечности. Концентрация энергии в энергетической структуре и концентрация внимания приводят к осознанию связей внутреннего пространства с воспринимаемыми как внешние составляющими "тонкого" тела. Восприятие охватывает все более и более обширные сферы "психоэнергетических" пространств, в которых имеет место бытие энергетической структуры практикующего, концентрация внимания становится "объемной". Сфера восприятия расширяется, охватывая бесконечность, внимание отслеживает взаимосвязи и соотношения между пространствами различных уровней организации. Это состояние именуют "созерцанием" - дхьяной .
В результате созерцания приходит фактическое восприятие целостности и единства энергетической структуры, не разделенной на "внутреннее" и "внешнее", "грубое" и "тонкое", "ограниченное" и "бесконечное". Соответственно, самоосознание практикующего становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного пространственными рамками "физического" тела и временными рамками человеческой жизни. Это состояние называется "единением" - самадхи . В зависимости от уровня концентрации энергии в энергетической структуре, развитости самой структуры и положения, занимаемого Сущностью в Космической Иерархии (то есть от фактического уровня развития самоосознания), возможны различные по полноте и глубине стадии состояния самадхи . Объектом сосредоточения может быть любое явление, обладающее энергетической структурой или же проявляющее себя в качестве комплекса функциональных характеристик какой-либо структуры, то есть любой предмет, любое существо - как органическое, так и неорганическое, любое состояние, явление, действие - все, что угодно. Углубление концентрации на объекте с последующей трансформацией в созерцание и выходом в состояние единения включает структуру объекта первичной концентрации в структуру созерцающего. Имеет место слияние энергетических структур созерцаемого и созерцающего в восприятии последнего, именуемое самьямой . Результирующее постижение свойств, качеств и законов функционирования объекта созерцания приводит к возникновению у созерцающего способности посредством волевого манипулирования намерением управлять состояниями энергетической структуры объекта созерцания, внедрять функциональные свойства и качества своей энергетической структуры в энергетическую структуру объекта созерцания, распространять свойства энергетической структуры объекта созерцания на свою собственную энергетическую структуру и пользоваться проявлениями законов функционирования энергетической структуры объекта созерцания для трансформации своей собственной энергетической структуры.
В состояниях самадхи и самьямы человек осознает устройство своей энергетической структуры, ее соотношение с энергетическими структурами других существ и с бытием, развернутым в "тонких" пространствах Интегрального Мира, получая возможность согласовать иерархию компонент энергетической структуры с иерархией компонент сознания и уровней самоосознания. В итоге он обретает полный контроль над всеми функциональными компонентами своего существа, с наивысшего доступного ему уровня самоосознания контролируя функции уровней энергетической структуры посредством управления соответствующими уровнями сознания.