По пути к высокосинергическому обществу
Термин синергия был введен американским антропологом Руфь Бенедикт в 1941 году. Она изучала агрессию в различных племенах и сообществах и обнаружила, что общества, в которых агрессия была низкой или отсутствовала, имели социальную структуру благоприятствующую как индивидууму, так и группе в целом. Она назвала такие социальные порядки обществами с высокой синергией. И наоборот, общество с низкой синергией - это общество, в котором индивидуум, действуя ради собственного блага, поступал во вред обществу. Такие общества склонны к агрессии.
После того, как Бенедикт ввела термин "синергия", он был распространен на многие другие системы, помимо социальных. Здоровое тело - это отличный пример высокосинергичной системы: функционирование каждой клетки удовлетворяет потребности, как клетки, так и всего тела.
Сейчас главный смысл системы с высокой синергией состоит в том, что нет никакой разницы между действиями для себя и ради всеобщего блага. Каждый компонент системы вроде бы действует исключительно для себя. Клетка мышцы вашей ноги, например, не имеет отношения ни к благополучию клетки сетчатки глаза, ни к благополучию всего тела. Она имеет определенную функцию и справляется с ней. Но так как здоровый организм - это система с высокой синергией, то и клетка действует во благо целому, потому что это есть благо для нее самой. Также и в обществах с высокой синергией индивидуум действует во благо всего общества не потому, что он не эгоистичен и ставит общественный долг выше личных желаний, а потому, что благо для индивидуума есть благо для всего общества.
Говоря на языке биологии, особенности системы с высокой синергией - это характеристики здорового организма, что заставило некоторых людей рассматривать общества людей с позиций организма. Если параллель проходит таким образом, становится совершенно очевидно - наш теперешний общественный организм не совсем здоров. Если говорить о планете в целом, много человеческих обществ похожи на огромную раковую опухоль. Ведь, как указывает Конрад Лоренц, есть потрясающее сходство между злокачественной опухолью и аэрофотоснимком современной городской зоны, пожирающей всю окружающую природу.
Рак-явление низкой синергии, проявляющееся в том, что клетки человека больше не действуют во благо всего тела. В злокачественной клетке нарушены все генетические процессы. Гены контролируют функционирование каждой клетки и так как такие же гены находятся в каждой клетке тела, то они связывают отдельную клетку с системой в целом. В злокачественной клетке не соблюдается этот закон и она перестает выполнять присущую ей роль в сообществе, а идет своим собственным путем, размножаясь за счет остального организма.
Мы, как клетки биосистемы, потеряли знание о нашем отношении к системе в целом. В этом случае знание остается не в генах, а в уме. Это то, что присуще всем людям, а то, что растворяет пределы индивидуальности - ощущение единства, чистое "Я". Без этого осознания мы рассматриваем себя лишь как изолированные "клетки" и идем каждый своим путем, практически пренебрегая системой как единым целым.
В такой системе с низкой синергией индивидуальные действия выглядят полностью эгоистичными. Но ошибка не в эгоизме, ошибка только в нашей оценке себя как "закапсулированных в коже Эго". Выход, следовательно, не в том, чтобы попытаться подавить наши естественные интересы, а расширить наше осознание себя. Посвященный человек по-прежнему действует во благо себе, но теперь воспринимает себя и все остальное в рамках Универсального "Я", он приобретает знание, связывающее его с целым. Действия его самопроизвольно направлены как на благо его самого, так и всеобщее благо. Это и есть начало подлинного альтруизма, не вступающего в конфликт с эгоизмом, эгоизм и самоотречение сливаются. Это естественная и настоящая основа общества с высокой синергией: группа индивидуумов, работающих вместе не потому, что они "творят добро", а потому, что живут в гармонии с целым.
Пьер Тейяр де Шарден выдвигает аналогичные идеи. Он" обнаружил две дополнительные тенденции в эволюции: тенденция "крайней индивидуализации" и одновременная тенденция к "экспансивным взаимоотношениям и сотрудничеству". По этой схеме, эволюция есть "конвергенция" к развитию ''суперсознания... гармонизацией коллективного сознания", в котором обе тенденции достигнут своего полного выражения: "множество индивидуальных отражений, группирующихся вместе и укрепляющих друг друга, в акте единого единодушного отражения". Это, считает он, достигается с помощью мегасинтеза -"сверхорганизации, в которой все мыслящие элементы земли оказываются индивидуально и коллективно подчинены. Но этот синтез, подчеркивает он, не достичь при помощи поверхностных связей, а лишь путем синтеза центров: "только центр с центром должны вступать в контакт и никаким другим образом". Если под центром он подразумевает центр сознания, чистое "Я", то это как раз то, о чем говорит Махариши. Мы должны стремиться обрести не поверхностное понимание "нашей взаимозависимости, а непосредственное осознание нашей общей сущности, "чтобы наши индивидуальные цели парили в гармонии с целями всех других".
Иногда вызывает опасение, что общество просветленных людей может выглядеть как общество овец. Но это не так. Жизнь ради всеобщего блага не влечет ухода от индивидуальной автономии и целостности, так как ощущение единства никоим образом не портит ощущения разнообразия: каждый усиливает каждого, и оба живут во всей полноте. "Просветленное" общество - это общество разнообразных, но интегрированных индивидуумов настоящий "организм людей".
Сила Эволюции
Эволюция - это набирающий скорость процесс. Каждый новый шаг осуществляется лишь за часть времени, которое потребовалось предыдущему шагу.
Астрофизики недавно определили возраст вселенной, он составляет около 40'000'000'000 лет. Это отрезок времени, не поддающийся пониманию, и чтобы хоть как-то его охватить, давайте представим его сжатым в более привычный срок одного года. В течение первых десяти с половиной месяцев земли как таковой не существовало (она появилась лишь 4'500'000'000 лет назад). Относительно всей истории земли, первые признаки жизни - одноклеточные водоросли и бактерии появились где-то месяц назад. Две недели назад простые клетки стали организовываться в более сложные многоклеточные организмы. Эти существа начали выбираться из воды всего три-четыре дня назад. Все было совсем недавно в истории планеты. Динозавры бродили по планете только вчера и только начали появляться первые млекопитающие. Человеческие существа появились на сцене минут пятнадцать назад. Первая цивилизация появилась не раньше, чем за последние пять секунд года, и наше современное индустриально- технологическое общество насчитывает меньше, чем четверть секунды от роду. Нам надо лишь взглянуть на огромный прогресс, который был достигнут за наш собственный жизненный отрезок времени - всего лишь несколько сотых секунды в этом целом году, чтобы увидеть, что это ускорение в развитии не имеет ни малейших признаков замедления. Что же произойдет за несколько следующих секунд, оставшихся у нас? Чтобы увидеть это, давайте рассмотрим модель, которая стоит в основе эволюционного взрыва.
Каждый большой шаг в эволюции был более прогрессивно организован и усложнен. Атомы водорода конденсировались из межзвездного пространства, чтобы сформировать более сложные атомы, из которых состоит наша планета. Позднее, в этом "примитивном супе", различные атомы стали организовываться в более сложные органические молекулы, эти молекулы группировались вместе, формируя живые клетки и более сложные организмы эволюционизировали по мере того, как отдельные клетки группировались в более организованные системы. Ведь чтобы быть организмом, необходимо стать организованным, и тенденция к нарастанию организованности является не только силой эволюции, но и принципом самой жизни.
Если эта тенденция будет сохраняться, то велико искушение предположить, что следующий большой шаг в эволюции будет группирование индивидуальных организмов в высоко интегрированные социальные соединения. Именно была тенденция таковой в течение последних тысячелетий. За два последних столетия она была усилена взаимозависимостью, навязанной нам широкомасштабной индустриализацией, и совсем недавно технологические открытия привели нас к огромному усилению связей между индивидуумами и группами. Проявится ли эта тенденция в государстве "дружеского фашизма", где целый мир контролируется несколькими мультинациональными промышленными корпорациями или она придет к обществу с подлинно высокой синергией, это зависит от нас. Для первой альтернативы нам не требуется ничего. Для второй каждый индивидуум должен лично поднять свой уровень сознания и стать активным (и сознательным) участником эволюционного процесса. Невозможно отделить личное развитие сознания от прогрессивной организации, которая лежит в основе физической эволюции. Обе есть дополняющие друг друга перспективы водного процесса. Сознание в ментальном мире есть дополнение к устройству физического мира. Следовательно, развитие высшего состояния сознания есть проявление "силы эволюции" на ментальном уровне.
Эта дополнительная связь организации и сознания может привести к предположению, что более высокий уровень организации внутри социальных групп привел бы к возникновению соответственно более высокого порядка сознания - социального сознания или группового разума. Так как это был бы естественный двойник системы с высокой синергией, то возникло бы такое социальное сознание, которое было бы в безупречном согласии с сознанием индивидуума.
Социологи стремятся отбрасывать такие теории, обосновывая это тем, что большая часть знаний, собранных общественными науками, не приводит никаких доказательств существования "группового разума". Но все впереди. Хотя число людей в мире находится в том же порядке величин, что и число нервных клеток мозга (3,6 тысячи миллионов людей в сравнении с 10 тысячами миллионов нервных клеток), уровень организации и взаимодействия среди человеческих существ ничто в сравнении с невероятно сложной сетью коммуникаций между нейронами в мозге. Таким образом, если какая-либо группа или общественный разум находится в процессе развития, то их можно сравнить с сознанием земляного червя, едва ли уловимое нами. Однако, коллективное бессознательное Юнга есть индивидуальное проявление некой рудиментарной формы группового разума.
Судя по темпу, с которым постоянно ускоряется эволюционный процесс, следующий шаг, если он произойдет, будет через одно-два десятилетия. Этот шаг Тейяр де Шарден описывает как точку Омега: точку, в которой "Универсальное и Личное завершается друг в друге". Но было бы неверно полагать, что точка Омега - конечная точка эволюции или человеческого прогресса. Она должна представлять добавление другого измерения в эволюции. А новые измерения, благодаря тому, что они являются более истинными измерениями, не могут быть выражены с позиций старых представлений, то есть, стоя на нынешней позиции, невозможно представить этот новый уровень эволюции. Возможно, поэтому Махариши всегда говорит о ней с позиций бесконечности.