Эффективный порог сознательного опыта

Махариши говорит, что мышление на тонких уровнях значительно эффективнее. Он не имеет ввиду, что ментальная деятельность становится интенсивнее - это бы явно противоречило понятию тонкого уровня мысли. Он считает, что мышление на тонких уровнях более потенциально и эффективно. Если нам нравится вести машину, в которой звучит радио, то в случае поездки по шумной трассе на большой скорости, необходимо включить радио на полную мощность и все, что мы услышим - это общий мотив музыки, все остальное неясно и тонет в шуме. Если мы замедлим ход, то сможем уменьшить звук и при этом уловим ньюансы звучания. Так и мышление - при более спокойных уровнях деятельности, вся утонченность мысли открывается и мышление становится богаче, т.е. более эффективным. Снижение фонового шума всегда имеет особый эффект на восприятие и активность. Мозг можно рассматривать как огромную и сложную систему, принимающую решения. Каждая нервная клетка получает сигналы от сотен, а, возможно, тысяч других клеток. Некоторые из этих импульсов могут быть сигналами со множеством значений или могут быть нежелательным "шумом". Одна из функций мозга - выделить сигнал из шума, чтобы он мог определить как лучше отреагировать. Чем больше шума, тем труднее будет задача. Типичный пример: в тихой обстановке мы можем уловить две ноты, которые слегка различаются. Но если будет работать пневматическая дрель за окном, большинство из нас не определят эти две ноты. Из-за помехи, в этом случае внешнего шума, мозг не имеет достаточно информации, чтобы определиться. Обе ноты звучат "одинаково". Таким образом, протекают почти все процессы по выделению информации в головном мозге. Следовательно, тонкость нашего восприятия и чувствительность наших действий частично зависят от уровня, на котором мы можем улавливать малейшие изменения внутренних сигналов, а это, в свою очередь, зависит от уровня шума в системе.

В добавок к личным мнениям многих медитирующих, несколько других направлений в психологии, считают что существует общая повышенная чувствительность среди медитирующих. Грэхэм, Пайрот Браун и другие обнаружили значительные улучшения в восприятии. Шоу и Колб обнаружили, что время реагирования у медитирующих было значительно меньше, чем у немедитирующих, а Блесделл открыл, что ТМ исследуемые были более точны в сложных "глаз-рука" заданиях на координацию. Действительно, если все, что мы делаем, достигается при помощи нервной системы, то, чтобы добиться тончайшей разборчивости, надо ожидать уменьшения нервного шума, чтобы прийти к улучшению в любой сфере деятельности.

Разум

Острое восприятие, ясное мышление и более эффективное действие, что достигается при занятиях ТМ, ведет к увеличению умственных способностей. Когда используется слово ум, имеется в виду нечто, что отдает приказ и направление изменения. Человек стал умнее - имеется в виду, что мышление и поступки стали более упорядочены. То есть, чем умнее человек, тем лучше он может управлять получаемыми данными со множеством смыслов и направлять поступки в правильное русло.

На самом деле это концепция, которая придерживается современных подходов изучения разума, которые сейчас отошли от идеи разума как постоянного, т.е. как IQ (intelligence quotient - коэффициент умственного развития), и рассматривают его как способность человека узнавать, учиться, как результат пройденного.

Хотя нет возможности в рамках этой книги обсудить предмет полностью, некоторые направления в исследованиях выдвигают мысль, что ТМ увеличивает быстроту и емкость информационных процессов в мозге, изменений, которые, как мы ожидаем, ведут к увеличению умственных способностей. Тесты, проведенные в Голландии, подтверждают это. Измеряя такой показатель как "рост умственных способностей", было обнаружено, что школьники, занимавшиеся медитацией, значительно обходили контрольную группу.

Махариши рассматривает упорядоченность мышления как результат упорядоченности мозговой деятельности (проиллюстрированной в синхронности и согласованности образцов ЭЭГ) и утверждает, что сама эта упорядоченность есть прямое следствие того, что нервной системе дается отдых. Он пишет:
"Это правило 'интеллектуальности через отдых' аналогично всеобщему закону природы, открытому физикой и применимому ко всем природным системам.
Этот закон - третий закон термодинамики - гласит, что энтропия (беспорядок) снижается, когда температура (активность) падает и что при условии нулевой энтропии совершенный порядок совпадает с температурой абсолютного нуля (полное отсутствие активности). Область температуры, близкая к абсолютному нулю в физических системах тесно связана со строгой тенденцией к волновой синхронии и соотношению, и служит примером начала сверхпроводимости и сверхтекучести в области абсолютного нуля, когда наблюдается минимум активности. Это наводит на явную аналогию с синхронией мозговых волн, вызванной полным отдыхом во время ТМ. Если с целью сравнения мы определим 'умственную температуру', соответствующую уровню умственной и нейтрофизической деятельности, и будем систематически добиваться этого через ТМ, мы определим ряд тенденций в человеческом уме, которые напомнят нам о третьем законе термодинамики. Эта квантовая механическая особенность указывает, что упорядоченность ума и мышления естественна для человека. ТМ дополняет эту упорядоченность, давая возможность уму следовать естественной тенденции наиболее общих моделей природы".

Мысль, что тенденция к порядку - это естественный импульс жизни, была признана физиком Эрвином Шредингером. "Жизнь, - писал он, - питается негативной энтропией. "Если бы общая энтропия организма была увеличена, то он впал бы в состояние молекулярного беспорядка, характерного для смерти. Существо выживает, так как оно может "выпить" порядок из своего окружения и остается в высоко упорядоченном состоянии. Следуя Махариши, мы можем сказать, что жизнь есть, следовательно, выражение ума в Природе, и что производя умственную деятельность, ТМ дает возможность личности почерпнуть больше порядка и больше самой жизни.

Творчество

Творчество часто рассматривается как способность создавать новые и оригинальные изменения и обычно вызывает некоторые ассоциации или синтез ранее несвязанных концепций. Ньютон, наблюдавший как падает яблоко, провел связь между движением яблока и орбитой луны, и создал свою теорию гравитации. Шекспир противопоставил любовь долгу в "Антонии и Клеопатре" а Сезанн внес различные элементы в живопись и подчеркнул их единство в своих картинах.

Многие творческие люди, как ученые, так и художники, замечали, что созидательный процесс происходит тогда, когда ум находится в спокойном состоянии. Кекуле, например, рассчитал формулу бензина (проблема, которая ставила в тупик многих ученых его времени), когда он предавался праздным размышлениям, сидя у огня. И любому школьнику известно, что Кольридж сочинил поэму "Кубла Хан" во сне.

Согласно модели ума по Махариши, состояния сновидения, мечтания соответствуют тончайшим уровням мышления. Считается, что тонкие слои мышления, в отличие от плотных, менее сформированы и определены, и чем больше барьеров будет снято, тем больше появится шансов для создания между ними перекрестных связей. Ассоциации, возникающие в таких состояниях, принимают более конкретную форму, то есть творческая личность сможет чередовать состояния грез и поверхностного бодрствования.

Благодаря этому внимание сможет переводиться на более глубокие уровни сознания, чем это бывает при сновидениях, что позволит установить более прочные и простирающиеся перекрестные связи.

Общепризнано, что выйдя из медитации, человек находит решение проблем, которые находились в сознании длительное время. Во время медитации не предпринимается попыток найти решение проблем - это бы удерживало внимание на поверхностных уровнях мышления и мешало медитации: ассоциация возникает спонтанно, без сознательного управления. Более того, расширяя сознательную способность ума, ТМ дает возможность удерживать сознание на глубоких уровнях мышления и в состоянии бодрствования. Творческая мысль становится общей чертой жизни, работая в состоянии бодрствования так же, как и в состоянии мечтаний.

Мы могли бы рассмотреть созидательный процесс, основываясь на функциях двух полушарий мозга. Существуют доказательства, что творческая мысль связана с правым полушарием. Но творческая личность может полностью задействовать и левое. Интуитивная проницательность бесполезна, если ее нельзя сформулировать и передать. Творческая личность - это человек, который может установить спонтанные перекрестные связи и затем развить словесное (вербальное) или символическое выражение этого синтеза. Эта интеграция усиливается типом мозговой синхронизации, наблюдаемой в процессе ТМ, и тот факт, что она продолжается после медитации, говорит о том, что ТМ должна вести к общему росту творчества. Эта гипотеза возникла из проверок медитирующих, которые действительно демонстрировали высокий творческий потенциал.

С точки зрения художественного творчества была высказана мысль, что снижение стресса привело бы к снижению и творческих возможностей. Считается, что множество шедевров в искусстве было создано людьми, которые находились в значительном стрессе, и что стресс необходим для творчества. Если бы стресс был удален, то стимул для художественного выражения отсутствовал бы.

Отвечая на это, Махариши допускает, что некоторое "побуждение" необходимо для художника - любая деятельность нуждается в стимуле и побуждении - но, говорит он, нет необходимости в том, чтобы этим стимулом был стресс. Если устранить стресс полностью, то любое побуждение для творческой деятельности сможет свободно проистекать. В сущности, он делает такое же различие между стрессом, как физиологическим вредом, и давлением на котором я подробно останавливался в предыдущей главе. Художнику нужен стресс, в смысле напряжения, но не в смысле физиологического недуга. Если нервная система художника недостаточно крепка, чтобы справиться с требованиями, то давление, необходимое для творчества может проявиться в физиологическом недуге. Точка зрения Махариши состоит в том, что хотя такой физиологический стресс, для большинства художников может быть неизбежным следствием их труда, в нем нет необходимости. Творчество зависит от присутствия высокого сознания, открытости ума и способности решать внутренние разногласия путем творческого синтеза. Эти качества возрастают при уменьшении физиологического стресса.

Полейте корень!

Махариши настаивает, что множество проблем возникает во время стресса, и что ТМ, отпуская стресс, эффективно добирается до корня источника проблем. Но это не значит, что сама по себе ТМ постоянно решает все проблемы. Многие проблемы есть результат серьезных физических затруднений и их можно решить только действием на физическом уровне. Махариши полагает, что если добраться лишь до лежащих на поверхности симптомов, без одновременного стремления к корню, то полного решения не найти.

Махариши уподобляет процесс медитации садовнику, ухаживающему за больным кустом. Листья могут увядать, менять цвет или болеть, но если бы садовник уделял внимание только этим симптомам, далеко бы он не ушел. Решение, которое предпринял бы любой садовник - поддержание правильного питания корня и предоставление природе возможности позаботиться самой о себе.

Много времени мы проводим в заботах о листьях, а не корне наших проблем. Мы видим бесчисленные трудности вокруг нас: личные, сознательные, политические, экономические, связанные с образованием и окружающей средой. Находясь перед лицом огромного количества проблем, мы зачастую реагируем так: выбираем наиболее срочные и наименее трудные, продвигаясь вперед и пытаясь найти решение. Но чаще всего это борьба с симптомами значительно более трудных проблем. Было бы правильнее дойти до корня проблемы, и во многих случаях корень - это личный стресс.

Махариши суммирует это одной фразой: "Полейте корень, чтобы насладиться плодом". Заметьте, он говорит "...чтобы насладиться плодом", а не просто "и насладиться плодом", что равносильно получению удовольствия вроде побочного эффекта. Он подчеркивает, что конечная цель медитации состоит не в ощущениях тонких уровней мысли, отдыхе, освобождении от стресса или развитии Творческого Разума, а в удовольствии, которое наступает в итоге. Это и есть наполненность личности, придающая ей ценность.

Наши рекомендации