Пожарная безопасность в цеху изготовления детали
Основными причинами пожарав механическом цеху являются нарушения технологического процесса; неисправность электрооборудования (короткое замыкание, перегрузки); неудовлетворительная подготовка оборудования к ремонту; самовозгорание промасленной ветоши и других материалов, склонных к самовозгоранию; износ и коррозия оборудования; неисправность запорной арматуры и отсутствие заглушек на ремонтируемых или законсервированных аппаратах и трубопроводах; искры при электро- и газосварочных работах; конструктивные недостатки оборудования и др.
Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности производится в соответствии с ТКП 474–2013 [7] на шесть категорий. Участки литейного цеха относятся к категории Г2. Степень огнестойкости здания – II в соответствии с ТКП 45–2.02–142–2011[8].
Основы противопожарной защиты предприятий определены стандартами (ГОСТ 12.1.004–90 ССБТ [24] и ГОСТ 12.1.010–76 ССБТ). Пожарная безопасность обеспечивается мероприятиями профилактического характера и устройствами систем пожаротушения и взрывозащиты.
Мероприятия по пожарной профилактике разделяются на организационные, технические, режимные и эксплуатационные. Организационные мероприятия предусматривают правильную эксплуатацию машин и внутризаводского транспорта, правильное содержание зданий, территории, противопожарный инструктаж рабочих и служащих, организацию добровольных пожарных дружин, пожарно-технических комиссий, издание приказов по вопросам усиления пожарной безопасности и т.д. К техническим мероприятиям относится соблюдение противопожарных правил, норм при проектировании зданий, при устройстве электропроводов и оборудования, отопления, вентиляции, освещения , правильное размещение оборудования.
Эксплуатационными мероприятиями являются своевременные профилактические осмотры, ремонты и испытания технологического оборудования.
К первичным средствам пожаротушения относятся: огнетушители, пожарные щиты, укомплектованные шанцевым инструментом (багор, кирка, лопата); ящики с песком, асбест, войлок (кошма) и емкости с водой. Литейный цех снабжен порошковыми огнетушителями ОП-10 и ручными углекислотными огнетушителями ОУ-2, ОУ-5, ведрами, ящиками с песком и лопатами. Их количество определяется нормами в зависимости от назначения помещения и пожарной опасности технологического процесса. В случае возникновения пожара предусмотрены пути эвакуации и эвакуационные выходы людей. Согласно требованиям ТКП 45-2.02-279-2013 ширина проходов 2 м и высота от пола до низа выступающих частей 2 м, а число выходов 3. К эвакуационным выходам относятся двери, ворота, проемы.
Рисунок 2.4.4 – План эвакуации из здания МЦ1 ОАО «МЗШ»
2.5 Предложение по усовершенствованию базового варианта технологического процесса механической обработки детали
В результате анализа заводского технологического процесса предлагаются следующие усовершенствования:
1. на операции 005 Токарно-многорезцовая, выполняемую на станке 1К282 заменить стандартные резцы 2100-1015 на резцы 2102-5005 с пластинами SNMG-150612-PR GC 4225 Sandvik
2. Вместо операции 031, выполняемой на станке модели 2С170, ввести операции:
- 031. Вертикально – сверлильная. Выполняется на станке модели 2Н125. На операции будет обрабатываться отверстие Ø101.
В базовом варианте используeтся специальный вертикально - сверлильный станок модели 2С170, используемый для специальных наладок. На данном станке использован 3-позиционный поворотный стол и 8-шпиндельная коробка. Имеет значительно большую площадь за счет поворотного стола (1,29х0,875 мм без учета поворотного стола против 0,91х0,55 мм и 1,13х0,805 мм по данным).
Более энергоемкий (7,5 кВт против 1,5 кВт и 2,2 кВт по данным).
Предлагаемый станок выполнен специальным, непереналаживаемым, только под заданную деталь, заданную годовую программу N=5000 шт, которую он выполнит за 1-2 недели и остальное время будет простаивать.
В предлагаемом варианте используются менее производительные станки указанные выше, но более экономичные, как было отмечено, по площади и мощности станки, которые могут быть применены и для других деталей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая часть преддипломной практики проводилась в УО «МГПЛ №9 автомобилестроения» в период с 27.10.2017 по 02.11.2017 года, где были собраны документы для выполнения дипломного проекта, а именно:
Образовательный стандарт специальности 3-36 01 51 «Технология сварочных работ»;
Учебный план специальности 3-36 01 51 «Технология сварочных работ»;
Учебная программа по учебному предмету «Электротехника».
Проведен анализ образовательного стандарта специальности 3-36 01 51 «Технология сварочных работ». Специалисту в данной области следует разбираться не только в сплавах и металлах, но также и в электротехнике.
Выпускник, обучавшийся по данной специальности, изучающий предмет «Электротехника», должен знать:
– сборочные электрические схемы и конструкции различных сварочных машин, автоматов, полуавтоматов и источников питания;
– единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
– методы измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
– свойства постоянного и переменного тока;
– назначение, устройство, принцип действия в правила включения электроизмерительных приборов;
– методы защиты от короткого замыкания;
– способы заземления, зануления;
– устройство обслуживаемого оборудования и инструмента для резки, стационарных и переносных кислородных, плазменно-дуговых машин, ручных резаков и генераторов различных систем, специальных приспособлений;
– устройство обслуживаемых кислородных и плазменно-дуговых машин;
– устройство и принцип работы обслуживаемой газосварочной аппаратуры, газогенераторов, кислородных и ацетиленовых баллонов, редуцируюших приборов и сварочных горелок;
– устройство и принцип действия обслуживаемых электросварочных машин и аппаратов для дуговой сварки переменного и постоянного тока, электросварочных автоматов и полуавтоматов, сварочных камер, плазмотронов и источников питания [1].
Выпускник, обучавшийся по данной специальности, изучающий предмет «Электротехника», должен уметь:
– устанавливать режимы сварки;
– измерять основные параметры электрических, магнитных и электронных цепей;
– использовать в работе электроизмерительные приборы в соответствии с их назначением;
– обслуживать электросварочные и плазморезательные машины, газосварочную аппаратуру автоматов и полуавтоматов, плазмотрона [1].
В ходе анализа учебного плана УО «Минский государственный профессиональный лицей № 9 автомобилестроения», обеспечивающего получение профессионально-технического образования на основе общего базового образования по специальности 36 01 51 «Технология сварочных работ» со сроком обучения 3 года, было выявлено, что учебный предмет «Электротехника» входит в общепрофессиональный цикл профессионального компонента и изучается на первом курсе в течение двух полугодий и на втором курсе в первом полугодии. На изучение учебного предмета «Электротехника» отведено 80 часов, что составляет 20,7 % от общего числа часов.
Анализ учебной программы предмета «Электротехника» показал, что учебный предмет «Электротехника» входит в состав общепрофессионального цикла профессионального компонента учебного плана при организации обучения по специальности «Технология сварочных работ» и квалификации «Электрогазосварщик».
О степени значимости учебного предмета при подготовке электрогазосварщика можно судить по перечню тех знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в результате изучения предмета.
В результате изучения предмета «Электротехника» учащиеся должны приобрести сведения об электрических и магнитных цепях, электротехнических устройствах, методах измерения электрических величин, производстве, распределении и потреблении электрической энергии [3].
На изучение учебного предмета, исходя из требований профессионально-квалификационной характеристики учебных специальностей отведено 80 часов[3].
При изучении предмета «Электротехника» тема 7.3 «Электродвигатели постоянного тока» имеет особое значение, так как после изучения данной темы будущий специалист должен знать устройство и принцип действия электродвигателей постоянного тока, схемы включения их обмотки возбуждения.
Анализ существующего методического обеспечения учебного занятия показал, что урок на тему «Электродвигатели постоянного тока» учебного предмета «Электротехника» проводится в аудитории 105 «Электротехника».
Аудитория оснащена учебными партами в количестве 15 шт. и стульями для учащихся 30 шт., стол и стул преподавателя 1 шт., учебная доска 1 шт, телевизор 1 шт., плакаты с наглядными пособиями, макет электродвигателя.
Для проведения урока на тему «Электродвигатели постоянного тока» ранее использовались вербальные средства обучения - учебник Китунович Ф. Г., Зинчук С. Д. Электротехника : учеб.пособие / Китунович Ф. Г., Зинчук С. Д. - Минск : Техноперспектива, 2004. - 357 с., видеоролик «Электродвигатели постоянного тока».
Для усовершенствования педагогического процесса предлагаю дополнить средства обучения, которые уже используются, средствами статической проекции (презентация):
– Электронный слайд №1 «Электродвигатель постоянного тока»
– Электронный слайд №2 «Устройство и принцип действия ЭПТ»
– Электронный слайд №3 «Статор (индуктор)»
– Электронный слайд №4 «Ротор (якорь)»
– Электронный слайд №5 «Коллектор»
– Электронный слайд №6 «Принцип работы ЭПТ»
– Электронный слайд №7 «Коммутация в электродвигателях постоянного тока»
– Электронный слайд №8 «Способ возбуждения ЭПТ»
Инженерная часть преддипломной практики проводилась в ОАО «Минский завод шестерен» в период с 13.10.2017 по 26.10.2017 г. Предприятием были обеспечены условия прохождения практики.
Руководителем практики осуществлялся ежедневный контроль над выполнением программы практики, оказывалась помощь в написании отчета. Со стороны университета руководитель практики также предоставил все условия прохождения практики.
Был проведен выбор станочного приспособления, рассмотрена его конструкция и описан принцип его работы, выбран вспомогательный инструмент для разработки технологического оснащения операции механической обработки детали. Собраны все материалы по экономическому разделу: калькуляция, стоимость электроэнергии, инструмента, отходов, стружки и СОЖ. Также вся информация по разделу «Охрана труда» была изучена и включена в отчет.
В инженерной части преддипломной практики представлены следующие усовершенствования процесса механической обработки детали:
1. на операции 005 Токарно-многорезцовая, выполняемую на станке 1К282 заменить стандартные резцы 2100-1015 на резцы 2102-5005 с пластинами SNMG-150612-PR GC 4225 Sandvik
2. Вместо операции 031, выполняемой на станке модели 2С170, ввести операции:
- 031. Вертикально – сверлильная. Выполняется на станке модели 2Н125. На операции будет обрабатываться отверстие Ø101.
В базовом варианте используeтся специальный вертикально - сверлильный станок модели 2С170, используемый для специальных наладок. На данном станке использован 3-позиционный поворотный стол и 8-шпиндельная коробка. Имеет значительно большую площадь за счет поворотного стола (1,29х0,875 мм без учета поворотного стола против 0,91х0,55 мм и 1,13х0,805 мм по данным).
Более энергоемкий (7,5 кВт против 1,5 кВт и 2,2 кВт по данным).
Предлагаемый станок выполнен специальным, непереналаживаемым, только под заданную деталь, заданную годовую программу N=5000 шт, которую он выполнит за 1-2 недели и остальное время будет простаивать.
В предлагаемом варианте используются менее производительные станки указанные выше, но более экономичные, как было отмечено, по площади и мощности станки, которые могут быть применены и для других деталей.