Участок окраски и антикоррозионного покрытия
На окрасочном участке станции может выполняться окраска со снятием старого лакокрасочного покрытия, подкраска местных повреждений, окраска отдельных деталей кузова и нанесение антикоррозионной противошумной мастики на днище кузова.
Общий технологический процесс окраски включает подготовку поверхности под окраску, грунтование, шпатлевание, шлифование, нанесение промежуточных и внешних слоев покрытия. При этом необходимо строго соблюдать режимы сушки, предусмотренные для каждого нанесенного слоя покрытия.
При подготовке поверхности под окраску удаляют старую краску с наружной поверхности кузова смывками СП-6, АФТ-1, металлическими щетками и скребками. Затем механически обрабатывают наружную поверхность кузова до металлического блеска
шлифовальной машиной МШ-1М. При необходимости производят сварочные и рихтовочные работы, а затем удаление коррозии с поврежденных мест поверхности кузова составами 1120 или 107. Обработанные места промывают и сушат при температуре 90° С. После этого наружную поверхность кузова обезжиривают уайт-спиритом, протирают ветошью и обдувают сжатым воздухом. Не-окрашиваемые поверхности защищают бумагой и липкой лентой. Затем наносят фосфатирующий грунт (ВЛ-02, ВЛ-08) на наружную поверхность кузова краскораспылителем КР-Ю или КРУ-1 и сушат при температуре 18—23° С.
Следующая операция — нанесение антикоррозионного грунта ЭФ-083 с катализатором № 13 на наружную поверхность кузова теми же краскораспылителями, после этого снова сушат при температуре 90° С. Далее наносят шпатлевку МС-006 на дефектные места и сушат при температуре 18—23° С.
Мокрое шлифование выправленных мест и наружной поверхности кузова производят шлифовальной машиной МШ-1М, после чего промывают поверхность и снова сушат при температуре 90° С. После проведения этих операций наносят выявительный слой эмали (МЛ-152, МЛ-197) и сушат при температуре 90° С. Затем осуществляют выравнивание шпатлевкой МС-006 мелких дефектов, сушку при температуре 18—23° С, мокрое шлифование, промывку и сушку кузова при температуре 90° С, после чего наносят первый слой эмали и выдерживают и снова наносят последующие слои эмали, которые сушат при температуре 90° С.
Заключительная операция — контроль ОТК,-
Местная подкраска заключается в подготовке к окраске, выполняемой с помощью смывок, скребков, шпателей, кистей и окрасочных пистолетов. Окраску кузова автомобиля распылением, а также сушку производят в специальных камерах. Проектами СТОА предусмотрена комбинированная окрасочно-сушильная камера типа «Афит». Сушка местных подкрашенных участков производится как в окрасочно-сушильной камере, так и с помощью передвижных ламповых установок.
На окрасочном участке также предусмотрено покрытие днища кузова автомобилей противошумной и антикоррозионной мастикой на подъемнике-опрокидывателе П-461. Перед нанесением защитных покрытий поверхности очищают от старого антикоррозионного покрытия, ржавчины, старой краски и загрязнений проволочными щетками, скребками или химическим способом. Производят механическую обработку днища кузова шлифовальной машиной МШ-1М, обдувку сжатым воздухом и обезжиривание уайт-спиритом. Затем наносят фосфатирующий грунт ВЛ-02 или ВЛ-08 краскораспылителем. После этого наносят слой мастики БПМ-1 толщиной 1,5—2 мм на днище кузова с помощью установки НАМИ Л-902 или ГАРО-183, а также кистью и сушат в естественных условиях. В качестве защитных покрытий применяют также антикоррозионную мастику №213, 580 или противошумную мастику № 579.
Все процессы, связанные с подготовкой смесей, приготовлением лаков и красок и разбавлением растворителей, мойку пистолетов, краскоприготовительных и красконагнетательных бачков выполняют в специальных вентилируемых помещениях.
Для подбора колера при частичной окраске на участке имеется отдельное помещение и специальное оборудование: шкаф для приготовления краски и окраски образцов, сушильный электрический шкаф.
Подбирают колер следующим образом. По специальному каталогу, содержащему наиболее часто встречающиеся цвета и их оттенки, определяется количество каждой краски для получения1 данного колера. Нужные краски смешивают, и полученной смесью окрашиваются образцы. После сушки цвет образца сличают с цветом подкрашиваемой детали. Если цвета совпадают, необходимый участок поверхности детали подкрашивают и полируют.
Технологический процесс окраски кузова автомобиля и его деталей в условиях СТОА достаточно сложен и трудоемок. Однако при использовании современного технологического оборудования (приложение 10) и рациональной технологии (см. рис. 36) этот процесс успешно выполняют СТОА на 15 и более рабочих постов.
ОБОЙНЫЙ УЧАСТОК
Обойный участок предназначен для выполнения работ по ремонту и изготовлению обивки кузова и сидений автомобилей.
На обойном участке производят следующие виды работ: снятие и установку обивки кузова, спинок и подушек сидений; разборку и сборку подушек сидений; ремонт обивки кузова спинок и подушек сидений; изготовление и сборку новых деталей обивки кузова; замену обивки кузова, спинок и подушек сидений: изготовление чехлов для сидений автомобилей и утеплительных чехлов для двигателей.
Обойный участок оснащен технологическим оборудованием, перечень и краткая характеристика которого приведена в приложении 11. Снятие и установку обивки кузова и сидений автомобиля можно осуществлять как на постах участка по ремонту кузовов, так и на постах участка ТР. Важное значение для сохранения обивки имеют соблюдение технологии на снятие и установку обивки кузова автомобиля, а также качественное и своевременное выполнение ремонта.
Разборку подушек и спинок сидений производят на специальном верстаке, оборудованном вытяжным устройством для удаления пыли. Поврежденные металлические каркасы и основы сидений направляют для ремонта на кузовной участок, а ослабевшие согнутые или сдвинутые по оси пружины заменяют новыми при сборке подушек и спинок сидений. Типовая технологическая схема обойного участка приведена на рис. 36.
Обивка кузова и сидений автомобилей поступает на обойный участок из зоны ТР или с постов участка по ремонту кузовов для выполнения необходимых ремонтных работ. Детали обивки К) изготавливаются из кожзаменителя на тканевой основе. В случае загрязнения обивку следует мыть теплой мыльной водой с небольшим добавлением двууглекислой соды.
Обивку кузова автомобиля временно хранят до начала ремонт пых работ на стеллаже.
Ремонт обивки производится с полной или частичной ее разборкой в зависимости от вида ремонта и состояния самой обивки. Способ ремонта обивки зависит от характера повреждений и материала обивки. Небольшие повреждения можно устранить, подклеивая кожзаменитель того же цвета клеем 88 НП МРТУ 38-5-6022-65 или клеем ПЭФ-2/10 с последующей выдержкой под прессом в течение 1 —1,5 ч. При больших повреждениях отдельных деталей обивка кузова, ремонт должен быть организован на основе использования запасных частей.
Основной и самой трудоемкой работой обойного участка является ремонт подушек и спинок сидений. Процесс их ремонта обычно включает следующие основные этапы работы: разборку, дефектовку, разметку, раскрой, пошив, сборку спинок и сидений.
Разметку производят мелом по шаблону или по старой обшивке, снятой с ремонтируемого узла. Для раскроя материала по разметке используют портновские ножницы. Пошив обивки осуществляют на швейной машине. Пошив соединяемых деталей обивки ведется на заданном расстоянии от кромок одинарным или двойным швом с нелицевой стороны обивки, при этом выдерживается определенный шаг строчки. Сшитая обивка не должна иметь слабой затяжки, перекосов, морщин, складок и повреждений на лицевой стороне.
Обивка дверей и стоек боковины кузова соединяется с панелью из водонепроницаемого картона клеем 88-НП. Перед установкой •обивки на место осматривают пистоны крепления. Концы пистонов должны быть разделены так, чтобы пистон с трудом входил в отверстие и плотно прижимал обивку к кузову автомобиля.
Обивка потолка изготовляется из кожзаменителя и крепится к кузову с помощью дуг, зубчатых реек и клея. При установке обивки потолка следует учитывать, что жидкий клей пропитывает ткань, оставляя на ней пятна. Долговечность сидений в значительной степени зависит от прочности швов, соединяющих детали верхней обивки.
Отремонтированную и изготовленную обивку кузова, а также сиденья автомобиля временно хранят на стеллаже или направляют непосредственно в зону ТР или на участок ремонта кузовов для установки на автомобиль. Таким образом, зона ремонтно-кузовпых работ включает три участка: окрасочный, кузовной, обойный.
Окрасочный участок включает три отделения: подготовительных работ, краскоприготовительное, окрасочное. Обычно все эти участки располагаются вместе, что объясняется тесной взаимосвязью проводимых работ. Например, для того чтобы выправить крышу автомобиля, необходимо снять часть обивки кузова, произ вести правку, установить обивку на место, подготовить поверхность крыши кузова к окраске и окрасить ее.
В большинстве случаев блок ремонтно-кузовных работ отделен от помещения, в котором проводится ТО и ТР автомобилей. Иногда отделяют только окрасочный участок. Типовая схема расстановки технологического оборудования и организация зоны ремонтно-кузовных и окрасочных работ представлена на рис. 36 (на примере станции на 35 рабочих постов), а на рис. 37 — схема размещения оборудования для нанесения антикоррозионного покрытия.
Рис. 37. Типовая организация участка антикоррозионной защиты автомобилей на два поста: / пост — монтажно-демонтажных работ, мойка; // пост — сушка, нанесения антикоррозионных покрытий; 1 — моечная установка; 2 — передвижная сушильная установка; 3 —подъем-иик; 4 — камера для нанесения антикоррозионных покрытий |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ
Кроме основных производственных участков и отделений, где выполняются непосредственно работы по ТО и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, на СТОА необходимо | иметь вспомогательные службы, к которым относятся: компрессорная, маслораздаточная и склад масел, отдел главного механика
(ОГМ), тепловой узел, трансформаторная подстанция, а также склад запасных частей и материалов с инструментально-раздаточной кладовой (ИРК)-
Компрессорное отделение предназначено для обеспечения производственных процессов СТОЛ сжатым воздухом. Оборудование компрессорного отделения целесообразно сосредоточить в одном месте (желательно ближе к основным потребителям сжатого воздуха) и осуществлять разводку сжатого воздуха централизованно. Компрессорные установки должны размещаться в изолированном помещении.
Склад масел и маслораздаточная кладовая предназначены для централизованного хранения свежих (и отработавших) масел и их раздачи в соответствующей расфасовке. Хранение масел может быть организовано в подвальном помещении. При наличии на СТОА централизованных постов смазки подачу на них свежих масел и сбор отработавших масел целесообразно централизовать, однако допускается сбор отработавших масел в подземные емкости, установленные непосредственно на участке постов централизованной смазки.
Отдел главного механика (ОГМ) предназначен для поддержания в технически исправном состоянии технологического и гаражного оборудования, эксплуатируемого на СТОА, а также всех других систем станции (канализация, водоснабжение, вентиляция, энергоснабжение и др.), обеспечивающих ее нормальную жизнедеятельность. На крупных СТОА это отделение существует как самостоятельное подразделение, оснащенное необходимым станочным и другим оборудованием. В отдельных случаях оборудование, и производственные площади ОГМ используются для обеспечения выполнения производственной программы СТОА.
Склад запасных частей и материалов с инструментально-раздаточной кладовой занимает важное место в организации и обеспечении производственной деятельности станции.
Склад запасных частей и материалов не только функционально, но и территориально занимает на СТОА центральное место и должен иметь хорошую связь в первую очередь с зоной постов ТО и ТР, с агрегатно-механическим, кузовным и с другими производственными отделениями и участками непосредственно или через промежуточные кладовые. Центральный склад СТОА может обеспечивать запасными частями и материалами магазин автомобильных принадлежностей, он должен иметь удобные подъезды для загрузки.