Цели и задачи курсового проекта
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект является завершающим этапом изучения предмета «Техническое обслуживание автомобилей и двигателей» и предназначен для закрепления и углубления знаний по технологии и организации технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) подвижного состава автомобильного транспорта, а также для подготовки студентов к выполнению дипломного проекта.
Курсовое проектирование ставит перед студентами следующие основные задачи:
· систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении предмета;
· усвоение основ проектирования и технологических расчетов зон ТО, диагностики и ТР подвижного состава в автотранспортных предприятиях и организациях различных форм собственности;
· умение правильно выбрать метод организации производила ТО и ТР и его обоснование для конкретных условий;
· умение пользоваться технической и нормативно-справочной литературой, нормативными материалами и стандартами.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
Проект по степени сложности должен соответствовать теоретическим знаниям, полученным студентами при изучении предмета, и выполняться по индивидуальному заданию. Темы курсового проекта связаны с внедрением перспективных методов организации производства по техническому обслуживанию, диагностике и текущему ремонту автомобилей с системой централизованного управления (ЦУП).
Курсовой проект по дисциплине “Техническое обслуживание автомобилей” включает в себя один из вариантов разработки:
1. Технологический расчет комплекса технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) с разработкой технологии и организации работ на одном из постов.
2. Технологический расчет постов (линии) общей или поэлементной диагностики с разработкой технологии и организации работ по диагностированию группы агрегатов, систем (двигателя, трансмиссии, ходовой части, тормозной системы и т.п.).
3. Технологический расчет комплекса текущего ремонта автомобилей с разработкой технологии и организации работ на одном из постов.
4. Технологический расчет одного из производственных участков (цехов) с разработкой технологии и организации работы на одном из рабочих мест.
Одновременно должна быть разработана технологическая (постовая или операционная) карта и выполнена планировка поста с указанием расстановки рабочих мест.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕМ И ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ НО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект состоит из задания, пояснительной записки и графической части (планировка объекта проектировании) По своему содержанию пояснительная записка должна состоять из следующих разделов:
Оглавление.
1.Введение.
2.Характеристика предприятия и объекта проектирования.
3.Расчетно-технологический раздел.
4.Организационный раздел.
5.Технологическая (операционная) карта.
6. Охрана труда на объекте проектирования.
7.Заключение.
8.Литература.
Пояснительная записка объемом 35-40 страниц рукописного текста пишется чернилами на листах писчей бумаги формата А4 (210 х 297) и заполняется согласно требованиям ГОСТа 2.105-95. Сокращениеслов не допускается, за исключением общепринятых сокращенных обозначений по ГОСТу 2.3! 6-79.
Формулы и нормативные материалы, используемые в записке, должны иметь ссылку на источник, откуда они заимствованы; ниже формул поясняются символы и их числовые значения. После подстановки в формулу числовых величин следует, не производя сокращений, имени, ответ. Листы пояснительной записки нумеруют, начиная с титульного циста.
Графическая часть проекта выполняется на чертежной бумаге формата А1 (841 х 594) в соответствии с требованиями стандартаЕСКД. В графической части отражается принятое в проекте планировочное решение по производственному подразделению, укачанном шин. На
планировке должны быть показаны габаритные размерыпомещения, условные обозначения расположения оборудования и рабочих мест, монтажные и установочные размеры оборудовании, условные обозначения точек подвода коммуникаций (электроэнергии, воды, пара, сжатого воздуха, отвода выхлопных газов, местного вентиляционного отсоса и т.д.) в соответствии с требованиями стандартов и строительных норм и правил (СНиП).
ВВЕДЕНИЕ
В этом разделе должно быть дано обоснование необходимости выполнения технологических разработок по объекту проектирования. Материал раздела рекомендуется излагать в следующей последовательности:
• задачи, стоящие перед автомобильным транспортом;
• значение технического обслуживания, диагностики и ремонта в обеспечении высокой технической готовности подвижного состава;
• задачи, стоящие перед технической службой автотранспортных предприятий;
• цель проекта. Показать значимость проектных разработок по объекту проектирования;
• задача проекта. Дать решение тех вопросов, которые являются составными частями курсового проекта.
Исходные и скорректированные нормативы ТО и ремонта
Марка и модель подвижного состава | Исходные нормативы | Коэффициенты корректирования | Скорректированные коэффициенты | ||||||||
Обозначение (размерность) | Вели чина | К1 | К2 | К3 | К4(ср), К’4(ср) | К5 | КМ | Крез | Обозначение (размерность) | Вели чина | |
+ | , (км) | + | + | + | + | , (км) | + | ||||
, (км) | + | + | + | + | , (км) | + | |||||
, (чел.-ч) | + | + | + | + | + | , (чел.-ч) | + | ||||
, (чел.-ч) | + | + | + | + | + | , (чел.-ч) | + | ||||
, (чел.-ч) | + | + | + | + | + | , (чел.-ч) | + | ||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | ||||
, (км) | + | + | + | + | + | , (км) | + | ||||
+ | + | + | + | ||||||||
, (дн) | + | , (дн) | + |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Целью данного раздела курсового проекта является разработка вопросов организации работы объекта проектирования. За исключением пункта 4.1 данного раздела все остальные разрабатываются только применительно к тому объекту проектирования, который указан в задании на проектирование.
В организационной части предполагается решение следующих задач:
• выбор метода организации производства ТО и ТР в АТП;
• выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования;
• схема технологического процесса на объекте проектирования;
• выбор режима работы производственных подразделений АТП;
• расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики;
• расчет количества линий в зонах ТО;
• распределение исполнителей по специальностям и квалификации;
• подбор технологического оборудования и организационной оснастки;
• расчет производственной площади объекта проектирования;
• составление плана размещения технологического оборудования на объекте проектирования.
Технологическая оснастка
Наименование | Модель, ГОСТ | Количество |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
В данном разделе проекта в соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать технологический процесс технического обслуживания или текущего ремонта автомобиля (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям.
Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований (технических условий).
Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической карты.
Операционно-технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля. В соответствии с требованиями [6] она выполняется на формах I и 1а МУ-200-РСФСР-12-0139-8! (см Приложения 12 и 14 Методических указаний).
Постовая технологическая карта отражает последовательность операций ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) или системам (системе), которые выполняются на одном из постов То (диагностики). В соответствии с требованиями [6] постовая технологическая карта выполняется на
формах 2 или 2а МУ-200-РСФСР-12-0139-81 (см. Приложения 13 и 14 Методических указаний).
Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, вулканизационные, шинные, аккумуляторные, арматурно-кузовные, столярные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрутной карты.
Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР В соответствии с требованиями ГОСТ 3 1105-84 маршрутная карта выполняется на формах 1 или 1а (см. Приложения 15 Методуказаний)
Технологическая карта ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность переходов, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с соблюдением технических требований (технических условий).
Технологические операции ТО, диагностики или ТР оформляются в виде операционных карт слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ по ГОСТ 3.1407-86, форма 1 или 1а (см. Приложения 16 Методических указаний).
Для разработки технологических карт процессов и операций необходимо использовать специальную техническую литературу, а которой освещены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо указать перечень основных задач, решенных по каждому из разделов и сделать вывод о том, какое влияние могут оказать полученные результаты на повышение тех. готовности подвижного состава и эффективности работы технической службы АТП.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ И ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Пояснительная записка относится к текстовым документам и должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТа 2.105-95 и ГОСТа 2.106-68.
Согласно ГОСТу 2,105-95 пояснительную записку следует выполнять на листах формата А4 (210 х 297} с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20 мм и от остальных - на 5 мм. Пример оформления заглавного и последующих листов пояснительной записки приведен в Приложениях 17 и 18 Методических указаний.
В Приложении 17 в основной надписи на заглавном листе под символами «XX» следует понимать номер варианта индивидуального задания на курсовой проект.
Текст пояснительной записки выполняется на одной стороне листа рукописно черными, фиолетовыми или синими чернилами (пастой) при условии написания всего текста чернилами (пастой) одного цвета.
Каждый из разделов пояснительной записки следует начинать с нового листа. Расстояние между заголовками разделов и последующим текстом должно быть не менее 10 мм. Нумерация разделов и параграфов, входящих в них, выполняется арабскими цифрами.
Формулы, используемые в пояснительной записке для расчетов, должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Номер ставится с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Номер формулы состоит из двух чисел, разделенных точкой; первая цифра означает номер раздела, вторая цифра - порядковый номер формулы в разделе.
Ссылки на литературу в тексте пояснительной записки необходимо делать путем указания в квадратных скобках порядкового номера источника по списку литературы, приведенному в записке. В необходимых случаях, например при использовании нормативных данных, в скобках следует указывать номер страницы или номер таблицы (например, стр.25 [6] или табл. 2 [3]).
Цифровой материал в пояснительной записке, как правило, для наглядности оформляется в виде таблиц. Над правым верхним углом их помещают слово «таблица ...» с указанием порядкового номера (например, «таблица 4»).
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» пишется сокращенно, если она имеет номер (например,«... в табл. 6»).
Все размещенные в пояснительной записке иллюстрации необходимо пронумеровать арабскими цифрами (например, рис.1). Иллюстрации должны иметь наименование, а при необходимости и пояснения.
Нумерация формул, таблиц и рисунков в пояснительной записке должна быть сквозной в пределах каждого из разделов записки.
На обложку курсового проекта следует наклеить фирменный бланк, который выдается каждому студенту вместе с индивидуальным заданием на курсовой проект.
Содержание пояснительной записки по ГОСТу 2.105-95 следует помещать в ее начале на заглавном листе, а список литературы - в конце записки.
При составлении содержания в него следует включать названия всех разделов без каких-либо изменений и указать номер соответствующего листа, с которого они начинаются.
В списке литературы для каждого из литературных источников указываются фамилия и инициалы автора (авторов), точное и полное название источника, место издания, издательство, год издания. Пример оформления списка литературы приведен в конце настоящих Методических указаний.
Графическая часть проекта выполняется на чертежном листе формата А1 (841 х 594). На нем должны быть представлены:
- план объекта проектирования;
- краткая характеристика объекта проектирования;
- условные обозначения, принятые на плане;
- спецификация технологического оборудования и оргоснастки.
Компоновка технологического оборудования и оргоснастки, выбор технологической оснастки и расстановка рабочих мест на объекте проектирования должны учитывать рекомендации Типовых проектов Рабочих мест на АТП [7], а также требования Строительных норм и правил (СНиП 11-93-74) предприятий по обслуживанию автомобилей.
План объекта проектирования должен быть выполнен в регламентируемом ГОСТом масштабе уменьшения (1:15, 1:20, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100) с таким расчетом, чтобы он занимал примерно 3/4 от общей площади лис-га формата А1. На плане необходимо указать общие габаритные размеры объекта проектирования, установочные (привязочные) размеры стационарного технологического оборудования, связанного с подведенными коммуникациями (подвод электроэнергии, подвод сжатого воздуха, под вод воды, местный вентиляционный отсос и т.д), ширину проездов и середин осей подъемников (осмотровых канав), расстояние между автомобилями (ширину проходов между оборудованием) и строительными конструкциями здания, ширину оконных и дверных проемов, места установки элементов технологической оснастки.
Технологическое оборудование и оргоснастка на плане должны быть обозначены позициями и их перечень представлен в спецификации, которая должна располагаться над угловым штампом и примыкать к нему. Форма и размеры спецификации приведены в Приложении 19 Методических указаний.
Основная надпись (угловой штамп) на графической части должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ 2.104-68. Текстовая часть надписи, спецификации и чертежа должна быть выполнена чертежным шрифтом. Пример оформления основной надписи (углового штампа) для курсового проекта на тему «Организация моторного участка в АТП г. Н.Новгорода » приведен в Приложении 20 Методических указаний.
В основной надписи в обозначении документа под символами «XX» следует понимать номер варианта индивидуального задания на курсовой проект.
На свободной части поля чертежа должны быть представлены характеристика объекта проектирования и принятые условные обозначения. В характеристике объекта проектирования должно быть отражено:
• площадь объекта проектирования в м2;
• количество постов (для зон ТО и ТР);
• количество исполнителей;
• режим работы объекта проектирования (сменность работы, начало и конец работы каждой смены).
В условных обозначениях необходимо отразить лишь те, которые приняты на плане по данному объекту проектирования. Примеры условных обозначений приведены в [3] и [6].
Курсовой проект брошюруется в общей обложке в следующей последовательности:
- Индивидуальное задание на курсовой проект.
- Содержание (оглавление).
- Введение.
- Разделы пояснительной записки, предусмотренные настоящими Методическими указаниями.
- Список литературы.
- Графическая часть.
- Чистый лист для рецензии на курсовой проект.
ЛИТЕРАТУРА
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986.
2. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по дипломному проектированию. М., Транспорт, 1991.
3. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. М., Транспорт, 1981.
4. Карташов В.П., Мальцев В.М. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. М., Транспорт, 1979.
5. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М., Транспорт, 1986.
6. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91, Минавтотранс, 1991.
7. Типовые проекты организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий. Часть I и II., М, ЦНОТ и УП, Минавтотранс, 1985.
8. Руководство по организации и управлению производством технического обслуживания и ремонта подвижного состава в автотранспортных предприятий. НИИАТ,М., 1975.
9. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. РД-200-РСФСР-15-0150-81. М., НИИАТ, Минавтотранс, 1982.
10. Руководство по организации и технологии технического обслуживания грузовых автомобилей с применением диагностики для автотранспортных предприятий различной мощности. Методические указания (МУ-200-РСФСР-12-0139-81), М, Минавтотранс, 1981.
11 .Методика укрупненного определения уровня механизации производственных процессов автотранспортных предприятий. РД-200-РСФСР-13-0087-80-М, ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1981.
12. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Подвижного состава
Наименование предприятий и видов работ | Рекомендуемый режим работы производства ТО и ТР подвижного состава | |||
Число дней работы в году, дн | Число смен работы в сутки | Продол- житель- ность смены | Период выполнения (смены) | |
АТП и ПАТО | ||||
Уборочно-моечные работы ЕО | II, III | |||
I, II, III | ||||
I, II, III | ||||
Диагностирование общее и углубленное | I | |||
I и II | ||||
Первое техническое обслуживание | II | |||
II, III | ||||
Второе техническое обслуживание | I | |||
I, II | ||||
Регулировочные и разборочно-сборочные работы ТР | I, II | |||
7-8 | I, II, III | |||
I, II, III | ||||
Агрегатные, слесарно-механические, электротехнические, радиоремонтные, шиномонтажные, вулканизационные, кузнечно-рессорные, медницкие, сварочные, жестяницкие, арматурные, деревообрабатывающие, обойные работы, ремонт приборов системы питания | I | |||
I, II | ||||
I, II | ||||
I, II | ||||
Малярные работы ТР | I | |||
I, II |
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Примерное соотношение универсальных и специализированных постов
Наименование видов работ ТР | Процентное соотношение количества рабочих постов | |
автомобилей | прицепов и полуприцепов | |
Замена двигателей | 11-13 | - |
Замена и регулировка узлов двигателей | 4-6 | - |
Замена агрегатов и узлов трансмиссии (коробок передач, карданных передач, передних и задних мостов) | 12-16 | 18-20 |
Замена и регулировка приборов освещения, электрооборудования и системы питания | 7-9 | 8-10 |
Замена узлов и деталей ходовой части | 9-11 | 17-21 |
Замена узлов, деталей рулевого управления и регулировка узлов установки управляемых колес | 12-14 | - |
Замена и регулировка узлов и деталей тормозной системы | 10-12 | 16-18 |
Замена и перестановка колес | 8-10 | 15-17 |
Замена деталей кабины и кузова | 7-9 | 10-12 |
Прочие работы, выполняемые на универсальных постах | 9-11 | 8-10 |
ИТОГО: |
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Примерные средние значения показателей уровня механизации процессов ТО и ТР в АТП различного типа и мощности
Тип автотранспортного предприятия | Степень охвата рабочих механизированным трудом, % | Уровень механизированного труда в общих трудозатратах, % | ||||
СМ | СМР | С | УМТ | УМР | УМ | |
АТП для легковых автомобилей | ||||||
200 ед | 20,8 | 34,0 | 54,8 | 12,8 | 4,6 | 17,4 |
400 ед | 23,0 | 38,0 | 61,0 | 14,4 | 6,1 | 20,5 |
АТП для автобусов | ||||||
200 ед | 17,8 | 28,2 | 46,0 | 7,7 | 2,8 | 10,5 |
400 ед | 21,4 | 35,8 | 57,2 | 11,3 | 5,2 | 16,5 |
АТП для грузовых автомобилей | ||||||
200 ед | 19,6 | 32,0 | 53,6 | 10,0 | 3,7 | 13,7 |
400 ед | 22,2 | 37,2 | 59,4 | 12,7 | 6,0 | 18,7 |
Приложение 27
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ
ШИНОМОНТАЖНЫЙ УЧАСТОК
Технология.Шиномонтажный участок на СТОА предназначен для демонтажа и монтажа шин и колес (замена покрышек, камер, дисков колес и др.), текущего ремонта камер и дисков колес, а также для балансировки колес в сборе. Монтаж и демонтаж колес и шин, углубленная проверка технического состояния покрышек, камер и дисков колес, ремонт камер и балансировка смонтированных колес производятся непосредственно на шиномонтажном участке.
Рис. 27. План расстановки оборудования шиномонтажного участка: / — станок для балансировки колес; 2 и 3 — стенды для демонтажа и монтажа шин; 4 — вешалка для камер; 5 — барабан с самонаматывающимся шлангом для воздуха; 6 — ванна для проверки камер; 7 — стеллаж для колес; 8 — электровулканизационный аппарат; 9 — точильный станок; 10 — верстак для ремонта шин и камер; // — привод шероховалыюго инструмента или станок для шероховки; 12 — шкаф; 13 — ящик для мусора |
Мойка и сушка колес перед их демонтажом при необходимости (автомобили на посты СТОА должны поступать чистыми) выполняются в зоне ТО и ТР на посту, имеющем решетчатый пол, шлангорую моечную установку и подвод сжатого воздуха.
Очистка дисков колес от ржавчины и их правка осуществляются в рихтовочном отделении кузовного участка с последующей окраской на малярном участке. Технологическая планировка шиномонтажного участка (типовая) приведена на рис. 27, а расшифровка оборудования приведена в приложении 5.
Колеса в сборе или их детали (покрышки, камеры, диски колес) поступают на шиномонтажный участок из зоны ТО и ТР или от клиентов. Технологией работ в шиномонтажном отделении предусмотрена определенная последовательность и механизация работ: операции снятия колес с автомобиля, мойки и сушки, демонтажа, осмотра шин и других элементов колес, очистки от ржавчины и окраски дисков колес, ремонта камер, монтажа, транспортировки колес, покрышек, дисков (рис. 28).
После снятия колес с автомобиля (или после приемки от клиента) их транспортируют с помощью специальной тележки. Временное хранение колес до начала ремонтных работ производится на стеллаже. Демонтаж шин выполняется на специальном демонтажно-монтажном стенде в последовательности, предусмотренной технологической картой. После демонтажа покрышку и диск колеса хранят на стеллаже, а камеру — на вешалке.
Контроль технического состояния покрышек производят тщательным осмотром с наружной и внутренней сторон с применением ручного пневматического борторасширителя. Посторонние предметы, застрявшие в протекторе и боковинах шин, удаляются с помощью плоскогубцев и тупого шила (металлические посторонние предметы в покрышке могут быть обнаружены в процессе диагностирования с помощью специального прибора).
Проверку технического состояния камер осуществляют для выявления проколов, пробоев, разрывов, смятия и других дефектов. Герметичность камер проверяют в ванне, наполненной водой и оборудованной пневматическим утопителем, освещением и подводкой сжатого воздуха. Герметичность золотника (ниппеля) проверяют мыльным раствором, капля которого наносится на отверстие вентиля.
Контрольный осмотр дисков колес производится для выявления трещин, деформаций, коррозии и других дефектов. Трещины в ободах дисков выявляются путем их обстукивания. В обязательном порядке проверяется состояние отверстий под шпильки крепления колес. Для очистки ободов от ржавчины применяется специальный станок с электроприводом. Мелкие дефекты ободов колес (по-гаутость, заусенцы и др.) устраняются с применением слесарного инструмента — оправок, гладилок, молотков. Поврежденные камеры ремонтируются на специальном верстаке в технологической последовательности, представленной на рис. 29.
Монтаж технически исправных покрышек, камер и дисков, производят на том же стенде, что и демонтаж. Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормам, рекомендованным заводом-изготовителем.
Для шиномонтажного участка необходим эталонный манометр, по которому периодически проверяются рабочие манометры. После монтажа шины обязательна балансировка колеса в сборе на стационарном станке.
Шиномонтажное отделение должно быть обеспечено необходимой технической документацией, в том числе технологическими картами на выполнения основных видов работ.
Рис. 28. Схема технологического процесса работы шиномонтажного участка |
Рис. 29. Принципиальная схема технологического процесса ремонта камер
Техника безопасности. К вулканизационным работам допускаются лица, прошедшие специальное обучение и получившие удостоверение на право производства этих работ. Станки для шероховки должны быть оборудованы устройствами для местного отсоса пыли, надежно заземлены и иметь ограждение привода.
При ремонте камер лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя. Работать можно только с ножом,, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие. Монтаж и демонтаж шин должны производиться на стенде или на чистом полу (помосте). При демонтаже шины воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, осуществляется съемником. Запрещается выбивать диски кувалдой (молотком).
Перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода; нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы. Подкачивать шину без демонтажа можно, если давление воздуха снизилось не более чем на 40% по сравнению с нормальным и если есть уверенность в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа.
Подкачивают шину колеса, снятого с автомобиля, с применением ограждения или страхующего приспособления (вилки). Перед снятием колеса необходимо убедиться, что автомобиль надежно установлен на подъемнике или козлах.
КУЗОВНОЙ УЧАСТОК
Технология. Кузовной участок предназначен для устранения дефектов и неисправностей кузовов, возникших в процессе эксплуатации. На кузовном участке выполняются работы, связанные с восстановлением ремонтируемого кузова, его первоначальной формы и прочности, а также с поддержанием кузова и его механизмов в технически исправном состоянии.
На участке производятся жестяницко-сварочные и арматурно-кузовные работы, в которые входят операции по разборке, сборке, правке и сварке поврежденных панелей, деталей кузова и его механизмов. На участке могут выполняться работы по ремонту радиаторов, топливных баков, а также рессор. Кроме выполнения перечисленных работ, на кузовном участке изготовляют необходимые для замены детали кузова (панели, вставки, заплаты и пр.).
Схема участка представлена на рис. 36, а перечень технологического оборудования в приложении 9. В зоне ТР могут быть выделены автомобиле-места для выполнения подготовительных операций, что способствует повышению производительности труда и пропускной способности кузовного участка.
Автомобиль на кузовной участок доставляется, как правило на колесах. Аварийные кузова могут быть доставлены на специальных тележках. В этом случае снятие кузовов производится в основном на постах ТР, оборудованных осмотровыми канавами. Жестяницкие работы заключаются в ремонте крыльев, брызговиков, капотов, облицовок радиаторов, дверей и других частей кузовов (устранение вмятин, трещин, разрывов), а также в частичном изготовлении несложных ремонтных деталей, взамен пришедших в негодность, заплат, надставок, усилительных накладок и пр.
Разборочно-сборочные работы включают в себя снятие и установку дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова для ремонта его деталей производят в объеме, необходимом для обеспечения качественного выполнения всех ремонтных операций.
Рис. 36. Типовая планировка кузовного и окрасочного отделений:
а — вентиляционная камера; б — обойное отделение; в — кузовной участок; г — окрасочный участок; о — краско-приготовительное отделение;
/ — верстак обойщика; 2 — стеллаж; 3 — стол закройщика; 4 — швейная машина; 5 — стенд для обивки сидений; б — тележка для сварочных баллонов; 7 — сварочный трансформатор; 8 — правочная плита; 9 — опрокидыватель для легковых автомобилей- 10 — стол газосварщика; // — стол электросварщика; 12 — металлический экран; 13 — точильный станок- 14 — установка для правки кузовов; 15 — шкаф для лаков; 16 -/7 — вискозиметр на подставке; 18 — краскомешалка; окраски и сушки; 20 — пульт управления
основное направление движения:
возможное направление движения
Характерной особенностью сборки кузовов после ремонта является то, что постановка узлов и деталей на кузов (двери, крылья, панели) связана с выполнением различных пригоночных работ. Для этой цели применяются различные наборы приспособлений и инструментов и комплект шаблонов. Правочные работы в зависимости от характера повреждений заключаются в устранении неровностей на деформированных поверхностях, а также в исправлении искажений геометрических размеров кузова (перекосов).
Сварочные работы являются неотъемлемой частью жестяницко-кузовных работ. Почти все ремонтные операции требуют применения сварки в том или ином объеме. На кузовном участке станции может применяться газовая, электродуговая и точечная сварки. Ремонт сваркой используется при следующих работах: удалении поврежденного участка; правочных работах; установке частей или новых участков кузова и дополнительных деталей (усилительных коробок, накладок, вкладышей и т. п.); заварке трещин, разрывов и пробоин с наложением или без наложения заплат в зависимости от величины и состояния поврежденной поверхности.
К арматурным работам относятся ремонт всех механизмов кузова (замков, дверных петель, стеклоподъемников и пр.), а также работы по ремонту окон и замене стекол. Отремонтированный и собранный механизм устанавливают на место с последующей регулировкой. При замене стекол используются приспособления для сборки стекол, деревянные и резиновые киянки, оправки.
Кузовной участок должен быть обеспечен необходимой документацией, в том числе технологическими картами на основные виды работ.
Техника безопасности. На кузовном участке выполняются работы взрыво- и пожароопасного характера, поэтому здесь следует особенно строго следить за соблюдением указанных мер безопасности. Основные положения этих указаний изложены ниже.
Ремонтируемые кузова и их элементы должны устанавливаться и надежно закрепляться на специальных подставках (стендах). Перед правкой крыльев .и других деталей из листовой стали их следует очищать от ржавчины металлической щеткой у щелевого местного отсоса.
Крылья и другие детали при правке следует устанавливать на специальные оправки. Запрещается править детали, находящиеся на весу. При изготовлении деталей и заплат из листовой стали, а также при вырезке поврежденных мест острые углы и края необходимо затуплять и заусен