Формы и технологииэффективной коммуникации.

Традиционно выделяют три формы коммуникации: вербальную письменную, вербальную устную и невербальную. У каждой из этих форм имеются свои методы (средства) передачи информации.

Формы и средства коммуникации

Формы коммуникации Методы (средства) коммуникации
Вербальная устная Конференция (собрание), совещание, публичный доклад, официальные переговоры, пресс-конференция, интервью, презентация, собеседование, встреча один на один, указание, неформальная беседа
Вербальная письменная Меморандум, приказ, инструкция, служебная записка, правила и процедуры, рекламный проспект, письмо, резюме, отчет, электронная почта
Невербальная Поведение человека, движение тела, гримасы, интонация, тембр голоса, поза, жесты, тактильное воздействие, пространственная организация общения

Наиболее быстро развивающейся в настоящее время является электронная коммуникация. Интернети Веб, интранет (локальная сеть)и корпоративные порталы (распределение знаний и служба клиентской поддержки, мультимедийные средства и программное обеспечение для рабочих групп, экспертная поддержка принятия решений – все это формирует новую коммуникационную среду в организации и новое коммуникационное пространство во взаимодействии организации с внешней средой. При разработке и реализации программ повышения эффективности организационной коммуникации необходимо учитывать как новые формы и средства, методы и технологии информационных обменов, так и традиционные факторы.

Стратегии эффективной коммуникации в организации включает в себя: - формирование ясной, четкой и определенной целевой картины организации и конкретизация ее в подцелях организации; - детализированный план, регламентирующий работу подразделений; - оптимальный тип организационной структуры (отсутствие дублирующих подразделений, многих уровней подчинения); - формирование эффективной системы коммуникации внутри и вне организации.

Эффективность внутриорганизационной коммуникации зависит от решения двух групп проблем: проблемы организационного характера (структурных коммуникаций) и проблемы, возникающие в ходе межличностного общения.

Первая группа проблем обусловлена неопределенностью во взаимоотношениях между отдельными структурными единицами организации, несоответствием распоряжений руководства реальной ситуации, не пониманием сотрудниками указаний, информационной избыточностью (недостаточностью) или противоречивостью коммуникации. В связи с этим в коммуникационных процессах могут возникнуть следующие видыструктурных барьеров:

- искажение сообщений(непреднамеренные, сознательные; фильтрация информации);

- информационные перегрузки, приводящие к отсеиванию нужной информации;

- недостатки в структуре организации(большое количество уровней управления, отсутствие устойчивых горизонтальных связей, конфликты между подразделениями);

- высокая степень пространственной дифференциации, приводящая к снижению уровня активности каналов контроля и обратной связи.

Длярешения проблем структурных коммуникацийпредлагается использовать следующие приемы[74]:

1) постоянное регулирование информационных потоков(путем создания банка информационных данных, внутреннего рынка информации, службы мониторинга инфокоммуникационной системы);

2)контроль за процессами обмена информацией, информационными каналами. (Для этого можно проводить такие мероприятия, как разработка плана-графика, периодическая отчетность, регулярные встречи с подчиненными и т.д.);

3)организация системы сбора информации от исполнителей(путемсоздания действующих каналов от подчиненных к руководству, исклю­чающих фильтрацию информации);

4)создание дополнительных каналов(для исключения искаженияинформации или двойственного понимания информационных сообщений);

5) использование современных информационных технологий (решение проблемы создания качественной системы коммуникаций, включающей создание локальной сети, использования электронной почты, выход в Интернети т.д.;

6) планирование рабочих мест с учетом функциональных особенностей и способностей работников. (К таким мероприятиям можно отнести про­странственное сближение рабочих мест по принципу технологических линий или цепочек);

7) предотвращение возникновения барьеров между различнымиподразделениями и должностными статусами в организации.

Проблемы коммуникации в межличностном общениивозникаютпо следующим причинам:

- различия в восприятии сообщения и его основной идеи и концеп­ции(из-за неправильного кодирования сообщения руководителямибез учета культуры и установок членов организации;конфликт между сферами компетенции; различные социальные установки членов организаций);

- семантические барьеры, возникающие из-за плохо сформулированных сообщений;

- невербальные межличностные преграды(жесты, интонации);

- неудовлетворительная обратная связь(из-за неуме­ния слушать).

Для того чтобы избежать потерь, возникающих из-за недостатков межличностного общения, можно использовать такие приемы:

- предварительная подготовка к передаче сообщения (например, разъяснение основных положений, содержания сообщения;

- снятие семантических барьеров (путем исключения многозначности понятий);

- постоянное внимание к невербальной символической коммуни­кации (тону подаче сообщения, жестам, мимике и т.д.);

- проявление эмпатии и открытости при общении и передаче сообщений;

- установление обратной связи(следует: развивать умение слушать; задавать вопросы получателю информации о содержании сообщения и степени его восприятия; оценивать невербальную реакцию получателей на сообщение; особенное внимание обращать на жесты, позу и мимику, указывающие на замешательство или непонимание; создавать атмосферу доверия,доброжелательности и готовности обсудить возникающие проблемы с учетом интересов и потребностей получателей информационных сообщений.

Внедрение современных инфокоммуникационных технологий в деятельность органов законодательной и исполнительной власти нашло проявление в «виртуализации» управленческой деятельности, появлении информационных структур и служб (ситуационные центры, информационно-аналитические подразделения, «электронное правительство», «виртуальное правительство»).

Электронная инфраструктура государственного и муниципального управления, включающая в себя технологии Интернет-взаимодействия между органами власти и гражданами получила название «электронное правительство» (e-Government). Эта сервисная служба в структуре государственного учреждения ориентируется на следующие приоритеты социально-экономического развития общества:

- повышение постоянной осведомленности граждан о деятельности органов и иных структур государственной власти всех уровней;

- доступность официальной информации и ее оперативная доставка до конечного пользователя;

- поддержка и усиление обратной связи между властью и обществом;

- непосредственное участие граждан в деятельности системы государственного управления;

- поддержка политических процессов, направленных на развитие и совершенствование прямой демократии.[75]

В свою очередь, «электронное правительство» является компонентом более сложной информационной системы – виртуального правительства. «Виртуальное правительство», представляет собой интегрированную управляющую информационную систему обеспечения работы органа власти, включающую 6 уровней управляющих информационных технологий (УИТ): информационные системы стратегического и тактического менеджмента; операциональные УИТ (оперативное управление, контроль, отчетность); УИТ групповых решений; УИТ социально-ориентированных систем; УИТ обучения; УИТ комплекса специальных средств.

Подводя итоги можно сказать, что наиболее эффективное использование инфокоммуникационной системы зависит от таких важнейших факторов, как: профессионализм руководителей и стиль управления; структура организации и ее характеристики;культура и компетентность сотрудников;наличие устойчивых межличностных отношений между членами организации; положение организации во внешнейсреде (закрытость или открытость).

Тема 12. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Определение и функции организационной культуры

Содержание корпоративной культуры: основные характеристики

Типология организационной культуры

Механизмы формирования и поддержания оргкультуры

Имидж организации как составная часть организационной культуры

Наши рекомендации