Системный подход в исследовании.

Интенсивные разработки в области системного подхода к организации ведутся с середины ХХ века, хотя в работах философов, экономистов и социологов предшествующих столетий можно найти активное и эффективное использование этого способа мышления. Родоначальником теории систем называют австрийского биолога Л. фон Берталанфи.

«Система – комплекс взаимодействующих элементов» Л. фон Берталанфи «Система – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая определенную структуру и взаимодействующая с окружающей средой для достижения цели»

В системном подходе обращается на свойства, которые появляются у объектов любой природы, когда их части, элементы, компоненты взаимодействуют между собой. Применительно к исследованию организации системный подход предусматривает:

- рассмотрение организации как некой целостности, состоящей из взаимодействующих элементов, то есть определенное упорядочение системных единиц и связей между ними;

- всестороннее изучение признаков и свойств системных единиц, связей и отношений, которые возникают между ними; внимание к условиям и факторам, влияющих на их взаимодействие (для социальных организаций – человек, целевые ориентиры);

- выявление новых свойств и качеств, которые возникают в процессе взаимодействия и оказывают влияние на входящие в систему компоненты, на ее внутреннюю и внешнюю среду;

- изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике.

Системный подход и системная методология не конструируют и не создают методы исследования. В рамках системного подхода максимально точно формулируются задачи, которые необходимо решить и определяется каким условиям и требованиям должны отвечать методы, применение которых приведет к решению задачи. К таким методам можно отнести системный анализ и синтез, структурно-функционального анализ, методы общей теории систем, системотехники, исследования операций и др.[26]

Свойства системы –совокупность параметров, определяющих сущность и сложность системы, связь системы с внешней средой, ее целевую направленность и поведение (функционирование, развитие): - целостность(наличие связанности между элементами, превышающей по силе внутренние и внешние разрушительные воздействия); - эмерджентность (появление новых свойств и системы в результате взаимодействия системных единиц); - синергичность (совокупность свойств и качеств системы превышает арифметическую сумму свойств и качеств входящих в нее элементов.Отсюда, система – это целое которое невозможно разделить на полностью независимы элементы без потери существенных свойств этого целого); - первичность целого – первичность системы по отношению к элементам; - неаддитивность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов); - открытость (способность обмениваться с внешней средой веществом, энергией, информацией); - изолированность (относительная отграниченность системы от внешней среды); - сложностьструктуры (вертикальная целостность, горизонтальная обособленность); -иерархичность (наличие системных единиц различного уровня); - адаптивность (способность системы нормально функционировать при изменении параметров внешней среды); - конгруэнтность (система может рассматриваться и как самостоятельная сложная система и как подсистема системы более высокого порядка); - изоморфизм (наличие схожих с другими системами черт).

Классификация систем осуществляется по различным основаниям:

1) степень взаимодействия системы с внешней средой (изолированные; закрытые – с односторонней связью; открытые – с прямой и обратной связью);

2) размер системы (малые – до 30 компонентов; средние – до 300; большие);

3) виды систем (космические, биологические, технические, социально-экономические, экосистемы, логические);

4) материальный носитель (физические, абстрактные);

5) способ описания (детерминированные; стохастические (вероятностные); нечеткие (описательные);

6) чувствительность к воздействиям и устойчивость (мягкие – высокая чувствительность к внутренним и внешним воздействия сопровождается слабой устойчивостью; жесткие – высокая устойчивость к воздействиям сопровождается слабой чувствительностью);

7) способность к актам поиска, выбора и активного действия – сложные; не способность к действиям из-за отсутствия цели – простые.

Уровни сложности систем (по К. Боулдингу): 1) структурный – статичный (кристалл); 2) динамические системы (поток воды, часы); 3) уровень себернетики – установление обратной связи и контроля с внешней средой при слабой восприимчивости к информации (растения); 4) уровень открытой системы с возможностью роста и саморазвития, взаимодействия с внешней средой (популяция); 5) уровень социальной ячейки, использующей разделение труда (пчелиный рой); 6) биологический с целенаправленным поведением; 7) человеческий (возможность расшифровывать символы); 8) социальная система (человеческие общности); 9) уровень бесконечных систем (пока неизвестных); 10) социально-техническая и социально-экономическая организация.  

С

Наши рекомендации