Организационные метафоры как исследовательские модели.

Теория организации исследует свой объект как сложное явление в диапазоне: субъект (ментальные состояния, установки, предположения, ценности, целевые ориентиры, интерпретации, профессиональные знания и опыт) – деятельность (стили поведения, технологии решения управленческих и производственных задач,организация и координация совместной работы, процессы) – результат (проблемы, возникающие в процессе взаимодействия всех компонентов внутренней и внешней среды организации). Сложность объекта предопределяет разнообразные способы его отображения и понимания, различные модели организации.

При этом авторы различных теорий опираются на определенные образы (метафоры), которые хотя и ограничивают реальную ситуацию, упрощают объект анализа, но в тоже время дают возможность по-новому взглянуть на него, раскрыть новые горизонты его познания. «Метафора по своей сути парадоксальна. Она может порождать великие идеи, способствовать глубочайшим прозрениям, вместе с тем искажающим реальность, а новые представления, сформированные на основе метафоры, могут обернуться заблуждением [22].

К основным метафорическим моделям организации относят[23]:

- организация – это машина (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. Урвик). Обезличенность и механистичность организации предполагает полную управляемость, контролируемость и предсказуемость всех действий;

- организация– процесс (А. Богданов). Организация не имеет устойчивой структуры, поскольку она рассматривается как непрерывный процесс соединений (ассоциаций)и разъединений(диссоциаций);

- организация – община (Э. Мэйо). Отношения в организации строятся на основе взаимной привязанности и общих интересов. Главным регулятором являются принятые в коллективе социально-психологические нормы поведения;

- организация– социотехническая структура (У. Браун, А. Райс). Она основана на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства;

- организация– интеракционистская общность (Ч. Бернард, Г. Саймон, Дж. Марч). Организация рассматривает­ся как система длительных взаимодействий между ее членами, которые вносят в организацию собственные ожидания и цен­ности. Организационные цели зависят как от формальных, так и неформальных отношений, а их достижение связано с неопределенностью;

- организация– естественная общность (Т. Парсонс, Р. Мертон, А Этциони). Функционирование организации – объективный, самосовершенствующийся процесс, в котором субъективное начало не имеет решающего значения;

- организация– организм (Т. Бернс, Д. Сталкер). Все части организации как у живого организма взаимозависимы;

- организация– институт (Д. Норт). Формы и поведение орга­низации определяются обычаями, традициями, нормами.

- организация есть дело (логистическая модель организации на основе ТРИЗ Г.С. Альтшулера).

«Имиджи» организации по Г. Моргану.Гарет Морган, используя метафорический подход, выявил восемь организационных образов– метафор, анализ которыхпозволяет распознать и предупредить проблемы, более эффективно использовать потенциалы и возможностиорганизации в целях развития. Организация рассматривается как:механизм, живой организм, человеческий мозг, корпоративная культура, политическая система, «тюрьма» для психики человека, синергетическая система, инструмент насилия [24].

Имеются и другие метафоры, используемы для понимания организации (конфликтная модель Р. Холла, проблемная - В. Франчука).

Идеаль­но-типические конструкты как модели совершенства организации.

Сложность организаций как объекта познания, управления, про­ектирования заставляет нас прибегать к по­строению идеально-типических конструктов, в которых дается обобщенное теоретическое представление об организа­циях.В них сконцентрированы проверенные практикой знания не просто об организациях, а «хорошо устроенных организациях», «пре­восходных организациях». Эти конструкты являются плодом совместных усилий ряда научных дисциплин и собственно теории организа­ции, которая испытывает эти модели в практике управления.

Идеально-типические конструкты совершенной организации формировались в рамках различных научных дисциплин. В этой связи выделяются шесть моделей совершенства: кибернетическая,нейрокибернетическая, синергетическая, аутопоэтическая, социологическаяисовременная модель, использующая принципы системы менеджмента качества, инновационной деятельности [25].

Модели совершенства дают возможность менеджменту организации:

1) выявить свои сильные и сла­бые стороны;

2) оценить свое положение в сравнении с общими моде­лями;

3) проводить постоянные улучшения;

4) использовать способы внешнего признания.

Описание этих моделей будет представлено в следующей лекции.

Тема 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА И УПРАВЛЕНИЕ.

Системный подход в исследовании

Организации как системы: основные характеристики, классификация

Кибернетическая модель организации

Синергетическая модель организации

Нейрокибернетическая модель организации

Управление в организации. Субъекты организационно-управленческой

деятельности

Наши рекомендации