Организационные метафоры как исследовательские модели.
Теория организации исследует свой объект как сложное явление в диапазоне: субъект (ментальные состояния, установки, предположения, ценности, целевые ориентиры, интерпретации, профессиональные знания и опыт) – деятельность (стили поведения, технологии решения управленческих и производственных задач,организация и координация совместной работы, процессы) – результат (проблемы, возникающие в процессе взаимодействия всех компонентов внутренней и внешней среды организации). Сложность объекта предопределяет разнообразные способы его отображения и понимания, различные модели организации.
При этом авторы различных теорий опираются на определенные образы (метафоры), которые хотя и ограничивают реальную ситуацию, упрощают объект анализа, но в тоже время дают возможность по-новому взглянуть на него, раскрыть новые горизонты его познания. «Метафора по своей сути парадоксальна. Она может порождать великие идеи, способствовать глубочайшим прозрениям, вместе с тем искажающим реальность, а новые представления, сформированные на основе метафоры, могут обернуться заблуждением [22].
К основным метафорическим моделям организации относят[23]:
- организация – это машина (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. Урвик). Обезличенность и механистичность организации предполагает полную управляемость, контролируемость и предсказуемость всех действий;
- организация– процесс (А. Богданов). Организация не имеет устойчивой структуры, поскольку она рассматривается как непрерывный процесс соединений (ассоциаций)и разъединений(диссоциаций);
- организация – община (Э. Мэйо). Отношения в организации строятся на основе взаимной привязанности и общих интересов. Главным регулятором являются принятые в коллективе социально-психологические нормы поведения;
- организация– социотехническая структура (У. Браун, А. Райс). Она основана на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства;
- организация– интеракционистская общность (Ч. Бернард, Г. Саймон, Дж. Марч). Организация рассматривается как система длительных взаимодействий между ее членами, которые вносят в организацию собственные ожидания и ценности. Организационные цели зависят как от формальных, так и неформальных отношений, а их достижение связано с неопределенностью;
- организация– естественная общность (Т. Парсонс, Р. Мертон, А Этциони). Функционирование организации – объективный, самосовершенствующийся процесс, в котором субъективное начало не имеет решающего значения;
- организация– организм (Т. Бернс, Д. Сталкер). Все части организации как у живого организма взаимозависимы;
- организация– институт (Д. Норт). Формы и поведение организации определяются обычаями, традициями, нормами.
- организация есть дело (логистическая модель организации на основе ТРИЗ Г.С. Альтшулера).
«Имиджи» организации по Г. Моргану.Гарет Морган, используя метафорический подход, выявил восемь организационных образов– метафор, анализ которыхпозволяет распознать и предупредить проблемы, более эффективно использовать потенциалы и возможностиорганизации в целях развития. Организация рассматривается как:механизм, живой организм, человеческий мозг, корпоративная культура, политическая система, «тюрьма» для психики человека, синергетическая система, инструмент насилия [24].
Имеются и другие метафоры, используемы для понимания организации (конфликтная модель Р. Холла, проблемная - В. Франчука).
Идеально-типические конструкты как модели совершенства организации.
Сложность организаций как объекта познания, управления, проектирования заставляет нас прибегать к построению идеально-типических конструктов, в которых дается обобщенное теоретическое представление об организациях.В них сконцентрированы проверенные практикой знания не просто об организациях, а «хорошо устроенных организациях», «превосходных организациях». Эти конструкты являются плодом совместных усилий ряда научных дисциплин и собственно теории организации, которая испытывает эти модели в практике управления.
Идеально-типические конструкты совершенной организации формировались в рамках различных научных дисциплин. В этой связи выделяются шесть моделей совершенства: кибернетическая,нейрокибернетическая, синергетическая, аутопоэтическая, социологическаяисовременная модель, использующая принципы системы менеджмента качества, инновационной деятельности [25].
Модели совершенства дают возможность менеджменту организации:
1) выявить свои сильные и слабые стороны;
2) оценить свое положение в сравнении с общими моделями;
3) проводить постоянные улучшения;
4) использовать способы внешнего признания.
Описание этих моделей будет представлено в следующей лекции.
Тема 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА И УПРАВЛЕНИЕ.
Системный подход в исследовании
Организации как системы: основные характеристики, классификация
Кибернетическая модель организации
Синергетическая модель организации
Нейрокибернетическая модель организации
Управление в организации. Субъекты организационно-управленческой
деятельности